Мифы народов Европы и Америки
Боги и герои древних греков
3. Битва богов и гигантов в культурной традиции

3. Битва богов и гигантов в культурной традиции

Алтарь в Пергаме. Битва богов и гигантов была одним из любимых сюжетов у греческих живописцев и скульпторов. Самым замечательным художественным воплощением этого мифа стали рельефы алтаря Зевса, сооруженного в азиатском городе Пергаме во 2 в. до н. э. в честь победы над дикими и воинственными племенами варваров-галатов.

Алтарь должен был напоминать не только о победе над галатами, но и о вековом противостоянии эллинского мира окружавшему его варварству. Перед зрителями одна за другой проходят картины великой битвы; даже сейчас, несмотря на очень плохую сохранность большей части изображений, фигуры сражающихся поражают своей мощью.

Вот громовержец Зевс. Голова его не сохранилась, отбита правая рука, но кажется, что вся его фигура источает божественную силу. Он широко шагает, складки плаща развеваются, окутывая его ноги, но прекрасное мощное тело обнажено. Левая рука его простерта вперед, в ней он держит эгиду - щит из козьей шкуры, в правой, как легко это представить себе, - молнии.

Именно такого Зевса описал древний поэт Гесиод:

…И немедленно с неба, а также с Олимпа,
Молнии сыпля, пошел громовержец-владыка. Перуны,

Часто один за другим, и священное взвихрилось пламя…

Зевс сражается сразу с тремя гигантами. Один из них, пораженный молнией в ногу, находится у него за спиной; второй, упавший на колени, схватился левой рукой за правое плечо, а правая рука повисла как плеть — и он уже испытал на себе мощь предводителя олимпийцев. Остается третий противник, самый грозный. Он повернут спиной к зрителям, но его мощная спина вполне соответствует мощи тела Зевс. Вместо ног у него извиваются две змеи, левая рука его обмотана львиной шкурой, лицо, изображенное в профиль, дышит свирепостью и неукротимостью — да, это достойный противник! Это Порфирион, предводитель гигантов, самый могучий из них; и все-таки, как он ни могуч, победа достанется Зевсу — это, даже если зритель не знаком с мифом, становится ясно при первом взгляде на его фигуру: она гордо возвышается над всеми противниками. На ее фоне даже могучий Порфирион кажется пресмыкающимся по земле.

Фигуры Афины и Алкионея. — молодой прекрасный гигант Алкионей (Противники богов, изображенные на алтаре, далеко не все дики и зверообразны, многих из них авторы скульптур наделили прекрасной внешностью.) Он погибает: Афина уже схватила его за волосы и влечет за собой, торжествуя победу. Лицо Алкионея искажено предсмертной мукой, правой рукой он ухватился за руку богини в тщетной надежде освободиться от ее мощной хватки. И есть у него еще одна маленькая надежда: если ему удастся коснуться своей матери, Геи, силы вернутся к нему, он будет спасен, и левой рукой он тянется к матери, поднимающейся из земных недр. Гея изображена по пояс, лицо ее полностью сбито, но сколько скорби в ее позе! Рука праматери простерта в сторону Афины — ведь та тоже является ее потомком, может быть, дрогнет ее беспощадное сердце… Но нет! Победители-олимпийцы не ведают пощады, Алкионей обречен, и Победа—Ника уже протягивает Афине победный венок.

А вот и Афродита. Но это не привычная всем нежная богиня любви и красоты. Даже она дышит воинским задором. Ее противник повержен на землю, богиня сразила его ударом копья, но оружие застряло в его теле, и Афродита ногой, обутой в изящную сандалию наступает на лицо сраженного врага, упираясь в него, чтобы вырвать копье из раны.

Так в скульптурах Пергамского алтаря отразилось восхищение перед величием и богов-олимпийцев, отстоявших свою власть над миром, и гигантов, прекрасных в своем геройстве, обреченных, проигрывающих битву, но не сдающихся врагам!