Народы и религии мира
Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦЕН"-"ЦЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦЕН"-"ЦЕР")

ЦЕНТР ШРИ ЧИНМОЯ

Центр Шри Чинмо́я, неоиндуистская секта йогического направления. Основана в 60-х гг. XX в. в Бенгалии Шри Чинмоем Кумаром Гхошем после 20 лет медитации, закончившейся, как утверждают его сторонники, «просветлением». В 1964 Шри Чинмой переезжает в США для пропаганды своего учения.

Вероучение Центра Шри Чинмоя в целом соответствует основным положениям индуизма, однако сильное влияние на него оказали йогические учения. Для секты весьма характерны медитации, целью которых считается достижение состояния «сиддхи» (блаженства) и пробуждение в себе Бога. Используются различные техники йоги, прежде всего хатха-йога. По мнению сектантов, наиболее важную роль в достижении совершенства должна играть система взаимоотношений ученика и учителя, и поэтому главным шагом в жизни ученика должна стать инициация — акт, во время которого учитель якобы передаёт ученику часть своей жизненной энергии. За это ученик обещает верно служить ему, так как, по вероучению Центра Шри Чинмоя, путь добра и преданности — самый быстрый путь к Богу. Помимо вед догматика секты опирается на сочинения Шри Чинмоя.

Культовая практика Центра Шри Чинмоя состоит из двух (утренней и вечерней) медитаций, обычно проходящих под надзором учителя. Особое внимание уделяется спортивной подготовке, в частности бегу. Практикуется работа на секту, и адептам Центра Шри Чинмоя вменяется в обязанность проповедовать своё учение по всему миру.

Общины Центра Шри Чинмоя есть во многих странах мира, особенно значительно их число в США. Общая численность последователей секты составляет несколько десятков тысяч человек. В нашей стране имеется около 100 последователей Шри Чинмоя, в основном в крупных городах.

Р. А. Силантьев

ЦЕП

цеп, орудие для обмолота хлеба, состоит из била (цепинка), прикреплённого ремнём к длинной (до 2 м) рукояти.

ЦЕРКВИ ХРИСТА

Це́ркви Христа́, одна из групп реставрационистов, отделившихся от деноминации ученики Христа (раскол наметился около 1870, окончательное отделение произошло в 1906). Спор произошёл по вопросу о возможности использования музыкальных инструментов во время молитвенных собраний, а также о правомерности создания надобщинных организаций (в середине XIX в. ученики Христа создали национальные организации для развития сети национальных школ и для миссионерской работы). Наиболее консервативная часть движения реставрации настаивала на недопустимости применения инструментальной музыки и образования национальных организаций. Консерваторы выступили также против присвоения определённым церковным служителям пасторских полномочий, указывая, что ранние христианские общины управлялись старейшинами, которые при необходимости выполняли функции священнослужителей. Они отвергли и так называемое открытое причащение (то есть допущение к причастию христиан, не принадлежащих к данной деноминации).

Сторонников Церквей Христа, в отличие от учеников Христа, не затронули веяния либеральной теологии и экуменизма.

В основном же вероучение и культ Церквей Христа и учеников Христа аналогичны. Члены Церквей Христа, так же как и ученики Христа, считают, что главной их задачей является восстановление христианского единства и простоты новозаветного христианства. Священное Писание является, по их мнению, лучшим источником сведений о Боге, чем символы веры или другие догматические положения. Последователи Церквей Христа верят в триединство Бога, в непорочное зачатие Иисуса Христа, Боговоплощение, телесное воскресение Христа, настаивают на духовном возрождении.

Обряд крещения совершается во взрослом возрасте путём погружения, причащение проводится каждое воскресенье. Причащение рассматривается как обряд, проводимый в память о тайной вечере. На молитвенных собраниях поются псалмы.

Каждая местная церковь в деноминации полностью самостоятельна. Она управляется старейшинами и диаконами.

Церкви Христа, сохранив формально общее наименование, фактически раскололись на несколько группировок, важнейшие из которых следующие: 1) верующие в так называемый дотысячелетний приход Иисуса Христа (то есть в его приход ещё до установления царства Божия на Земле); 2) отвергающие воскресные школы как учреждения, неизвестные Священному Писанию; 3) считающие, что при причащении должны использоваться единые чаши, а не чаши индивидуальные, как это стало практиковаться в некоторых конгрегациях; 4) отвергающие создание каких-либо общих для нескольких конгрегаций учреждений и даже разработку общих проектов.

Несмотря на отказ от создания миссионерских обществ, члены Церквей Христа ведут весьма активную индивидуальную миссионерскую деятельность (не пользуясь финансовой поддержкой со стороны каких-либо специально созданных учреждений), в результате чего численность деноминации довольно быстро увеличивается. В мире насчитывается около 3 млн. сторонников Церквей Христа. Из них 1,7 млн. сосредоточено в США, преимущественно в южных штатах, в особенности в Техасе (381 тыс.), Теннесси (220 тыс.) и Алабаме (119 тыс.). Большая группа последователей Церквей Христа имеется в Нигерии (1 млн.), менее значительные — на Филиппинах (100 тыс.), в Малави (83 тыс.), Замбии (20 тыс.), Зимбабве (15 тыс.), Канаде (10 тыс.) и многих других странах.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВНАЯ ПРОВИНЦИЯ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ

Церко́вная прови́нция За́падной А́фрики, одна из англиканских церковных организаций Африки.

