Мифы народов Европы и Америки
Боги и герои Древнего Рима
49. Боги плодородия и сельского хозяйства

49. Боги плодородия и сельского хозяйства

Боги и природа. Римляне, которые с давних пор занимались земледелием и скотоводством, чтили огромное количество богов, связанных с этими занятиями и с природой вообще. Некоторых из них они впоследствии отождествили с греческими богами, некоторым соответствия так и не нашлось, но все они были одинаково почитаемы и любимы. Отношение к ним было более теплым, чем к великим богам, да это и понятно: ведь боги о которых пойдет речь окружали человека постоянно, были связаны с окружающей его природой, с землей на которой жил он сам и его предки, с шелестом листьев на плодовых деревьев, со всходами колосьев, с пестротой покрытых цветами лугов.

Сатурн. Одним из самых древних и самых любимых богов был Сатурн. Когда римляне познакомились с греческими богами, они решили, что Сатурн — это Кронос, который был лишен власти злым сыном, Зевсом-Юпитером, и бежал от него в Италию. Римлян не смущало, что это не соответствует греческим мифам о судьбе Кроноса; они верили, что в Италии Сатурн поселился на холме, названном по его имени Сатурновым (потом этот холм стал называться Капитолийским), и стал первым царем живших там народов. Это он научил людей вспахивать землю, выращивать фруктовые деревья и виноградную лозу, соблюдать законы. Впрочем, в те времена все это было не так уж нужно людям — ведь на земле царил Золотой век, круглый год цвела весна, молоком текли реки, с деревьев капал душистый мед, земля сама приносила плоды, а у людей не было неравенства.

Мифы народов Европы и Америки Боги и герои Древнего Рима 49. Боги плодородия и сельского хозяйства

Сатурн

Сатурналии. В память об этом счастливом времени в декабре, когда заканчивались сельские работы, устраивали праздник Сатурналии. В нем участвовали все жители Рима, начиная от самых знатных и до последнего раба. В эти дни, а длился праздник целую неделю, в Риме были закрыты все лавки и учреждения, родственники обменивались подарками, а на улицах на столах стояло угощение. Отдельные столы накрывали для богов, причем их изображения расставлялись вокруг стола, как будто и боги участвуют в пиршестве. В дни Сатурналий было много веселья и шуток, но самым необычным был их последний день, на который рабы и господа менялись местами. Рабы сидели за столами, а их господа прислуживали им, и это было в память древнего равенства.

Вообще Сатурн считался богом посевов, но благосклонно относился и к любой другой сельскохозяйственной работе. Его женой была богиня урожая Опс, и вместе с ней он приносил людям благосостояние, показателем которого сначала были хорошие урожаи. Но шло время. Богатство стало исчисляться в деньгах, однако по прежнему его покровителем был Сатурн, и в подвалах его храма хранилась казна римского государства, которую по месту хранения называли «казной Сатурна».

Теллус. Сатурн сеял семена, Теллус, богиня земли, принимала их в себя, «Мать-земля», «Кормилица». Теллус в первую очередь заботилась о хорошем урожае, о богатом приплоде скота, да и вообще покровительствовала зарождению всякой жизни. Ей служили двенадцать жрецов, которых называли Арвальские братья и которых можно было узнать по надетому на голову венку из колосьев, перевязанных белой лентой. Ежегодно в мае они приносили жертвы Теллус, обходили крестьянские поля с пением древних священных гимнов и призывали благословение богини на новый урожай.

Церера. Церера подобна греческой Деметре. Она вдыхала жизнь в те семена, которым Теллус давала в себе место. Вместе с Теллус Церера заботится об урожае, защищает молодые побеги от непогоды, отгоняет вредителей, уничтожает сорняки. В апреле в честь Цереры справлялся праздник Цереалии, во время которого богиню чтили играми и жертвоприношениями. В жертву ей приносили не быков, животных, очень полезных в хозяйстве, а «праздных», не участвующих в сельских работах, свиней.

Либер и Либера. К Церере были близки Либер и Либера, вместе с ней образовывавшие «плебейскую триаду», противоположную аристократической капитолийской. Либер — это древний италийский бог-покровитель виноградников, виноделия и вина, а Либера — его женский двойник. Как бог винограда Либер отождествлялся с греческим Дионисом. Его праздник отмечался 17 марта и назывался Либералии. В этот день было много шуток, чаще всего не совсем пристойных, рекой лилось вино, устраивались разные веселые соревнования, качались на качелях. Популярной пищей в этот день были медовые пироги — либы, которые казались невероятно вкусными римлянам, не избалованным сладостями.

И еще одно важное событие происходило в этот день: в каждой семье мальчики, достигшие совершеннолетия надевали взрослую одежду. До этого дня они ходили в тогах с широкой красной полосой, а теперь надевали белую тогу без всяких украшений. Только если они, успешно занимаясь государственными делами, в конце концов делались сенаторами — только тогда они вновь надевали тогу с красной полосой; если же этого не случалось, они до конца жизни ходили в белой тоге. Такая тога была признаком свободного человека и называлась «тога либера» — «свободная тога». Слово «либер» (свободный) и имя бога были созвучны, потому и надевали взрослую тогу в праздник этого бога.

