Дик П.Ф.: Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть II. Хрестоматия.
Мировоззрение: миф, религия, философия.
Первобытная мифология

МИРОВОЗЗРЕНИЕ: МИФ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

Первобытная мифология

Важнейшей темой мифологии является сотворение мира. Человеку трудно согласиться с мыслью о вечности Вселенной, потому что по своему опыту он знает, что все в природе имеет начало и конец. Поэтому большинство народов верит, что и сама Вселенная существовала не всегда, но появилась внезапно в какой-то момент. Часто ее сотворение изображают какизготовление какой-либо вещи, поэтому и Бог-творец предстает в этих мифах как гончар, кузнец ткач.

Иногда начало вселенной описывается как ее извлечениеиз какого-то темного и тесного места, при этом она часто имеет форму яйца. Так, в карельских мифах описывается, как утка снесла яйцо и положила его на холм посреди океана, яйцо скатывается и разбивается, причем из нижней его половины образуется земля, из верхней - небо, из желтка — солнце, из белка — луна. В мифах ханты и манси в сотворении мира также участвует утка или гагара: трижды ныряет на дно мирового океана и приносит оттуда в клюве ил, из которого и создается земля.

хаосе, неустроенном и неоформленном, из которого возникает стройное создание нашей вселенной. Таким образом, наши предки проницательно нашли главное свойство вселенной — ее дивную упорядоченность и соразмерность, которой не перестают удивляться и современные физики и астрономы. Поэтому главное содержание сотворения мира во многих мифах — это разделение стихий, их вычленение из первичного хаоса. Так появились небо, земля и море, свет и тьма, день и ночь. По древнеегипетскому мифу, бог земли Геб и богиня неба Нут, брат и сестра, а также супруги, поссорились из-за того, что Нут ежедневно поедала своих детей — небесные светила — и затем вновь рождала их. Тогда их отец — бог солнца Шу — разъединил супругов, подняв Нут над землей. В древнеегипетских изображениях они часто представляются в виде лежащего мужчины и изогнувшейся над ним женщины. «О, великая, ставшая небом,— так обращаются к Нут «Тексты пирамид», древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах гробниц фараонов. —Наполняешь ты всякое место своей красотою. Земля вся лежит пред тобой. Ты охватила ее, окружила ты и землю, и всевещи своими руками».

— небо, посылающее к ней плодотворящее тепло и влагу (дождь), от которых она, подобно женщине, зачинает плод. Таким образом, союз неба и земли воспринимается как священный брак, первичное соитие, порождающее вселенную. Таковы, например, древнегреческие Уран и Гея, первая супружеская пара, породившая горы, море, нимф и титанов.

В древнешумерском мифе небо и земля сотворены богом Мардуком из рассеченного надвое тела чудовища Тиамат — воплощения первозданного хаоса. Этот миф особенно ясно выражает представление, что сотворение мира сопровождалосьвоенным подвигом ижертвоприношением. Так, в древнескандинавском мифе мир создан из тела великана Имира, родившегося из таявшего инея. Он был убит богами-асами, причем его плоть стала землей, кровь — морем, кости — скалами, череп — небом, а волосы — лесом.

Для первобытной мифологии вообще характерно представление вселенной в виде человеческого существа, устанавливающее особые интимные отношения между каждым человеком и мирозданием (микрокосмом и макрокосмом — как назывались они в древности). Оттого именно каждое деяние человека отражается на благополучии всей вселенной.

(Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. М., 1995)