На территории, ныне входящей в состав Ганы, англиканское Объединённое общество распространения Евангелия начало миссионерскую работу ещё в 1752. В 1804 англиканским же Церковным миссионерским обществом была начата прозелитическая работа в Сьерра-Леоне. В 1816 англиканские миссионеры проникли в Гамбию, а в 1836 проповедники Епископальной церкви США (по вероучению также англиканской) — в Либерию.

В 1951 существовавшие до этого раздельно англиканские общины в Нигерии, Гане, Либерии, Сьерра-Леоне, Гамбии, Гвинее были объединены в единую церковную организацию — Церковную провинцию Западной Африки. В 1979 Церковная провинция Нигерии выделилась из Церковной провинции Западной Африки, став отдельной церковью.

По вероучению и культу разные ветви Церковной провинции Западной Африки не являются полностью идентичными и придерживаются разных традиций англиканства: в Гане, Гамбии и Гвинее представлен англокатолицизм, в Либерии — широкая церковь, в Сьерра- Леоне — низкая церковь.

Церковная провинция Западной Африки возглавляется архиепископом, имеющим местопребывание в столице Ганы — Аккре, и объединяет 10 епархий. 5 из них находятся в Гане, 2 — в Сьерра-Леоне, по одной — в Либерии, Гамбии и Гвинее.

Численность сторонников Церковной провинции Западной Африки 285 тыс. человек (по другим данным — только 132 тыс.), из них 220 тыс. живут в Гане, 33 тыс. — в Сьерра-Леоне, 25 тыс. — в Либерии, 5 тыс. — в Гамбии и 2 тыс. — в Гвинее. По этнической принадлежности последователями Церковной провинции Западной Африки в Гане являются га-адангме, а также фанти и ашанти, в Сьерра-Леоне — креолы, а также менде и лимба, в Либерии — гребо, кру и кисси.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВНАЯ ПРОВИНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

Церко́вная прови́нция Центра́льной А́фрики, одна из англиканских церковных организаций Африки.

Англиканские миссионеры, принадлежащие к так называемой Объединённой миссионерской церкви Африки, впервые появились на территории современного Малави в 1861. В 1888 англиканские проповедники начали прозелитическую работу на территории Зимбабве, в 1899 — Ботсваны, в 1909 — Замбии.

Единая англиканская церковная организация на данной территории — Церковная провинция Центральной Африки была создана в 1955, когда были объединены 4 действовавшие здесь в то время епархии: Северной Родезии (Замбии), Ньясаленда (Малави), Машоналенда и Матабелеленда (Зимбабве). Епархия Матабелеленда помимо южной части теперешнего Зимбабве включала также северную часть нынешней Ботсваны, тогда как южная часть Ботсваны входила в состав епархии Кимберли и Курумана, в основном расположенной в пределах ЮАР. Епархии Северной Родезии и Ньясаленда находились под юрисдикцией архиепископа Кентерберийского, епархии Машоналенда, Матабелеленда, а также Кимберли и Курумана — под юрисдикцией архиепископа Кейптаунского.

По вероучению и культу Церковная провинция Центральной Африки относится к англиканской высокой церкви (на территории Зимбабве и Ботсваны) и к англокатолическому течению англиканства (в пределах Малави и Замбии).

Церковная провинция Центральной Африки возглавляется архиепископом, имеющим резиденцию в Габороне (столица Ботсваны). В составе церкви 10 епархий: 4 — в Зимбабве, 3 — в Замбии, 2 — в Малави и 1 — в Ботсване.

Численность сторонников Церковная провинция Центральной Африки 595 тыс. человек. По 4 странам, где действует церковь, эта численность распределяется так: в Зимбабве — 325 тыс., в Малави — около 200 тыс., в Замбии — 55 тыс. и в Ботсване — 15 тыс. человек. По этнической принадлежности последователи Церковной провинции Центральной Африки в Зимбабве это прежде всего шона, а также «белые» и ндебеле, в Малави — в первую очередь чева, а также яо, тонга, тумбука и нгони, в Замбии — бемба, нсенга, «белые», лала, ньянджа и тонга, в Ботсване — нгвато и квена (субэтнические группы тсвана), «белые».

П. И. Пучков

ЦЕРКОВНЫЕ МЕННОНИТЫ

церко́вные меннони́ты, одна из групп меннонитов в России. После того как в 1860-е гг. от россицских мeннонитов откололись так называемые братские меннониты, испытавшие на себе влияние баптизма, оставшихся верными старой меннонитской доктрине стали именовать церковными меннонитами, или староменнонитами.

Церковные меннониты сохранили в неприкосновенности и старые меннонитские обряды. В частности, обряд крещения они по-прежнему совершают обливанием. В настоящее время численность церковных меннонитов составляет, по приблизительной оценке, 80 тыс. человек. Живут они в России (к востоку от Урала) и Казахстане.

