Немировский А.И.: Мифы древности - Индия
Сорок жизней Будды и Бодхисатвы.
Казначей

Казначей

Некогда бодхисатва был царским казначеем. Высокое происхождение, ученость, возвышенный образ мыслей, красноречие, сострадание к людям, щедрость обеспечили ему всеобщее уважение Был он счастлив и в семейной жизни Жена в нем души не чаяла

И вот как-то он отправился во дворец на встречу с царем, а в его отсутствие в дом явилась навестить дочь теща Разговор пошел о том, о сем. В конце же, собираясь уходить, старая женщина спросила

- Не пренебрегает ли тобой супруг доченька? Как он с тобой обращается?

- Мой муж добродетельнейший человек Такого обращения, полного благородства не встретишь даже у нищенствующего монаха, - тихо промолвила жена бодхисатвы

Мать же, у которой от старости ослабел слух, решила, что зять ее стал нищенствующим монахом и разразилась громкими рыданиями

- Как он может, - причитала она, - покинуть добродетельную и любящую супругу! Где это видано, чтобы такой молодой и красивый человек, оставив дом, город, царскую службу, ушел в лес к диким зверям!

Эти вопли привели дочь в такое состояние, что, забыв, с чего они начались, она тоже решила, что ее супруг намерен уйти в монахи, но об этом ей пока не сказал, чтобы не волновать. Плач матери и дочери поднял на ноги весь дом. Забились в рыданиях служанки и слуги. Сбежались соседи и просто прохожие, испытавшие благодеяния бодхисатвы и решившие разделить горе семьи.

Между тем бсдхисатва, завершив беседу с царем, в добром настроении возвращался домой Приняв его отчет о доходах и расходах казны, царь осыпал его благодарностями и назвал первым из друзей. Уже в начале улицы, на которой стоял его дом, казначей увидел огромную толпу и сразу подумал, что в доме случилась какая-то беда. Поэтому он послал слугу узнать, что случилось Тот, вскоре вернувшись, не только успокоил его, но и обрадовал

- Все живы и здоровы Но говорят, что ты решил покинуть свой дом, стать нищим монахом

Лицо бодхисатвы покрылось румянцем стыда «Как же так случилось, что я сам не пришел к мысли оставить город, вместилище дурных страстей? Выходит, народ лучше, чем я о нем думал. И он обо мне такого высокого мнения, что считает способным презреть все, что меня здесь удерживает!»

Не возвращаясь домой, бодхисатва пришел во дворец и, получив разрешение на прием, обратился к царю с такими словами:

- Дозволь мне, царь, оставить службу и этот мир

Царь был настолько удивлен, что утратил дар речи. Прийдя в себя, он спросил.

- Что же могло произойти за столь короткое время после того как мы расстались, чтобы ты решил изменить свою жизнь и нанести мне, столь тебя любящему, жестокую обиду. Отвечай!

- Идя к дому, о царь, я узнал, что народ верит в то, что я могу стать нищенствующим монахом.

- Что с тобою, мой друг? - проговорил царь, обхватив голову обеими руками - Я ведь знал тебя как благоразумного, трезвомыслящего человека, содержащего государственную казну в образцовом порядке, не поддающегося ни слухам, ни соблазнам. И ты прислушался к болтовне людишек, которым пришло в голову невесть что?

от имущества и мирской славы Не ставь мне в этом преграды, о царь!

Слова эти убедили царя, и он не стал задерживать казначея, который, оставив все, тотчас отправился в лес Но у городских ворот бодхисатву нагнали друзья. Одни протягивали к нему с мольбой руки, другие пытались преградить ему путь, третьи обрушивали на него брань, упрекая в бессердечии. Нашлись и такие, которые пытались убедить бодхисатву вернуться, приводя мудрые изречения из священных книг об обязанностях главы дома Бодхисатва обратился к ним с такой речью:

- Не оплакивайте меня, друзья Ибо это следует делать по отношению к умирающим и мертвым. Если же причина скорби разлука со мною, то что вам мешает разделить мой жребий? Взгляните на меня, я не скорблю, не страдаю. Я ухожу от страданий, ибо причина их в привязанности к путам, которые я разрываю

Простившись с друзьями, бодхисатва ушел в лес и провел там жизнь в счастьи, сияя своими добродетелями