Мифы народов Европы и Америки
Мифы народов Америки
95. Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу

95. Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу

Дети прорицателей. Когда был сотворен мир, у прорицателей, что подсказали богам, из чего делать людей, родились сыновья-близнецы. Их назвали Хун-Хун-Ахпу, что значит «Один охотник с сербатаном», и Вукуб-Хун-Ахпу, что значит «Семь охотников с сербатанами». Братья были очень умны и способны. Они умели прекрасно играть на флейте, великолепно пели, были замечательными скульпторами и ювелирами и, конечно, очень метко стреляли из сербатанов. Глиняные шарики, которыми они заряжали свои трубки, всегда попадали в цель. Любимым развлечением близнецов была игра в мяч.

Братья тревожат богов подземного царства. Однажды братья Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу играли в мяч у дороги, которая вела в Шибальбу – царство мертвых. Их веселые крики потревожили богов подземного мира Хун-Каме и Вукуб-Каме, что значит «Один мертвый» и «Семь мертвых». Оскорбленные столь непочтительным отношением к хозяевам преисподней, божества созвали всех богов, правивших в Шибальбе. Многие откликнулись на их зов: те божества, что заставляют людей истекать кровью, и те, что вызывают страшные нарывы и опасные болезни. Пришли также два жезлоносца с посохами из человеческой кости. Они могли заставить любого чахнуть до тех пор, пока живот не приклеивался к позвоночнику. Явились на зов и те два божества, которые поражали людей в их домах или заставляли погибать от ран. Наконец к собравшимся присоединились боги, что настигают людей в дороге, сжимая мертвой хваткой горло и сердце. Боги решили замучить братьев и отнять у них снаряжение для игры в мяч.

Мифы народов Европы и Америки Мифы народов Америки 95. Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу

Площадка для игры в мяч. Копан

За близнецами владыки Шибальбы послали своих верных помощников – сов. Птицы передали братьям приказание явиться в подземный мир. Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу простились с родителями, а мяч и снаряжение для игры спрятали под крышей родного дома.

Путь в Шибальбу. Вслед за совами братья двинулись по дороге и увидели уходящую вниз лестницу. Они долго-долго спускались по ней и вышли к реке. Река текла через очень опасное ущелье, но близнецы бесстрашно перебрались на другой берег и двинулись дальше. Потом на их пути встали бесконечные заросли колючих тыквенных деревьев, но и через них Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу прошли целыми и невредимыми. Затем дорогу братьям преградила еще одна река – кровавая, но и она их не остановила. Наконец близнецы вышли к третьей реке – самой ужасной, самой зловонной. Хун-Хун Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу переправились через нее и оказались на пересечении четырех дорог.

Одна из них была красного цвета, другая – черного, третья – белого, а четвертая – желтого. Черная дорога сказала Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу: «Я – путь владыки. Вы должны избрать меня». Братья послушались и ступили на черную дорогу, которая вела к Шибальбе. Они не знали, что, двигаясь по ней, человек терял силы. Когда близнецы достигли конца дороги, то уже совсем ослабли и были не в состоянии состязаться с владыками подземного мира.

Испытания. Боги решили посмеяться над ослабевшими братьями. Они указали близнецам на деревянные статуи и потребовали, чтобы братья приветствовали этих владык Шибальбы. Ничего не подозревая, Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу начали произносить торжественные речи перед раскрашенными куклами. Глядя на это, боги разразились веселым смехом, а близнецы еще больше растерялись. Затем божества царства мертвых предложили братьям присесть. Но и на этот раз они приготовили испытание. Скамья оказалась раскаленным камнем. Сев на нее, Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу ужасно обожглись. Теперь богам подземного царства было легко справиться с ними.

Боги расправляются с братьями. Боги решили принести близнецов в жертву. Голову Хун-Хун-Ахпу они повесили на дерево, а его тело погребли вместе с останками Вукуб-Хун-Ахпу. Неожиданно дерево, которое никогда не плодоносило, покрылось крупными плодами, похожими на человеческие черепа. Владыки Шибальбы решили, что дерево волшебное, и потому запретили подходить к дереву и сами старались держаться от него подальше.

© 2000- NIV