О. Е. Казьмина

ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРКОВЬ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ ЭЛЬЗАСА И ЛОТАРИНГИИ

Це́рковь А́угсбургского испове́дания Эльза́са и Лотари́нгии, одна из лютеранских церквей, вторая по численности последователей протестантская церковная организация Франции.

Лютеранство появилось на территории современной Франции вскоре после своего возникновения. Первая лютеранская ячейка образовалась в городке Мо, расположенном в 40 км к востоку от Парижа на реке Марне, притоке Сены (современный департамент Сена и Марна). Лютеране подвергались жестоким преследованиям, немало их погибло на кострах инквизиции.

Значительные лютеранские конгрегации возникли также в городе Монбельяр, тогда входившем в состав герцогства Вюртемберг (ныне город относится к французскому департаменту Ду), и в свободных городах и княжествах, существовавших на территории современного Эльзаса (в Эльзасе они появились уже в 1521). Прежде в этих районах лютеране составляли большинство, но после Контрреформации, а также в результате миграций, связанных с промышленной революцией XIX в., их доля в населении понизилась и уравнялась с долей католиков. Интересно также отметить, что в Эльзасе до сих пор действуют изданные Наполеоном в 1802 «Органические статьи для упорядочения жизни евангелических церквей во Франции», хотя на остальной части современной территории страны они были отменены в 1905, когда был принят закон об отделении церкви от государства (этот закон не распространился на Эльзас и Нижнюю Лотарингию, которые с 1871 по 1918 принадлежали Германии). В связи с аннексией Эльзаса Германией лютеране Парижа и Монбельяра в 1872 отделились от лютеран Эльзаса. Это отделение сохранилось вплоть до настоящего времени, и во Франции сейчас действуют 2 основные самостоятельные лютеранские церкви: более значительная Церковь Аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии и сравнительно малочисленная Евангелическо-лютеранская церковь Франции.

По вероучению и культу лютеране Франции близки лютеранам Германии (см. Лютеранство).

Низовой церковной организацией в Церкви Аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии является приход, несколько приходов образуют консисторию и несколько консисторий — округ («инспекцию»). Всего 7 инспекций, и каждая из них посылает по 2 представителя в Верховный совет, являющийся высшим органом церковной власти. Кроме того, Верховный совет включает 7 церковных советников, которые пожизненно назначаются властями по представлениям инспекций соответствующих округов. Для проведения текущей работы образуется Исполнительный совет, состоящий из 5 чел., 3 из которых назначаются властями и 2 избираются Верховным советом. Президентом Верховного и Исполнительного советов является юрист, назначаемый властями.

Хотя Церковь Аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии и Евангелическо-лютеранская церковь Франции (имеющая приходы в Париже, Лионе, Ницце и другие.внем оплоте лютеранства во Франции — Монбельяре) являются независимыми церковными организациями, они создали в 1950 Национальный лютеранский совет Франции. Обе церкви являются членами Всемирной лютеранской федерации.

К Церкви Аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии принадлежал один из наиболее известных гуманистов нашей эпохи, лауреат Нобелевской премии мира, крупный религиозный деятель и миссионер, врач и искусствовед Альберт Швейцер (1875—1965), организовавший госпиталь в небольшом городке Ламбарене в Габоне.

Численность последователей Церкви Аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии — 220 тыс. человек, по этнической принадлежности это эльзасцы (Евангелическо-лютеранская церковь Франции насчитывает всего 40 тыс. сторонников, в основном французов).

Французскими лютеранскими проповедниками ведётся миссионерская работа в Камеруне, Эфиопии (среди оромо), ЮАР (среди зулу) и на Мадагаскаре.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ БОГА (АНДЕРСОН, ИНДИАНА)

Це́рковь Бо́га (А́ндерсон, Индиа́на), одна из протестантских деноминаций, придерживающаяся принципов перфекционизма. Создана в Индиане (США) в 1880 Дэниелом Уорнером, бывшим священником пресвитерианской церковной организации, ныне называемой Церковь Бога, Генеральный совет. Уорнер пытался защитить внутри своей церкви один из главных принципов перфекционизма - возможность освящения человека (достижения им святости) и был исключён из неё за это.

В Церкви Бога (Андерсон, Индиана) нет официально признанного вероучения, однако религиозные представления её членов в основном соответствуют перфекционистским доктринам. Они верят в богодухновенность Священного Писания, Троицу, божественность Христа, возможность присутствия в человеке Святого Духа, греховность людей, необходимость покаяния, искушение во Христе. Характерны также эсхатологические представления (то есть представления о скором конце света). Члены Церкви Бога (Андерсон, Индиана) верят во второе пришествие Иисуса Христа, однако не связывают его с установлением тысячелетнего Царства Божьего на Земле, поскольку считают, что оно существует уже сейчас. Сторонники этой деноминации верят в Судный день с оправданием праведников и наказанием грешников.