Вакханалии. Либера называли еще Бахусом или Вакхом. Под этим именем он был богом тайных сект, члены которых назывались вакхантами, а их празднества — вакханалиями. Что происходило во время вакханалий неизвестно, но по Риму шли слухи (скорее всего, имевшие под собой реальную основу) о том, что во время этих праздников происходит всяческое распутство, и даже преступления. В конце концов, вакханалии были запрещены, а их участники понесли суровые наказания, а некоторые из них даже были казнены.

Флора. Имя этой богини происходит от латинского «флос» — «цветок», и уже само имя указывает на характер этой богини. Юная и прекрасная, она была богиней цветущей природы, полей, лугов, весны, когда распускаются цветы и самих этих цветов, матерью которых ее иногда называли. Флоре был посвящен один из самых красивых римских праздников — флоралии (28 апреля — 3 мая). Он был красив уже тем, что, в отличие, например, от праздников Цереры, во время которых облачались в белые одеяния, здесь царила пестрота одежд, так что эта пестрая толпа была подобна цветочным лужайкам. Все дома в эти дни украшались цветами, люди украшали себя венками, веселое застолье сопровождалось песнями и танцами, вольными шутками и громким смехом. Считалось, что все эти проявления веселья приятны Флоре, чей завет людям солстоял в том, что в цветущие годы нужно наслаждаться всеми радостями жизни.

Вертумн и Помона. С сельскими радостями были связаны еще два очень симпатичных божества — Вертумн и Помона. Вертумн был богом всяческих перемен. Благодаря ему у людей хорошее настроение сменяется плохим и наоборот, а в природе сменяют друг друга день и ночь, зима и лето. Он преданно любил красавицу богиню Помону, богиню созревающих в садах плодов, но Помона не отвечала ему взаимностью. Она была слишком увлечена своими плодами и совершенно не знала, что такое любовь и не интересовалась ею. Вертумн всячески старался привлечь внимание Помоны; он принимал разные обличия, являлся то жнецом, то садовником, то солдатом — но дева не обращала на него внимания. Наконец он явился к ней в виде старухи и сказал: «Разве будет плодоносить дерево без привитой к нему лозы? Разве лоза, не будучи связана с деревом, не лежала бы на земле? Почему же ты не следуешь примеру этих деревьев? Зачем отвергаешь Вертумна? Я поручусь за него — ты будешь его первой и последней любовью, тебе он посвятит все свои годы! Сжалься же над пылающим любовью к тебе!»

Сказав так, Вертумн неожиданно вернул себе свой истинный облик. Но Помона на этот раз не испугалась. Она пленилась красотой юного бога и согласилась стать его женой. С тех пор они были неразлучны и вместе заботились о римских стадах, а римляне в пору созревания плодов, 13 августа, устраивали для них праздник.

Фавн и Фавна. Свои боги были не только у земледельцев, но и у пастухов. Главными их покровителями были Фавн и его жена Фавна, Добрая богиня. Эти боги охраняли стада, защищая их от кровожадных волков, они вдвоем заботились об увеличении приплода в стаде и о здоровье скота.

Еще Фавн мог предсказывать будущее. Он делал это либо с помощью шороха листьев на деревьях, либо при помощи вещих снов. Представляли Фавна сначала в виде козлоногого существа с рожками, а позже в виде прекрасного юноши. Хотя Фавн заботился о стадах, любимым местом его обитания был лес, и там он мог вытворять с людьми такие же шутки, как наш леший, пугая путника или заставляя его блуждать. Но в общем это был добрый и благосклонный к людям бог.

Луперкалии. Фавну был посвящен праздник луперкалий, который справлялся в середине февраля. Сначала он был посвящен волчьему богу Луперку, но затем его оттеснил на задний план Фавн. В одном из склонов Палатинского холма в Риме зиял грот, который назывался Луперкаль. Именно здесь, как говорила легенда, волчица кормила близнецов Ромула и Рема, которые, выросши, учредили праздник луперкалий.

Праздник начинался с того, что жрецы-луперки приносили в жертву коз и собак, а затем, нарезав из козьей шкуры ремней, начинали бег вокруг Палатинского холма. Они бежали почти обнаженные, в одних набедренных повязках, и ремнями стегали каждого встречного. Желающих получить этот удар было очень много — считалось, что таким образом человеку отпускаются все прегрешения прошедшего года, и он очищается от них. Однако особенно стремились подставиться под удары женщины — ведь удары ремней луперков помогали забеременеть тем, кто этого желал, а если женщина уже ждала ребенка, то, как считали, после такого удара ее роды будут легкими и безболезненными.

© 2000- NIV