Мифы народов Европы и Америки
Славянская мифология
89. Князья-родоначальники

89. Князья-родоначальники

Родство славянских народов. Каждый славянский народ имеет легенды о своем происхождении, возникновении власти и государства, об основании городов. Начало отдельного существования народа связывали, как правило, с мифическим родоначальником. Эти легенды и мифы мы встречаем на страницах древних летописей — чешских, польских, русских.

Славянские народы помнили о своем древнем родстве, и существовало предание, что они произошли от трех родных братьев — Леха, Чеха и Руса. Чех был родоначальником чехов, Лех — поляков, Рус — русских.

Крак и основание Кракова. Имя первого короля и основание столицы у поляков связаны с мифом о победе над змеем. Один из потомков Леха, легендарный князь Крак, жил на берегу Вислы. Был он хорошим хозяином и удачливым воином. В те же незапамятные времена в пещере обитало страшное чудовище, которому надо было ежедневно пригонять целые стада скота, иначе оно бросалось на людей. Не мог больше терпеть такого разорения Крак. Решил он прибегнуть к хитрости. Вместо скота подложили чудовищу шкуры, наполненные горящей серой. Проглотил змей эти шкуры — и сдох.

Победитель змея Крак был избран поляками первым королем. А на высоком берегу Вислы, на скале, под которой когда-то жило чудовище, основали поляки славный город Краков.

Месть богов: мыши съели короля. Предание гласит, что одного из польских королей звали Попелем. Был он человеком скверным: жадным, ленивым, трусливым. Больше всего он боялся, что родственники отнимут у него королевскую власть. Притворившись смертельно больным, он пригласил всех своих родственников и просил их решить вопрос о том, кто будет королем, когда он умрет. Во время совета жена короля подала гостям питье с отравой — и все они умерли. Обрадовался Попель, что теперь у него нет соперников, приказал бросить тела своих родственников непогребенными, якобы принося их в жертву богам.

Но не приняли боги жертвы от злодея. Убийство родственников-гостей не должно оставаться без отмщения! Там, где лежали тела отравленных, появились огромные мыши. И нельзя было спастись от них ни огнем, ни мечом. Пытался Попель убежать от них в высокую башню, но и там настигли и загрызли его мыши. Так закончил король свою постыдную жизнь.

Начало Чешского государства. Другой из братьев — Чех — привел свой народ в те благодатные места, где берет свое начало большая река Лаба (Эльба), где вливает в нее свои воды красавица Влтава. Как чудесна была эта неподвластная никому земля! Была она полна зверей и птиц. Воздух в ней был приятен и легок, а реки изобиловали рыбой. В благодарность за обретение прекрасной родины назвали потомки эту землю в честь прародителя Чехией.

Сначала чешским народом правили три мудрые сестры — Кази, Тетка и Либуше. Кази умела предсказывать будущее. Тетка научила народ поклоняться богам и духам. Либуше же мудро разбирала все споры. Она тоже обладала даром пророчества и считалась главной правительницей чехов. Либуше управляла потомками Чеха кротко, милостиво и справедливо.

Но некоторые мужчины-воины были недовольны, что ими правит женщина. «У женщин волос долог, а ум короток», — ворчали они. Узнала об этом Либуше и сказала: «Выберите сами себе господина, а я стану его женой». И назвала она место, где находится будущий князь, и его имя: ведь она умела пророчествовать.

Князь-пахарь. На следующий день взяли послы княжескую одежду и коня и отправились на место, которое указала им Либуше. Как она и предсказала, увидели они селянина, который в крестьянской одежде пахал землю на пестрых волах. Звали его Пржемысл. Поклонились послы ему и сказали:

Здравствуй же, здравствуй, наш князь.
Ты славы великой достойный!
Волов и одежду оставь
И садись на коня дорогого.

Остановился пахарь, воткнул в землю свою палку — и вырос из нее куст орешника. Затем он распряг волов и сказал им: «Отправляйтесь туда, откуда пришли». И волы сразу же исчезли, словно их и не было. Люди, видевшие это, были поражены. Пржемысл пригласил послов отведать его крестьянской еды — хлеба и воды. И показалась им простая еда слаще любых яств.

После этого пахарь надел княжескую одежду, сел на горячего коня и поехал в сопровождении послов к Либуше, которая вскоре стала его женой.

Вместе с Либуше Пржемысл установил строгие, но мудрые законы, которым с тех пор подчинялись трудолюбивые чехи. Тогда же был основан на берегу Влтавы город Прага — «злата Прага», как любовно называют чехи свою столицу.

А чтобы народ не забывал, что первым его князем был пахарь, долго хранились в королевском дворце сплетенные из лыка лапти Пржемысла. Они напоминали о том, что труд пахаря — основа жизни.

Легенда об основании Киева. На высоких берегах Днепра, там, где плодородное поле сходится с лесом, изобилующим зверями и дичью, жило славянское племя полян. Были поляне мужественными и смышлеными, отличались добрым нравом и кроткими обычаями. Не похищали они себе жён, а заранее договаривались о браках; не убивали друг друга в бесконечной кровной мести. И было у них три брата-князя: одного звали Кий, другого — Щек, а третьего — Хорив. И у них была сестра по имени Лыбедь. Каждый из князей правил родом своим, и жили они по соседству — на горах, что возвышались над Днепром.

Самым смелым и мудрым был старший брат Кий. Со своей дружиной пошел он в поход на Царьград (так называли в древней Руси столицу Византии Константинополь). Испугавшись, византийский император прислал к Кию своих послов с великой честью, одарил его бесчисленными подарками. Когда Кий с победой вернулся на берег Днепра, построили братья город и назвали его по имени старшего брата — Киевом. А речку, что впадала в Днепр, люди стали называть Лыбедью.

© 2000- NIV