В Церкви Бога (Андерсон, Индиана) практикуются 3 обряда, символизирующих послушание Христу и сопричастность к нему: крещение, причащение и взаимное омовение ног. Обряд конфирмации отсутствует. Крещение совершается во взрослом возрасте путём погружения. Причащение совершается по усмотрению пастора и открыто для всех верующих. Элементами причастия служат незаквашенный хлеб и виноградный сок. Омовение ног обычно проводится в Великий Четверг перед Пасхой - отдельно для мужчин и женщин. Существует ещё практика исцеления от болезней с помощью веры. Она состоит в помазании больного священным маслом и возложении рук священника или принадлежащего к церкви мирянина. Священные облачения у духовенства отсутствуют.

По своей организации деноминация носит конгрегациональный характер. Вступающие в церковь не должны выполнять каких-либо формальных обрядов, списки членов общины не ведутся. Вместе с тем все члены церкви обязаны платить церковную десятину. Принимаются и другие.гие пожертвования.

Члены Церкви Бога (Андерсон, Индиана) обязаны следовать принятым в ней этическим нормам. Они должны воздерживаться от спиртных напитков, азартных игр. Разведённые лица не могут вторично вступать в церковный брак.

Местные церкви объединены в ассоциации по штатам и регионам, и каждый год проводится Генеральное собрание. Центром деноминации, где сосредоточены некоторые общецерковные учреждения, является небольшой городок Андерсон в штате Индиана (откуда и само название церкви).

Возникнув в США, Церковь Бога (Андерсон, Индиана), благодаря активной миссионерской деятельности, завоевала сторонников во многих странах мира. Общая численность её последователей - свыше 0,9 млн., 390 тыс. из которых находятся в США, в штатах Огайо (30 тыс.), Индиана (23 тыс.), Калифорния (17 тыс.), Мичиган (15 тыс.), Пенсильвания (13 тыс.), Флорида (12 тыс.), Кентукки (12 тыс.) и др., 178 тыс. в Кении (4/5 - лухья, 1/5 - гусии) и 150 тыс. в Мексике. Менее значительные группы имеются в Аргентине (28 тыс.), на Багамских Островах (10 тыс.), Ямайке (16 тыс.), Индии (50 тыс.), Уганде (30 тыс.) и ряде других стран.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ БОГА ВО ХРИСТЕ

Це́рковь Бо́га во Христе́, крупнейшая пятидесятническая церковь США, афроамериканская по этнической принадлежности своих приверженцев. Относится к группе пятидесятников трёх благословений.

Начала формироваться в середине 1890-х гг. в результате деятельности в Миссисипи и некоторых соседних штатах бывших баптистских священников Чарлза Гаррисона Мейсона (1866—1961), Чарлза Прайса Джонса (1865—1949) и ряда других негритянских религиозных лидеров, находившихся под сильным влиянием распространившегося тогда среди американских протестантов движения святости. Съездив в 1907 в Калифорнию и посетив собрания пятидесятников в Лос-Анджелесе, Ч. Г. Мейсон проникся их идеями и предложил своей церковной организации принять доктрины пятидесятничества (прежде всего так называемого говорение на иноязыках). Однако эта попытка встретила сопротивление Ч. П. Джонса и другие.гих церковных руководителей, и церковное собрание, состоявшееся в 1907 в городе Джэксоне в штате Миссисипи, не пошло за Ч. Г. Мейсоном, предпочтя позицию Ч. П. Джонса, по-прежнему придерживавшегося принципов перфекционизма. Ч. Г. Мейсон провёл в том же году в городе Мемфисе в штате Теннесси альтернативное собрание, на котором его сторонниками была создана принявшая доктрины пятидесятничества Церковь Бога во Христе. Генеральным надзирателем и главным апостолом (епископом) был избран Ч. Г. Мейсон. Ч. П. Джонс организовал несколько позже, в 1911, перфекционистскую Церковь Христа (святости), США.

Согласно доктринальным положениям Церкви Бога во Христе, крещение Духом Святым, внешне проявляемое говорением на иноязыках, может состояться только как третье благословение тем, кто до этого был оправдан (приняв во время крещения Иисуса Христа как личного спасителя в качестве первого благословения) и освящён (достигнув святости в жизни в результате второго благословения). Как и большинство других пятидесятнических церквей, Церковь Бога во Христе принимает тринитарианскую доктрину (учение о Святой Троице) и верит в дотысячелетнее возвращение Христа. В церкви практикуется исцеление путём наложения рук.

Последователи Церковь Бога во Христе совершают три основных обряда: крещение погружением, причащение, взаимное омовение ног. Церковь настаивает, чтобы её члены придерживались строгих стандартов в своей одежде и личном поведении.

Церковь бога во Христе имеет жёсткую трёхступенчатую иерархическую структуру, где нижестоящие организации подчинены вышестоящим (такая структура в целом для пятидесятнических конфессий не характерна). Низовые организации возглавляются надзирателем (пастором), над которым стоит надзиратель штаба, а над последним — руководство всей церковью. В церковных организациях штатов проводятся ежегодные собрания, которые принимают решения по делам этих организаций и назначают пасторов. Общецерковная Генеральная ассамблея созывается раз в четыре года, и на ней избирается генеральный совет в составе 12 епископов во главе с председательствующим епископом. Совет выполняет функции по церковному управлению в период между собраниями Генеральной ассамблеи.

