Дик П.Ф.: Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть II. Хрестоматия.
Раздел I. Образы культуры.
Дюбуа Уильям Бёркхардт

ДЮБУА УИЛЬЯМ БЁРКХАРДТ

Африка

Издавна считается, что история Европы составляет основную часть истории цивилизации, за незначительными исключениями, что развитие белой расы шло и идет по единственному естественному, нормальному пути, ведущему к вершинам человеческой культуры. Даже сегодня, когда рушатся основы, на которых покоилось это убеждение, преобладает мнение, что это лишь временная неудача, короткая остановка в пути, что прогресс должен возобновиться и, несомненно, возобновится после этой передышки.

С другой стороны, мы знаем, что история современной Европы очень коротка — почти мгновение по сравнению с историей вечного Египта. Возраст Британской империи не более 250 лет; Франции в ее современных границах — 300 лет; Соединенные Штаты родились всего 170 лет назад, а Германия — менее 100 лет. Поэтому, когда мы сравниваем современную Европу с великими погибшими империями, оказывается, что ее история немногим продолжительнее истории империй Персии, Ассирии, хеттов и Вавилона. Эфиопия владела миром дольше, чем Англия.

или это объясняется тем, что Европа временно оказалась обладателем чудовищно огромной грубой силы?

не превосходит мир древний; но если сравнить человека с пушкой, его руку с электричеством, его мускулы с расщеплением атома, это покажет значение нашей культуры, покажет, как машина завоевала и держит современное человечество в ужасе. Что есть нашей цивилизации явно британского или американского? Ничего. Наука была построена на африканской основе, религия — на азиатской. Разве не было никакого другого пути развития человечества? Разве не было никаких других образцов культуры, других путей к прогрессу, которые могли и могут привести человека к чему-то более прекрасному и возвышенному? Африка наблюдала небесные светила, Азия наблюдала человеческую душу; Европа видела и видит только человеческое тело, которое она питает и холит, пока оно не станет ручным, грубым и жестоким.

Америке следовало бы помнить, что, как это бывало и в прошлом помощь может прийти из Азии и Африки: Азия дала миру Ганди, который не ходил с напыщенным видом и не носил одежды с Сейвил Роу; он провозгласил отказ от насилия — и средний американец считает его глупцом. Но он отнюдь не глупец. В Африке в прошлом сложилась групповая собственность на землю, сплоченность семьи и любопытное сочетание прекрасного искусства и полезного ремесла. Мы помогли миру ограбить этот континент, поработить его народ, поставить под сомнение его способности и извратить его историю. На протяжении трех столетий мы пытались унизить Африку в глазах человечества. Наш долг перед Африкой и самими собой — освободить Андромеду, чтобы она, свободная и прекрасная, сверкала среди звезд на небосводе.

Если мы не захотим сделать это, если будем упрямо цепляться за расовые предрассудки — что ждет в будущем нашу цивилизацию? При самых благоприятных условиях весьма сомнительно и маловероятно, чтобы социальные силы общества, да и сама цивилизация остались неизменными. Большинство прежних цивилизаций мира, за исключением египетской, существовали менее трех столетий. Но даже Египет — кажущееся исключение: на протяжении веков он не имел настоящих противников и только поэтому не потерпел краха, но даже в этих условиях с течением времени его культура подверглась таким коренным изменениям, что фактически на месте Египта возникло почти совершенно новое государство с новой культурой. Это положение полностью применимо к Индии и Китаю, где целостность культуры сохранилась скорее по названию, чем по сущности. Чем шире базис культуры, чем шире и свободней ее концепции, тем больше шансов уцелеть ее лучшим элементам. В этом основная надежда мировой демократии. Ни одна культура не выживет, если ее главные усилия направлены на подавление народов — носителей другой культуры, внесших значительный вклад в развитие человечества. Война олицетворяет угнетение и смерть, она не может быть орудием прочной культуры. Мир и терпимость — единственный путь к вечному прогрессу. Европе удастся уцелеть только в том случае, если возникнет мир, куда Азия и Африка войдут в качестве свободных и равноправных членов.

(Дюбуа У. Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. М., 1961)