Народы и религии мира
Статьи на буквы "A-Z"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z"

PL-КЁДАН

PL-кё́дан («братство абсолютной свободы»; PL — англ. «Perfect Liberty»), японская синкретическая новая религия. Основанa в 1912 Канада Токумицу (1863—1919), преуспевшим коммерсантом, членом буддийской секты Сингон и признанным учителем синтоистской секты Онтакэ-кё. Изучая параллельно буддийскую и синтоистскую доктрины, Канада пришёл к выводу, что реальный мир есть проявление сущности Будды Вайрочаны, который одновременно является и «ками» (божеством) Великого храма Исэ в Идзумо, и «ками» храма Кумано, и просто солнцем. Взгляды Канада Токумицу легли в основу учения, названного в его честь Токумицу-кё. В качестве руководящих принципов созданной организации были приняты положения имперского закона об образовании, что способствовало легализации секты.

После смерти Канада Токумицу его начинают почитать как «какурэ-оя» («сокрывшегося предка») по имени Амахито Умирурихико-но микото. Организацию, которая теперь получила название Дзиндо Токумицу-кё («Путь человека в учении Токумицу»), возглавил Мики Токухару, сын торговца с острова Сикоку и бывший жрец одной из секты Дзэн, ставший сподвижником Канада. В 1924 Мики Токухару вместе со своим сыном Токутика, работавшим в молодёжной секции движения, регистрируют организацию Дзидзо (или Хито-но мити) Токумицу-кё в качестве подразделения одной из официальных синтоистских сект Фусо-кё. Название организации было в 1931 заменено на Хито-но Мити Кёдан («Братство пути человека»). В этот период численность секты превышает 600 тыс. человек. Правительство увидело во всё возрастающей популярности этого учения потенциальную опасность для официальной идеологии, и в 1937 организация была распущена. Её лидеры были подвергнуты репрессиям по обвинению в связях с милитаристскими кругами и в искажении сущности богини Аматэрасу; Мики Токухару умер в заключении, а Мики Токутика находился в тюрьме вплоть до капитуляции Японии в октябре 1945. Через год после освобождения он возрождает свою секту, которая получает новое название — PL-кёдан.

В основе доктрины PL-кёдан лежит постулат «дзинсэй ва гэйдзюцу дэ ару» («жизнь — это искусство»), в соответствии с которым человек — это художник, а бог — величайший из художников. Из этого делается вывод, что если божественная благодать пронизывает все проявления бытия, то занятие любым видом искусства ведёт к слиянию человека и бога, к его просветлению и абсолютной свободе.

Идея свободы в вероучении PL-кёдан выражена в так называемом «гасё» («откровении Эго»). Поскольку путь к истине лежит через искусство, а искусство — это средство самовыражения, то эгоизм, понятый как выявление личности, также может быть путём к богу. Феномен Эго проявляется внезапно, и в такой момент адепт PL-кёдан может просить бога о том, чтобы духовный наставник принял на себя все его переживания. Выполняя эту миссию, глава общины терпит за верующего «тэнсё» («священное страдание»).

Объект культа PL-кёдан — бог, сущность которого охватывает все проявления бытия. Бог не вездесущ и не всемогущ — он, просто, всё. Бог — это «хо» (высший закон и совокупность всех закономерностей), он не описывается никакими характеристиками.

Культовая практика PL-кёдан не отличается сложностью и соответствует обычаям самих прихожан. Существенное место уделено гаданиям и магическому целительству. Культовое значение придаётся занятиям традиционными видами искусства, а также и любым проявлениям жизненной активности, так как в PL-кёдан считается, что сама жизнь — это искусство.

В PL-кёдан господствуют жёсткие патриархальные отношения, причём они воспроизводятся в любой социальной структуре, возникшей под её эгидой. В своей общественной деятельности организация весьма активна, и сферы этой деятельности разнообразны. PL-кёдан владеет широкой сетью образовательных, спортивных и развлекательных учреждений различного уровня.

Численность, по устаревшим данным, составляет 1,5 млн. человек. Штаб-квартира находится в Хабикино, вблизи города Осака.

К. Л. Банников

Следующая страница