Мифы народов Европы и Америки
Мифы народов Америки
109. Рождение Пятого Солнца и Луны

109. Рождение Пятого Солнца и Луны

Боги ищут того, кто станет Солнцем. После того, как свет четвертого Солнца исчез с небес, закончилась предпоследняя эпоха. Боги собрались «Там, где рождаются боги» – в Теотиуакане. Они задумались, как им быть, кого просить стать Пятым Солнцем.

Боги стали обсуждать, как им сделать так, чтобы осветить Вселенную. Один из небожителей по имени Текукисекатль заявил:

- Я стану освещать Вселенную.

Боги продолжили совет и еще раз спросили, кто хочет освещать мир. Они с надеждой смотрели друг на друга, но больше никто не вызывался.

Среди богов находился Нанауацин. Он был тяжело болен, ничего не говорил и только внимательно слушал речи других небожителей. Боги относились к нему с презрением, потому что все его тело покрывали гноящиеся язвы. Но, когда не нашлось второго желающего пожертвовать собой, чтобы освещать землю, они обратились с вопросом к страдающему собрату:

- Согласишься ли ты, Нанауацин?

Он сразу же согласился со словами, что принимает их предложение как милость.

Подготовка к жертвоприношению. Оба избранных бога начали готовиться к предстоящим испытаниям. Четыре дня они проходили обряды покаяния. Тем временем на горе разожгли огромный костер. Та гора зовется Гора богов.

Текукисекатль приготовил для торжественного жертвоприношения драгоценности: цветы он заменил прекрасными перьями птицы кецаль, соломенные мячи – золотыми шарами, колючки агавы – наконечниками из драгоценых камней и сделанными из красных раковин шипами. Для воскурений он приготовил самый лучший копал – душистую смолу.

Нанауацин, больной бог, не смог собрать драгоценные дары. Вместо ветвей он приготовил всего лишь девять стеблей тростника, его мячи были из обыкновенной соломы, но на колючках агавы была его кровь. Вместо благовонного копала он принес в жертву струпья и гной своих язв – следы ужасной болезни.

Для торжественной процедуры возвели пирамиду. Четыре дня и четыре ночи боги-претенденты провели на ее вершине, не принимая еды и непрерывно молясь. Когда время бдений завершилось, вокруг того места разбросали ветви, цветы и прочие жертвы обоих божеств.

Час испытаний. Настала следующая ночь. Вскоре после полуночи Текукисекатль облачился в пышный наряд из перьев и в одеяние из легкой белой ткани. Нанауацин прикрыл голову бумажной шапкой, надел набедренную повязку и плащ, также изготовленные из бумаги. А сама бумага была сделана из коры фигового дерева.

Когда наступила полночь, боги собрались вокруг костра, разделись и встали рядами – по обе стороны от пламени.

Воскликнули боги, обратившись к Текукисекатлю:

- О Текукисекатль! Бросайся в огонь!

Текукисекатль было попытался выполнить приказ богов, но огонь разгорался все сильнее и сильнее, и начал опалять своим жаром. Испугался Текукисекатль и не смог ринуться в огнедышащий очаг. Ужас охватил его перед пламенем и жаром, который казался ему нестерпимым. Четыре раза приближался он костру и четыре раза отступал назад. А в пятый раз обычай не позволял совершать попытку.

Настал черед испытаний для Нанауацина. Боги обратились в его сторону и воскликнули:

- Нанауацин, бросайся в огонь!

Как только они произнесли эти слова, Нанауацин сделал над собой усилие, закрыл глаза, подпрыгнул и ринулся в огонь. Послышался треск, как будто что-то стало жариться. Как только Текукисекатль понял, что уступил первенство другому богу, он тоже собрал все мужество и бросился в огонь, который горел уже не так сильно. В тот же костер попали орел и ягуар. С тех пор у орла темные перья, а у ягуара – пятна на шкуре, как будто их опалило огнем.

Появление Солнца. Сели боги и стали ждать, когда догорит костер, и Нанауацин превратится в Солнце. Долго пришлось им ожидать. Наконец небо озарилось ровными красноватыми отблесками, забрезжил рассвет. Свет начал разливаться повсюду, равномерно освещая все вокруг, так, что было трудно определить, с какой же стороны светило поднимется на небосвод. Преклонили боги колена, ждут Нанауацина. Одни из них повернулись на запад, полагая, что Солнце появится оттуда. Другие обратились лицом на север, надеясь увидеть, как светило поднимется из-за этого края земли. Третьи полагали, что Нанауацин покажется на юге, и поэтому обернулись в ту сторону. Но большинство богов обратились к востоку. Среди них был и Кецалькоатль. Он и те, кто повернулся к востоку, оказались правы. Оттуда и появилось Солнце.

Когда долгожданное светило взошло, оно оказалось алым и раскачивалось из стороны в сторону. Солнце было таким ярким, что никто не мог задержать на нем своего взгляда. Его лучи проникали повсюду и ослепляли. Вскоре вслед за Солнцем появилась Луна, почти столь же яркая. Это поднялся на небо второй бог – Текукисекатль.

Боги вновь начали совещаться. Они решили, что Солнце и Луна не должны светить одинаково. Тогда один из богов ударил Луну по лицу кроликом. От удара светило потемнело, потеряло свой блеск и стало таким, каким мы его видим сейчас.

Поднялись Солнце и Луна над землей и замерли неподвижно. Наступил бесконечно долгий день. И люди могли погибнуть от испепеляющих лучей Солнца.

Мифы народов Европы и Америки Мифы народов Америки 109. Рождение Пятого Солнца и Луны
Пирамида Солнца в Тиотиукане

Боги отдают свои жизни светилам. Боги вновь начали совет. Они решились принести себя в жертву, чтобы тем самым дать жизнь светилам и заставить их двигаться по небосклону.

Один из богов по имени Шолотль начал плакать и стенать. Он заявил богам, что не хочет умирать. Он плакал так долго, что вытекли его глаза. И вдруг поднялся необычайной силы ветер и унес жизни всех богов, кроме Шолотля. Шолотль, как только ветер приблизился к нему, бросился наутек и успел спрятаться на кукурузном поле, превратившись в растение с двумя стеблями. С тех пор такое растение земледельцы называют шолотль. Ветер долго разыскивал скрывшегося среди посадок бога, и наконец обнаружил его среди початков. Шолотлю вновь пришлось спасаться бегством. Он спрятался под агавами и стал одной из них, но только с двумя стволами – мешолотль. Когда выяснилось, что и среди деревьев ему не найти надежного убежища, Шолотль бросился в воду и стал рыбой, которую с тех пор называют ашолотль. Но в воде ветер смог его настичь и убить.

Ветер сдвигает с места Солнце и Луну. После гибели всех богов пришло время действовать ветру. Ветер решил мчаться с неимоверной скоростью и дуть изо всех сил, чтобы сдвинуть с места застывшее в одной точке Солнце. Он дул и дул, дул и дул непрестанно, пока, наконец, Солнце не покачнулось. Оно сдвинулось с места и понеслось по своему небесному пути. Луна же оставалась неподвижной. Она двинулась по небу только тогда, когда Солнце завершило движение по небосклону. Так они разъединились и с тех пор стали показываться в разное время. Солнце светит весь день, а Луна появляется только ночью.

Так появилось пятое Солнце – Солнце движения, которое продолжает светить людям и сейчас. Пятое Солнце называется Солнцем движения, потому что двигается, следует своим путем. Как говорят старцы, когда закончится время, что отведено Пятому Солнцу, будут землетрясения, будет голод, и в результате погибнет все живое.

© 2000- NIV