Численность последователей Церкви Бога во Христе растёт быстрыми темпами. К 1982 число сторонников этой церкви увеличилось за два предыдущих десятилетия почти в 10 раз. В настоящее время оно составляет около 5 млн. человек, из них 4 млн. живут в США (в Теннесси, Арканзасе, Миссисипи, Оклахоме и многих других штатах). В результате миссионерской деятельности приверженцы Церкви Бога во Христе появились и за пределами США (в 44 странах: Гаити, Доминиканской Республике, на Ямайке, в Канаде, ЮАР и т. д.).

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ БОГА ВО ХРИСТЕ, МЕЖДУНАРОДНАЯ

це́рковь Бо́га во Христе́, Междунаро́дная, одна из афроамериканских пятидесятнических церквей США. Относится к группе пятидесятников трёх благословений.

Образовалась в 1969, когда 14 епископов, возглавляемых Илли Л. Джефферсоном, отвергли реорганизацию церковной управленческой структуры, проведённую в Церкви Бога во Христе, и выделились в отдельную организацию.

Доктринальные положения, принятые в Церкви Бога во Христе, так же как и практикуемая в ней обрядность, не претерпели в новой церкви каких-либо существенных изменений. Управление церковью Бога во Христе, Международной, находится в городе Канзасе (штат Канзас).

Численность сторонников церкви — 0,2 млн. В последние годы число её приверженцев сильно уменьшилось (в 1971 было 0,5 млн.), что связано с возвращением многих членов этой церковной организации в Церковь Бога во Христе.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ БОГА (КЛИВЛЕНД, ТЕННЕССИ)

Це́рковь Бо́га (Кли́вленд, Теннесси́), одна из значительных пятидесятнических церквей США. Относится к группе пятидесятников трёх благословений.

Истоки этой церковной организации восходят к 1886, когда баптистский проповедник Ричард Г. Сперлинг из Теннесси вместе с группой единомышленников основал новое религиозное движение Христианский союз, целью которого были восстановление раннего христианства и создание союза всех христианских конфессий. Через несколько месяцев Ричард Г. Сперлинг умер и руководство движением перешло к его сыну — Ричарду Г. Сперлингу младшему. Через 10 лет близкое по целям движение возникло в Северной Каролине, и вскоре произошло объединение двух групп. В объединённой группе с 1896 начало стихийно практиковаться говорение на иноязыках. Поскольку шумные молитвенные собрания Христианского союза стали вызывать недовольство среди местного населения (отмечались случаи поджога церквей и домов, принадлежавших членам этой религиозной организации, забрасывания их камнями), было решено придать этим собраниям более упорядоченную форму. В 1902 Христианский союз был переименован в Церковь святости. В 1903 к этой религиозной организации присоединился торговавший до этого религиозной литературой квакер из Индианы Амброуз Джессуп Томлинсон (1865—1943), который стал её пастором. А. Дж. Томлинсон настаивал на том, чтобы Церковь святости именовалась Церковью Бога (официальное изменение названия произошло в 1907). Постепенно он становится в этой церкви ведущим религиозным лидером, и после его переселения в небольшой городок Кливленд в штате Теннесси туда же была переведена и церковная администрация. В 1909 А. Дж. Томлинсон был избран генеральным модератором, а в 1914 — генеральным надзирателем (в 1922—23 он, обвинённый в авторитаризме и финансовых злоупотреблениях, был смещён со своих постов и возглавил новую церковную организацию — Пророческую церковь Бога).

С 1906 проповедническая деятельность Церкви Бога (Кливленд, Теннесси) была резко активизирована, а с 1910 церковь приступила и к миссионерской работе в зарубежных странах.

По вероучению Церкви Бога (Кливленд, Теннесси), крещение Святым Духом (с говорением на иноязыках) может произойти только после второго благословения — освящения (достижения человеком святости). Члены Церкви Бога (Кливленд, Теннесси) верят во второе пришествие Христа до установления его тысячелетнего царства на Земле.

В церкви приняты обряды крещения путём погружения, причащения, взаимного омовения ног (последний должен совершаться не менее одного раза в год). Молитвенные собрания могут проходить и среди недели, одобряются также и семейные молитвенные собрания. В повседневной жизни члены Церкви Бога (Кливленд, Теннесси) должны соблюдать принципы святости, им следует воздерживаться от употребления косметики и дорогой одежды.

Управление церковью носит достаточно централизованный характер. Церковная власть принадлежит Генеральной ассамблее, которая собирается каждые два года под председательством генерального надзирателя. Между сессиями Генеральной ассамблеи управленческие функции выполняет «Совет восемнадцати», а Генеральный исполнительный комитет призван наблюдать за текущей работой административных учреждений церкви. Церковные организации в штатах находятся на попечении надзирателей штатов, которые назначают пасторов. Члены церкви должны платить десятину: эти средства идут на финансирование деятельности церкви, в том числе на организацию активной миссионерской работы.

