Мифы народов Европы и Америки
Предисловие

Предисловие

Античная мифология как неисчерпаемый источник. Когда произносят слово «мифология», то обычно под ним подразумевается мифология античная, греческая и римская. Это и понятно: ведь греко-римское наследие оказало сильнейшее влияние на культурное развитие современной Европы.

Когда античная религия уступила место христианству, прекратила существование Римская империя, на развалинах которой возникли новые германские государства, и прежнее культурное единство распалось, персонажи древней мифологии были надолго забыты. У германцев были свои боги и герои, у славян – свои. В иной ситуации, но примерно с этого же времени складываются мифологические представления народов Америки.

Но, пожалуй, ярче и полнее античных мифов ничего не сохранилось. Ведь уже в эпоху Возрождения усилиями ученых-энтузиастов, интеллектуалов и писателей-гуманистов были возвращены к жизни античные тексты и произведения искусства, а вместе с ними и образы античной мифологии: сначала римской, а затем и греческой. С тех пор античная мифология становится неисчерпаемым источником образов для европейской и мировой культуры.

Миф: что это такое. «Миф» – слово греческое, и в переводе оно означает «рассказ». Мифами называют созданные людьми тысячи или сотни лет назад рассказы о богах и героях, о чудесах и превращениях.

Действие мифа происходит то в мире богов, то в мире людей, то в мирах подземных. Но всегда они отражают исторический и культурный опыт того мира, где жили люди, создавшие их.

Мифы и легенды. Иногда рядом стоят два слова – миф и легенда (например в названии книги «Легенды и мифы Древней Греции»). Если эти слова стоят рядом – значит, мифы и легенды чем-то похожи друг на друга. Действительно, в легендах, как и в мифах, есть чудесные события. Если не волшебство и превращения, то уж чудесная сила героев, в одиночку побеждающих полчища врагов, в легендах присутствует обязательно. Мы до сих пор говорим: «легендарный подвиг», «легендарный герой», имея в виду подвиги, которые нам кажутся непосильными для человека. Герой легенды – чаще всего реальный человек, но народная фантазия наделяет его чудесными свойствами, придумывает для него фантастические подробности.

Вот, например, король по имени Артур, правивший одним из племен Британии. О его реальной жизни известно очень мало, но в народных преданиях он превращается в могучего государя, возглавлявшего славное братство Рыцарей Круглого Стола. Точно так же небольшой поход греков на город Трою превращается в легендах в долгую и кровопролитную Троянскую войну, в которой приняли участие самые прославленные герои Греции. Итак, в отличие от мифа, легенда – это рассказ о событии, которое происходило в действительности, но со временем приобрело чудесные подробности. Очень часто легендами становятся события, которые произошли сравнительно недавно, но произвели большое впечатление на людей.

Миф и религия. Наконец, разберемся еще в одном важном вопросе. Повествование мифов часто бывает связано с богами. Но ведь вера в богов (или Бога) называется религией. Значит ли это, что миф и религия – разные названия одного и того же явления? Различие здесь зачастую настолько трудноуловимо, что даже некоторые ученые считают, что у древних народов религия заключалась в вере в мифы. На самом деле, это не совсем так. Прежде всего, боги присутствуют далеко не во всех мифах. Кроме того, сами древние народы, веря в своих богов, верили далеко не во все, что рассказывали о них мифы. Всем известны боги греческих мифов. Но что о них рассказывали? Гермес получался плутоватым, Афродита – кокетливой, Дионис – склонным к выпивке, а сам Зевс, отец богов и людей, довольно часто совершал неприглядные поступки. Разве могут такие боги мудро и справедливо управлять миром? Конечно нет! Уже в древности многие считали, что поэты, записывая древние мифы о богах, сами наделяли их человеческими, при этом не всегда хорошими, качествами. Поэтому вера в богов вовсе не означает веру во все то, что рассказывали о них поэты. Мы можем знать все мифы того или иного народа, но при этом совсем не знать и не понимать его религию. У человека древности было особое отношение к своим богам: он почитал их, восхищался ими, славил их, испытывал перед ними священный трепет. Без этих чувств невозможна ни одна религия.

Мы и древние мифы. Мы уже много говорили о том, что такое мифы и какое значение они имели для древнего человека. Но почему эти мифы нужны нам, людям, вступившим в XXI в.? Прежде всего потому, что древние мифы легли в основу современной культуры. Без хорошего знания мифов остаются непонятными многие известнейшие произведения литературы, живописи, скульптуры. Например, у А. С. Пушкина есть такие строки:

Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из Аида бога мчат.

