Лосев А.Ф.: Мифология греков и римлян
ИСТОРИЯ

[682]

Теогония и Космогония

ИСТОРИЯ

Сложность и запутанность тео-космогонических античных мифов заставляет расчленять эту область возможно подробнее. К ней можно подходить исторически и как к определенной системе.

Что касается исторического подхода, то прежде всего существовала та теогония, которую использовал еще Гомер в XIV песне «Илиады» (в так наз. «Обольщении Зевса»). Здесь началом всего выставлены Океан и Тефия.

Далее, к VIII в. до н.э. относится знаменитая «Теогония» Гесиода, пытающаяся дать сводку всех главнейших генеалогических мифов. Сводка эта не очень совершенна и содержит достаточно неясностей и путаницы, но для первой стадии теокосмогонического процесса она дает вполне определенную картину: в начале всего - Хаос, из Хаоса - Гея (Земля) и Эрот; дальше идут Ночь и Эреб (Мрак), Эфир и День; от Геи - Уран, Горы, Нимфы, Понт; от Геи и Урана - 12 Титанов, 3 Киклопа и 3 Гиганта. Океан и Тефия здесь (Theog. 133-136) - среди Титанов, а не на первом месте, как у Гомера.

Далее, в VI в. мы сталкиваемся с целым рядом новых теокосмогоний. Ближе всех к Гесиоду, по-видимому, Акусилай, который во многом просто излагает Гесиода. У Φерекида вначале Хаос, но этот Хаос, оказывается, есть также и Вода. У Мусея в начале всего Ночь и Тартар, у Эпименида - Ночь и Воздух.

Сюда же надо отнести и орфическую тео-космогонию, которая, по-видимому, еще раньше VI в. имела большое распространение. Из сложных и очень пестрых фрагментарных материалов, дошедших до нас от орфиков, мы прежде всего должны отмечать так наз. «Теогонию Иеронима и Гелланика»

[683]

и так наз. «рапсодическую» теогонию. По первой, вначале - Вода, из которой Земля, а из Воды и Земли - крылатый Дракон с головами быка и льва; имя его - Нестареющее Время, или Геракл. А с этим Драконом - Ананка и Адрастея (т. е. Необходимость и Неизбежность), охватывающие в себе уже весь мир. По второй теогонии, вначале - Хронос, из которого Эфир и Хаос и Мировое Яйцо, а из Яйца - первый и самый могущественный бог - Фанет, или Эрикепай, или Метис (Метида), получеловеческого, полуживотного вида.

Наконец, кое-что тео-космогоническое находим мы и у бедных на этот счет римлян, из которых Овидий дает весьма интересное изложение мифа о космогоническом Янусе.

Если поставить вопрос систематически и спросить себя, из чего происходят боги и мир в античной мифологии и каковы главные ступени их развития, то по первому вопросу мы имеем, очевидно, не меньше шести разных ответов. Все сущее появляется:

1) из Хаоса (специально, - Гесиод),

2) из Тьмы (с разными наименованиями: Ночь, Тартар, Эреб, - VI век и орфики),

3) из Хроноса (Времени, - «рапсодическая» теогония),

4) из той или другой «стихии» (Вода, Земля, - VI в., орфики; также Воздух, Огонь, Эфир, Небо),

5) из Океана (Гомер),

6) из Яйца (специально орфики).

«зияющим пространством» (такова этимология слова «хаос»), или заполненной пустотой, но не выше биологического зародыша. Вся тео-космогоническая эпопея разыгрывается в пределах между черным беспредельным пространством и зародышем организма, не больше того; и очевидно, все, что из этого получается (боги, люди, мир), в последнем своем основании, по своему окончательному смыслу является для античного мироощущения не больше как символом чисто природных, органических или неорганических, процессов.

Что касается, наконец, ступеней тео-космогонического процесса, то, поскольку античная мифология «исходит из бытия неорганического или органического (но только - биологически-органического), она предполагает обязательно эволюцию, чтобы быть в состоянии вывести высшие формы бытия из низших; а когда брался весь мировой процесс в целом, то античность - устами бесчисленных философов и мифологов, а прежде всего орфиков, пифагорейцев и Гераклита, - постулировала вечное возвращение. Тот период мировой истории, который был современен самой античной мифологии, разбивался ею прежде всего на два огромных периода, на доолим-

[684]

пийский и олимпийский, границей между которыми было воцарение и окончательное торжество так наз. олимпийских богов. Доолимпийский период - это время смутных переворотов и взаимных стихийных ниспровержений. Подробнее всего об этом информирует нас, конечно, Гесиод. Не входя в подробности здесь, мы для ориентации отметим пока, что из доолимпийского периода наиболее яркими эпохами являются: 1) от начала до Кроноса (эпоха безличных космических начал: Хаос, Тьма, Эфир и т. д., или, говоря вообще, эпоха Урана и Геи), 2) царство Кроноса, сына Урана (первое утверждение оформленно-личного начала), 3) ниспровержение Кроноса его сыном Зевсом и борьба со всеми прочими стихиями за самоутверждение (титаномахия, гигантомахия и тифония), 4) окончательное подчинение стихийных сил оформляюще-личному началу, или воцарение Зевса и начало олимпийского периода.

своей высшей точки - царства олимпийских богов.