Численность сторонников Церкви Бога (Кливленд, Теннесси) — 1,7 млн. человек. Половина их (855 тыс.) сосредоточена в США, в штатах Джорджия (96 тыс.), Флорида (70 тыс.), Северная Каролина (55 тыс.), Алабама (51 тыс.), Теннесси (49 тыс.). Иностранные миссии имеются в 107 странах, наиболее крупные группы приверженцев Церкви Бога (Кливленд, Теннесси) — в Гаити (117 тыс.), Мексике (105 тыс.), Сальвадоре (44,5 тыс.), Гондурасе (44 тыс.), Аргентине (43 тыс.), Никарагуа (40 тыс.), Эквадоре (31 тыс.), Доминиканской Республике (30 тыс.), Коста-Рике (29 тыс.), Панаме (26 тыс.), Пуэрто-Рико (24,5 тыс.), Чили (20,5 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (14,5 тыс.), в Перу (12 тыс.), Индии (148 тыс.), на Филиппинах (61 тыс.), в Замбии (75 тыс.), Анголе (25 тыс.), Малави (13 тыс.), Чаде (12 тыс.), Болгарии (25 тыс.).

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ В УЭЛЬСЕ

Це́рковь в Уэ́льсе, одна из автокефальных англиканских церквей.

Существует в качестве самостоятельного образования с 1920, когда четыре епархии Церкви Англии, действующие на терр. Уэльса, потеряли статус епархий государственной церкви и были выведены из состава Церкви Англии. Создание новой, независимой церковной организации было связано с недовольством многих уэльсцев тем, что после реставрации монархии в Англии английская королевская власть стала назначать на важнейшие церковные посты в Уэльсе не уэльсцев, а англичан, причём многие из них даже не переезжали в страну, а работали по совместительству. В результате возникшего недовольства влияние англиканства в Уэльсе с конца XVIII в. стало быстро падать, а функционирующие там Кальвинистская методистская церковь и католическая церковь сильно потеснили в XIX в. его позиции. После достижения автокефалии Церкви в Уэльсе удалось остановить падение своего влияния.

По догматическим положениям и обрядности Церковь в Уэльсе практически не отличается от Церкви Англии, однако в ней в богослужениях и проповедях широко используется уэльский язык.

В организационном отношении Церковь в Уэльсе образует единую провинцию. Церковная провинция включает сейчас шесть епархий (вместо прежних четырёх). Шесть возглавляющих епархии епископов избирают из своего числа архиепископа — митрополита, но какого-либо постоянного места митрополичьей резиденции не имеется. Высшим органом церкви является «управляющий корпус» — синод епископов, других священнослужителей и мирян, собираемый два раза в год.

Численность сторонников Церкви в Уэльсе —- 439 тыс. человек, в основном уэльсцы.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА НА МАДАГАСКАРЕ

Це́рковь Иису́са Христа́ на Мадагаска́ре, крупнейшая по числу последователей протестантская церковь Мадагаскара; относится к объединённым и межденоминационным протестантским церквам.

Образована в 1968 в результате слияния 3 церковных организаций. 2 из них являлись по вероучению кальвинистскими — конгрегационалистская Церковь Христа на Мадагаскаре (её возникновение связано с прозелитической деятельностью Лондонского миссионерского общества, начатой ещё в 1818) и реформатская Евангелическая церковь Мадагаскара (основана французскими реформатскими миссионерами, прибывшими на Мадагаскар в 1897). Третья объединившаяся церковная организация — Церковь друзей на Мадагаскаре была создана в результате проповеднической работы британских квакеров.

Общая численность последователей объединённой церкви — свыше 1,6 млн. человек (52% всех протестантов Мадагаскара). Церковь действует в северных районах острова.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРКОВЬ ИРЛАНДИИ

Це́рковь Ирла́ндии, автокефальная англиканская церковь, действующая как в Северной Ирландии, так и в Ирландской Республике.

Ранняя ирландская церковь (христианство распространилось в Ирландии в IV в.) была независимой от Рима. До 704 имела даже свой, отличный от других христианских стран, способ исчисления дня празднования Св. Пасхи. Лишь в XII в. Риму удалось добиться послушания ирландских христиан.

В 1537, согласно принятому акту об ирландской супрематии, главой церкви в Ирландии стал, как и в Англии, английский король. Однако реформация в Ирландии носила поверхностный характер, и коренных перемен не последовало. Кроме того, большинство ирландцев вообще не приняли реформы и остались верными Римско-католической церкви. Несмотря на это, англиканская Церковь Ирландии продолжала считаться государственной. При этом её руководство не делало каких-либо попыток приблизить церковь к народу. В частности, было даже запрещено перевести «Книгу общественного богослужения» с английского на ирландский язык (а там, где английского языка население не знало, предлагалось использовать латинский язык). После объединения в 1800 парламентов Англии и Ирландии были объединены и их церкви, образовав Объединённую церковь Англии и Ирландии. Государственный статус церкви меньшинства вызывал большое недовольство у основной части населения Ирландии, и с 1833 Церковь Ирландии фактически перестала пользоваться привилегиями государственной церкви. В 1869 британский парламент был вынужден принять акт о разделении церквей Англии и Ирландии и об официальном лишении Церкви Ирландии статуса государственной церковной орг-ции (закон вступил в силу с начала 1871).

Вероучение Церкви Ирландии близко догматическим положениям других англиканских церквей. В 1615 были приняты «ирландские статьи», которые носили несколько более кальвинистский характер, чем английские «39 статей», однако через 20 лет вероучительной основой стали «39 статей». В Церкви Ирландии признаётся также английская «Книга общественного богослужения», хотя в 1878 и 1924—26 в неё был внесён ряд изменений.