Пять строк – пять загадочных имен! Не зная мифологии, здесь придется после каждой строчки заглядывать в словарь. Персонажи мифов окружают нас повсюду: в Петербурге есть Марсово поле, статуи атлантов украшают вход в Эрмитаж, над входом в Большой театр возвышается квадрига (колесница, запряженная четверкой лошадей) Аполлона. Персонажи греческих и римских мифов возникают в самых неожиданных местах: в названиях звезд и созвездий, планет и месяцев, кораблей, плавательных бассейнов, магазинов, фирм, даже кашу варят из крупы «Геркулес».

Живут и мифы наших предков – славян, хотя не столь известные, как греческие мифы. Они существуют в детских поговорках, в наших обычаях и праздниках, они перешли в народные сказки и в произведения русской литературы.

Есть у мифов и еще одно важное значение. Веками копили они опыт народов, их представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Когда-то, передаваясь из поколения в поколение, они учили людей тому, как следует жить. Эти представления – часть духовных сокровищ, накопленных человечеством, знакомство с которыми обогащает каждого, кто с ними соприкасается. Вот как сказал об этом замечательный поэт В. Высоцкий:

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.

О чем рассказывает эта книга. Настоящий том включает в себя мифы и некоторые предания великих и таинственных древних и средневековых народов – греков, римлян, германцев (скандинавов), славян, американских майя и ацтеков. Они выглядят очень разными и вместе с тем обнаруживают схожие темы: скажем, происхождение Вселенной, Солнца, Луны, Земли, жизни на ней, человека. Почти все рассказывают о потопе, могущественных старших и младших богах и великанах, богинях и великаншах, их подвигах и противоборстве, о гибели мира и его возрождении. Все боги, духи, герои мифов оказываются связанными чисто человеческими отношениями – любовными, семейно-родовыми, дружескими, враждебными. Есть мифы, которые воспроизводят природные циклы. Мифы на перечисленные выше темы принято называть космогоническими и календарными.

Интересны мифы, рассказывающие о происхождении тех или иных изобретений, культурных благ: добывании огня, возникновении ремесел, земледелия, установлении для людей определенных правил и обычаев, появлении письменности, счета. Их придумывают боги или герои, и потому такие мифы называются мифами о культурных героях.

Особый цикл представляют мифы и предания о древней истории греков, римлян, славян и народов Америки, времени первых царей и героев, их подвигах во имя людей, лучшей жизни, лучшего государства.

Итак, на материалах наиболее ярких и выразительных мифов познакомимся с тем, как в древности человек истолковывал мир и явления природы, какими представлял богов и чудовищ, как понимал общество и себя самого.

Авторы данной книги – профессиональные историки, профессора и доценты Саратовского государственного университета, специалисты в области древней и средневековой истории, литературы, культуры народов Запада, Нового Света, Руси, славянских стран. По древним священным, литературным, летописным и научным текстам, т. е. первоисточникам, в том числе – не переведенным пока на русский язык, они пересказали сами мифы, а пояснения к ним писали на основе личного научного опыта и специальной литературы, значительная часть которой была освоена авторами на языке оригинала (английском, немецком, итальянском, испанском) и впервые вводится в широкий читательский оборот.

Материалы данной книги могут представить интерес для самых разных кругов читателей. Они расширят кругозор любознательных книгочеев, позволят им глубже понять истоки современной культуры и суть богатого, но пока недостаточно известного отечественному читателю мифологического наследия стран Запада, славянского мира, Америки.

Ученикам средних и старших классов, студентам они дадут богатый дополнительный материал по истории, истории литературы, мировой художественной культуры, который можно использовать на уроках, семинарах, для подготовки рефератов, творческих работ, докладов.

Учителям и ученым-гуманитариям они откроют массу интересных деталей, конкретных фактов, важных сведений, которые украсят их уроки и лекции.

В целом данная книга предлагает продолжить знакомство с новой картиной европейского и американского прошлого на материалах наиболее интересных и выразительных мифов, позволяющих познакомиться с тем, как в древности человек представлял и истолковывал мир и явления природы, как понимал общество и себя самого, свою историю, какими видел лучшее государство и справедливую власть, какими – своих великих и малых богов.

© 2000- NIV