Дик П.Ф.: Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть II. Хрестоматия.
Раздел I. Образы культуры.
Аль-Фараби Абу Наср

АЛЬ-ФАРАБИ АБУ НАСР

Трактат о взглядах жителей добродетельного города

О различии между волей и (свободным) выбором; и о счастье.

И затем, когда умопостигаемые объекты интеллекции приобретены человеком, в нём естественно реализуются обдумывание, размышление, воспоминание, стремление к умозаключениям и желание некоторых (умопостигаемых), которые умопостигаются, так же как желание или отвращение в отношениях их и некоторых умозаключений. Стремление к тому, что постигается, это, в целом, проявление свободной воли. Если оно исходит из ощущения или воображения, то оно носит название, общее с проявлением свободной воли; но, если оно исходит из размышления или рассуждения, его называют общим (термином) свободного выбора, присущего именно человеку.

Что касается стремления, исходящего из ощущения или воображения, - оно встречается равным образом у всех остальных живых существ. Реализация первых умопостигаемых объектов интеллекции в человеке является его первым достижением. Они ему даны только с целью послужить ему для того, чтобы он мог достигнуть своего наивысшего совершенства.

Это – счастье. Оно состоит в том, что человеческая душа поднимается до такого совершенства бытия, что она больше не нуждается для своего существования в материи, поскольку она соединяется с совокупностью бытий, свободных от телесности, и субстанциями, отделёнными от материи, и существует, таким образом, вечно. Однако её ступень ниже ступени действующего (деятельного) интеллекта. Она достигает (счастья) путём свободных действий, часть из которых интеллектуальны, а часть телесны, не путём каких угодно движений, но путём определенных и размеренных действий в соответствии с нравами и привычками, (равным образом) размеренными и определёнными, потому что среди добровольных действий есть такие, которые препятствуют (достижению) счастья.

Счастье – это добро, искомое ради самого себя; к нему никоим образом и никогда не стремятся, чтобы добиться чего-то другого, и по ту сторону (счастья) не находится ничего более значительного, чего бы человек не мог достигнуть. Добровольные действия, помогающие достижению счастья, - это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их, - это добродетели.

Последние – это добро, установленное не ими самими, но с целью счастья. Действия, которые мешают (достижению) счастья, являются плохими, или уродливыми, действиями. Нравы и привычки, откуда эти действия исходят, - это недостатки, пороки и низости.

Питающая сила человека предназначена для обслуживания тела. Чувственная и воображающая (силы) призваны также обслуживать тело, как и сила мыслящая. Услуга, оказываемая телу этими тремя (второстепенными силами), обращается на пользу мыслящей силе потому, что последняя проявляется сначала благодаря телу.

достичь счастья.

как посредством стремящейся силы. Поистине, ощущение, воображение и размышление не могут действовать без того, чтобы (их действие) не сопровождалось стремлением к тому, что чувствуется, воображается, размышляется и познаётся. Потому что желание – это есть стремление посредством стремящейся силы к тому, что было постигнуто.

Если счастье, поставленное целью, познаётся мыслящей силой, к нему стремятся посредством стремящейся силы, выявляя посредством размышления то, что нужно сделать для достижения его с помощью этого воображения и чувства. И если (наконец) эти действия завершаются посредством органов стремящейся силы, то все человеческие действия хороши и прекрасны.

А если счастье не познаётся, или если при познании оно не ставится как желаемый результат, а ставится нечто другое, и если к нему стремятся посредством стремящейся силы и выводят посредством размышления в действии, что нужно сделать для достижения его с помощью чувства и воображения, и если эти действия завершаются посредством органов стремящейся силы, то все человеческие деяния вовсе не являются прекрасными.

(Аль-Фараби. Избранные трактаты /Перевод с арабского. Алматы, 1994)