Обрядность и литургия Церкви Ирландии в целом отличаются по сравнению со многими другими англиканскими церквами простотой, хотя в этой церкви, как и во многих других англиканских церквах, представлены различные течения англиканства. Значительное число последователей в Ирландии имеют широкая церковь, евангелисты, низкая церковь.

Церковь Ирландии находится в полном евхаристическом общении с Церковью Англии и другие.гими церквами англиканского сообщества.

Церковь Ирландии имеет в своём составе две церковные провинции — Армы и Дублина. Первая из них охватывает восточную и юго-западную части Ирландской Республики, вторая — северо-западную часть республики, а также Северную Ирландию, входящую в состав Соединённого Королевства. Провинции, возглавляемые архиепископами, объединяют 14 епархий, во главе которых стоят епископы (в двух епархиях — Армы и Дублина главами являются сами архиепископы). Архиепископ Армы носит титул примаса всей Ирландии.

Церковь Ирландии управляется Генеральным синодом, состоящим из палаты епископов и палаты представителей, причём последняя включает как духовенство, так и мирян, представляющих различные епархии. Финансовые и административные вопросы находятся в ведении палаты представителей. Дела епархий решаются на епархиальных синодах. До 1959 епископы избирались епархиальными синодами, но с 1959 стали избираться особыми избирательными коллегиями, представляющими все епархии провинции, в которой появилась вакансия.

Численность сторонников Церкви Ирландии 755 тыс. человек, причём подавляющая часть их — 660 тыс. — приходится на англоирландцев (одна из групп ольстерцев), живущих как в Северной Ирландии, так и в Великобритании. В Ирландской Республике живёт лишь 95 тыс. приверженцев Церкви Ирландии, что составляет менее 3% всего населения страны.

Епископат Церкви Ирландии имеет апостольскую преемственность, причём, в отличие от Англии, преемственность епископата в Ирландии другими церквами (Римско-католической, православными) обычно не оспаривается.

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Це́рковь Льва Толсто́го, маргинальная христианская секта. Другие названия — Религиозная ассоциация «Духовное единство», толстовство. Основана в 1991 в Москве «первосвященником» М. Б. Зыковым. Вероучение Церкви Льва Толстого синкретично и опирается как на религиозно-этические сочинения Л. Н. Толстого, так и на учение американской секты «Христианская школа единства». Догматические положения Церкви Льва Толстого и «Христианской школы единства» настолько близки, что первую из них называют российским филиалом второй. Сектанты придерживаются пантеизма, веря в некий высший разум. По их мнению, каждый человек путём самоочищения должен достичь ступени Иисуса Христа, «выкристаллизовав» Его в себе.

Никакие христианские догматы и таинства в Церкви Льва Толстого не признаются. В соответствии с этическим учением Толстого Церковь Льва Толстого проповедует непротивление злу насилием. Ко всем существующим религиям, и особенно к Русской православной церкви, секта относится враждебно. Будучи сама зарегистрирована как религиозная организация, называет религиозные объединения ненужным и вредным пережитком.

Культовая практика Церкви Льва Толстого обычно состоит из воскресных собраний, на которых зачитываются сочинения Толстого и другие.гих авторов, ведутся разъяснительные беседы. Несмотря на то что секта возглавляется первосвященником, чёткая духовная иерархия в ней отсутствует.

В настоящее время в России существуют две общины Церкви Льва Толстого в Москве и Пущино (Московская область), возглавляемые соответственно основателем секты и его дочерью. Секта поддерживает тесные связи с «Христианской школой единства».

Р. А. Силантьев

ЦЕРКОВЬ НАЗАРЯНИНА

Це́рковь назаря́нина, наиболее крупная из перфекционистских церквей. Является результатом последовательного слияния различных церковных объединений, по большей части выделившихся из методистских церквей (в первую очередь США, а также Канады и Великобритании). Основателем Церкви назарянина иногда считают Финцесса Ф. Бригизи, который создал Первую Церковь назарянина в Лос-Анджелесе (Калифорния) в 1895. Эта церковь позже объединялась с другими близкими ей по духу церквами (такие присоединения происходили вплоть до 1958), однако по традиции официальной датой создания церкви считается 1908. До 1919 объединённая церковь носила название Пятидесятнической церкви назарянина, однако определение «пятидесятническая» было решено опустить, чтобы избежать возможности отождествления с церквами, где практикуется говорение на «иноязыках».

Церковь назарянина считает себя строго следующей доктрине и религиозной практике, разработанной основателем методизма Джоном Уэсли, и особенно его положению о возможности достижения человеком нравственного совершенства, которому не уделялось особенно большого внимания в методизме начала XIX в. Были добавлены также положения о богодухновенности Священного Писания, необходимости духовного возрождения, возможности полного освящения и божественного исцеления, о грядущем Божьем суде и установлении на Земле царства Божьего. Особый акцент делался на полном освящении и возможности безгрешной жизни, которые явятся результатом духовного возрождения верующего и достижения им личной святости.

