Мифы народов Европы и Америки
Боги и герои Древнего Рима
44. Юпитер в представлениях и верованиях древних римлян

44. Юпитер в представлениях и верованиях древних римлян

Бог небесного света. Юпитер, как думали римляне, — верховный повелитель богов и людей. [У греков ему соответствует Зевс.] Сначала он чтился как божество небесного света, и потому ему было посвящено полнолуние каждого месяца. В эти дни ночью на земле светлее всего, потому что луна заливает мир своим серебристым светом. Полнолуние приходится примерно на середину месяца — на дни, которые римляне называли идами; иды были посвящены Юпитеру, и в эти дни ему приносили в жертву белую овцу.

Повелитель грозы и бури. Кроме того, Юпитера почитали как могущественного властителя неба, повелителя грозы и бури. Волю свою Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии или полетом орла — посвященной ему птицы. В гневе метал он молнии на головы непокорных его божественной воле. То место, в которое ударяла молния, становилось с этого момента священным. Дождь, который посылал Юпитер, оплодотворял землю и, на радость людям, доставлял хорошие урожаи. Поэтому и чтили великого бога превыше всего, именовали его «Светящимся», «Молниеносным», «Дождливым». Весной от Юпитера ждали дождей, летом и осенью — хорошей погоды. В честь Юпитера устраивали несколько празднеств в году — перед посевом, после жатвы, при сборе урожая.

Покровитель Римского государства. Но не только природными явлениями повелевал Юпитер. Он был и главным покровителем римского государства. Римляне считали, что Юпитер специально привел в Италию бежавшего из горящей Трои героя Энея для того, чтобы его потомки основали город Рим и подчинили его власти весь обитаемый мир. Поэтому Юпитера считали богом, помогавшим римлянам во время войн с другими народами. Он мог остановить обратившееся в бегство войско — и тогда его называли Юпитером Статором («Останавливающим»); ему римские полководцы приносили доспехи побежденных в единоборстве вражеских вождей — такого Юпитера называли Юпитер Феретрий.

Триумфы. Однако главным праздником в честь пославшего победу Юпитера был триумф, торжественный въезд в Рим полководца-победителя. В пору наивысшего могущества Рима триумф мог длиться несколько дней, на протяжении которых через город везли добычу и вели пленных. Сам полководец вступал в город вслед за добычей и пленными. Он ехал на квадриге — колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней. На это время он становился как бы земным двойником Юпитера — лицо его было выкрашено в красный цвет, как у древней статуи этого бога, одет он был в пурпурную одежду с вытканными на ней золотыми листьями, а над его головой раб держал золотой венок. В этот день полководец был столь величественным и ему воздавались такие почести, что возникало опасение: как бы Юпитер не позавидовал этому человеку, и, позавидовав, не наслал на него несчастья. Поэтому солдаты, шедшие в триумфе следом за своим командиром, распевали про него насмешливые песенки, напоминая этим, что он все-таки всего лишь человек, а не настоящий бог.

Храм Юпитера. Когда шествие достигало подножия Капитолийского холма, где находился храм Юпитера Наилучшего Величайшего, главный храм в государстве, полководец сходил со своей колесницы и пешком шел в храм. Там он приносил свою добычу в жертву Юпитеру, снимал праздничную одежду и выходил из храма вновь как простой человек. Таков был триумф, и нигде кроме Рима римский полководец не имел права праздновать свою победу — ведь ей он обязан Юпитеру, и лишать бога причитавшихся ему торжеств не подобало.

«Клянусь Юпитером». Юпитер был не только богом римского государства, но и богом вселенной, обеспечивавшим в ней порядок. Как божество всей вселенной, Юпитер был всеведущ, зная все дела и помыслы людей, даже самые сокровенные. Именно поэтому он был богом, обеспечивавшим верность клятве. Люди боялись его кары больше всего на свете. Никто не смел нарушить слово, если произносил «Клянусь Юпитером», поэтому такую клятву давали при всех важных делах.

Ауспиции. Конечно же, божество Вселенной не могло не знать ее судеб и будущего. Поэтому Юпитер был и богом, дающим предзнаменования во всяком деле. Ни одно важное дело не начиналось без ауспиций — гадания по полету птиц. Если птицы появлялись слева — значит, начинаемое дело будет удачным; чем больше птиц, тем более расположены боги, а совсем хорошо, если это будут не просто птицы, а орел, священная птица Юпитера.

Жрец великого бога. Служил Юпитеру один из жрецов, которых называли фламинами. Фламин Юпитера был самым почитаемым среди этих жрецов. Он руководил различными празднествами, с ним связывали благополучие Вечного Города, и потому жизнь его была окружена множеством запретов. Так, например, он, жрец великого небесного бога не имел права прикасаться ни к каким предметам, которые использовали в погребальных обрядах — это прикосновение осквернило бы его и лишило части его священной силы, считали римляне. Одежду ему было можно застегивать только заколками-фибулами, но ни в коем случае не завязывать на ней узлов, а в дом к нему было нельзя вводить закованного человека — римляне верили, что любые узлы и оковы могут «сковать» его силу. Если ему нужно было побрить бороду, делать это должен был только свободный римлянин, а не раб-брадобрей — ведь рабами были чужеземцы-враги, а как можно доверить им человека, чья жизнь так важна всему римскому народу? Кто помешал бы такому чужеземцу бритвой убить римского жреца?

Это только часть запретов, окружавших фламина Юпитера, на самом деле их было гораздо больше. Не все они могли получить какое-нибудь объяснение, некоторые кажутся нам лишенными смысла, но римляне соблюдали их все, так что положение фламинов Юпитера было не только очень почетным, но и довольно обременительным для людей, которые занимали эту должность.

© 2000- NIV