Церковь назарянина придерживается арминианской доктрины, то есть допускает наличие у человека свободной воли. В вероучении подчёркивается неизбежность второго пришествия.

Культовая практика в церкви носит весьма упрощённый характер. В отличие от многих других протестантских церквей, в Церкви назарянина допускается и детское крещение. Крещение совершается погружением или обливанием. Служители культа, именуемые старейшинами, могут быть пасторами в местных церквах либо странствующими проповедниками. Священных облачений они не носят.

Управление церковью сходно с управленческой системой методистских церквей, однако местные организации пользуются значительной автономией. Каждая местная церковь сама приглашает пастора и самостоятельно ведёт свои дела. Вместе с тем местные церкви подчинены совету суперинтендентов, избираемых на окружных собраниях. Эти собрания делегируют своих представителей (священников и мирян в равной пропорции) на Генеральное собрание, которое является высшим церковным органом. Это собрание избирает генеральных суперинтендентов и Генеральный совет, которые осуществляют надзор за деятельностью всей Церкви назарянина. Центральные органы церкви находятся в городе Канзасе в штате Миссури.

К членам церкви предъявляются строгие требования. Они не должны принимать участия в азартных играх, курить, употреблять алкоголь (церковь вообще стоит за запрещение торговли спиртными напитками). Женщинам предлагается воздерживаться от употребления косметики, ношения ювелирных изделий. Члены Церкви назарянина не посещают театры, танцевальные вечера, цирк и другие.гие развлекательные мероприятия. Обязательно отчисление верующими церковной десятины, приветствуются также добровольные пожертвования.

Численность последователей Церкви назарянина около 1,5 млн., основная часть которых - 865 тыс. - сосредоточена в США. Наиболее крупные группы есть в штатах Калифорния (92 тыс.), Огайо (91 тыс.), Индиана (68 тыс.), Техас (45 тыс.), Иллинойс (42 тыс.), Флорида (39 тыс.), Оклахома (35 тыс.), Мичиган (34 тыс.). Значительное число приверженцев этой деноминации имеется также в Гаити (141 тыс.), Перу (53 тыс.), Мексике (39 тыс.), Гватемале (38 тыс.), Доминиканской Республике (22 тыс.), Канаде (18 тыс.), Боливии (14 тыс.), ЮАР (50 тыс.), Мозамбике (29 тыс.), Свазиленде (19 тыс.), Малави (50 тыс.), Венгрии (20 тыс.), Великобритании (10 тыс.), Японии (10 тыс.).

П. И. Пучков

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Це́рковь объедине́ния, одна из конфессий маргинального протестантизма. Другое название — Общество Святого Духа по объединению мирового христианства.

Была основана в 1954 в Южной Корее выходцем из пресвитерианской среды Сан Мьян Муном (р. 1920). В связи с этим приверженцев Церкви объединения часто называют мунистами.

Мунисты признают Библию, однако не считают её богодухновенной и высшим авторитетом истины. Наряду с Библией источником истины объявляется книга «Божественный принцип», написанная Муном и содержащая положения, которые он якобы познал из полученных им откровений. Мун утверждал, что лично беседовал с Моисеем, другими ветхозаветными пророками, Буддой, Иоанном Крестителем, Иисусом Христом. Церковь объединения считает, что откровения имеют непрекращающийся характер. Многие библейские доктрины (воскресение, конец света и др.) толкуются мунистами не буквально, а аллегорически.

В Церкви объединения отвергается тринитарная доктрина: Иисус Христос признаётся не Богом, а лишь «ценным человеком, единым с Богом». Более того, считается, что Иисус Христос не сумел выполнить миссию, возложенную на него Богом. Он якобы должен был вступить в брак с возрождённой невестой — второй Евой и произвести вместе с ней безгрешных детей. Поскольку этот план не был выполнен, то нужно ждать нового мессию (из Кореи), который, женившись, даст начало безгрешным людям. Не признаётся Богом и Святой Дух, рассматриваемый в качестве «истинной матери», своего рода женского начала.

Спасение, согласно доктрине мунистов, достигается различными добрыми делами: пожертвованиями церкви, привлечением в её лоно новых членов, вступлением в брак, воспитанием детей и т. д. Браку в Церкви объединения придаётся особое значение: он считается важнейшим средством построения на Земле царства Божьего. Брачные пары нередко подбираются лично Муном, причём предпочтение отдаётся смешанным в расовом или национальном отношении брачным союзам.

Из обрядов у мунистов наиболее специфична брачная церемония, состоящая из трёх последовательных и значительно разделённых во времени ритуалов. Первый, так называемый винный, ритуал включает испитие брачующимися жидкой смеси, в которую, в частности, входит кровь Муна и его жены.

Церковь объединения относится к так называемым тоталитарным конфессиям с жёстким централизмом, строгой регламентацией разных сторон жизни верующих и безусловным подчинением воле главы церкви.

Общая численность сторонников Церкви объединения около 3 млн. человек. Наиболее крупные группы мунистов имеются в Южной Корее (467 тыс. человек) и США (45 тыс.). В последние годы мунистские церковные организации созданы во многих странах мира, в том числе и в России.

П. И. Пучков

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV