Народы и религии мира
Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВА"-"ЕХО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВА"-"ЕХО")

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТАНЗАНИИ

Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь в Танза́нии, крупнейшая лютеранская церковная организация Африки, наиболее значительная протестантская церковь в стране.

В 1886 и 1890 Германия и Великобритания заключили договоры о разделе восточноафриканского региона, по которым территория Танганьики (а также Руанды и Бурунди) передавалась Германии, а над островами Занзибар и Пемба устанавливался протекторат Великобритании.

В 1886 в Берлине было создано специальное Евангелическое миссионерское общество для Германской Восточной Африки, которое затем в связи с перенесением его штаб-квартиры в Билефельд (Бетель) было переименовано в Бетельскую миссию.

Первыми на территорию, ныне входящую в состав Танзании (Занзибар), прибыли лютеранские проповедники из так называемой Берлинской миссии III, в следующем году перебравшиеся на материк. Вскоре на этой территории начали работать и другие.гие германские миссии: с 1889 - Бетельская, с 1893 - Лейпцигская и с 1901 - Берлинская I. Начав с крупнейшего города Танганьики - Дар-эс-Салама, лютеранские миссионеры затем расширили поле своей деятельности до расположенного севернее на берегу Индийского океана города Танга и до находящегося к северо-западу от Дар-эс-Салама горного массива Усамбара. В 1907 Бетельская миссия распространила свою деятельность на Руанду, а в 1910 - на крайний северо-запад Танганьики вплоть до города Букоба на западном побережье озера Виктория.

Берлинские миссионеры стали работать на юге страны, в районах, расположенных к северу от озера Ньяса, лейпцигские - в области, примыкающей к вулкану Килиманджаро. Последние взяли на себя работу, которую ранее вело там англиканское Церковное миссионерское общество. Лейпцигской миссии, в частности, удалось христианизировать народ джагга (чагга), отличавшийся особой непримиримостью.

В годы 1-й мировой войны территорию Германской Восточной Африки заняли британские войска и немецкие миссионеры были депортированы. Их заменили скандинавские и американские лютеранские миссионеры. С 1922 в районе вулкана Килиманджаро стали работать проповедники американской Августинской евангелическо-лютеранской церкви. В 1926 Августинский синод вернул территорию в районе Килиманджаро возвратившейся Лейпцигской миссии, а сам переключился на работу в районе города Сингида в центральной части страны.

С началом 2-й мировой войны немецкие миссионеры были интернированы. В военные и послевоенные годы миссионерские функции в Танганьике стали осуществлять лютеранские церкви США, Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии.

С 1955 миссии стали заменяться «туземными» церквами. Были созданы Лютеранская церковь Северной Танганьики, Лютеранская церковьУсамбара-Диго, Лютеранская церковь Узарамо-Улугуру, Лютеранская церковь Южной Танганьики, Лютеранская церковь Центральной Танганьики, Лютеранская церковь Северо-Западной Танганьики и Ираквская лютеранская церковь.

В 1958 образована Федерация лютеранских церквей в Танганьике. В 1963 произошло слияние всех лютеранских церквей страны в Евангелическо-лютеранскую церковь Танганьики, которая после объединения Танганьики с Занзибаром в единое государство - Танзанию была переименована в Евангелическо-лютеранскую церковь в Танзании.

Имея «немецкие истоки», Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании по вероучению и культу близка к Объединённой евангелическо-лютеранской церкви Германии.

Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании включает 3 епархии (Северную, Северо-Восточную и Северо-Западную) и 5 синодов (Восточный и Береговой, Южный, Центральный, Мбулу, Аруша), границы между которыми в большинстве случаев соответствуют границам между объединившимися церквами.

Численность последователей Евангелическо-лютеранской церкви в Танзании - около 1,5 млн. человек (свыше 5% населения страны). По этнической принадлежности это - джагга (чагга) и родственные им меру, а также хайя, ньякуса, бена, шамбала, паре (асу), хехе, масаи (вместе с близкими к ним аруша), ирамба, ньятуру, иракв (мбулу), зарамо.

П. И. Пучков

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ

Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь в Ю́жной А́фрике, одна из протестантских церковных организаций ЮАР.

Первая группа лютеран появилась на территории современной ЮАР в 1652 - среди немецких колонистов в Капстаде (Кейптауне). Однако лютеранские церковные службы начались лишь в 1665, а первая община создана в 1679.

Первый лютеранский миссионер Ханс Петер Халлбек прибыл в Южную Африку из Швеции в 1817. В 1829 в этом регионе начало работать Рейнское миссионерское общество. Работа проводилась в двух районах к северу от Капстада и охватила готтентотов и гереро. Позже прибыли миссионеры из Берлинского миссионерского общества, которые стали вести прозелитическую работу в Капской колонии, Натале, Оранжевом Свободном Государстве и Трансваале.

В 1850-х гг. в Южной Африке приступила к работе Германнсбургская миссия, действовавшая в Натале и Зулуленде, а также в Трансваале.

С 1844 в Натале и Зулуленде стали работать норвежцы, с 1876 в Натале и Трансваале - шведы. Позже участвовала в миссионерской работе и Американская лютеранская церковь.

В 1960 была организована Евангелическо-лютеранская церковь в Зулу-Коса-Свазиленде, объединившая ряд миссионерских церквей: Лютеранский синод Манканканана (Американская лютеранская церковь), Зулу-Коса-Свази синод (Берлинская миссия), Евангелическо-лютеранская церковь зулу (Миссия Шведской церкви), Норвежский лютеранский синод зулу (Норвежское миссионерское общество). В 1964 к новой церкви присоединилась Германнсбургская миссионерская церковь. Слияние всех этих синодов привело к образованию Евангелическо-лютеранской церкви в Южной Африке.

По вероучению и культу Евангелическо-лютеранская церковь в Южной Африке близка к немецкому и скандинавскому лютеранству.

Общая численность сторонников Евангелическо-лютеранской церкви в Южной Африке - 703 тыс. чел. По этнической принадлежности это - суто, зулу, коса, свази, «цветные», кой-коин, а также живущие в ЮАР немцы и небольшая группа индийцев.

П. И. Пучков

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЛАТВИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЛИТВЫ

Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь Литвы́, одна из небольших по численности сторонников лютеранских церквей Европы.

Лютеранство проникло на территорию Литвы во второй половине XV в. Оно пришло вместе с сыновьями местной знати и обеспеченных горожан, обучавшихся в городах Западной Европы, и прежде всего Германии. В первой половине XVI в. лютеранство получило в Литве широкое распространение, чему способствовало то обстоятельство, что ряд видных литовских государственных деятелей были сторонниками Реформации. В 1550 Аугсбургское исповедание принял один из крупнейших городов Литвы Каунас. На какое-то время почти вся страна стала лютеранской.

Провозглашённое Реформацией требование проводить богослужения на родном языке населения косвенным образом содействовало распространению в Литве грамотности. В 1547 появилась первая книга на литовском языке - катехизис Лютера, переведённый Мартинасом Мажвидасом (1520-1563). В этой книге был также дан разработанный переводчиком литовский алфавит и приводились основные правила чтения и письма на литовском языке.

Однако последовавшая Контрреформация привела к тому, что в Литве вновь восстановился католицизм, лютеранство же сохранилось в основном в так называемой Малой Литве, принадлежавшей тогда Пруссии.

По догматике и культу Евангелическо-лютеранская церковь Литвы идентична другим евангелическо-лютеранским церквам.

Управление церковью осуществляет Консистория.

В настоящее время численность последователей Евангелическо-лютеранской церкви Литвы невелика - всего 32 тыс. человек. 2/3 всех лютеран приходится на Малую Литву. Евангелическо-лютеранская церковь Литвы объединяет как литовские конгрегации, так и конгрегации живущих в Литве латышей (примерно 1/5 часть всех лютеранских конгрегаций страны).

П. И. Пучков

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕИ

Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь Папуа-Новой Гвинеи, крупнейшая протестантская церковная организация Папуа-Новой Гвинеи.

Первые лютеранские миссионеры прибыли на Новую Гвинею в 1855, но успеха не достигли.

В 1886 в Финшхафене на северо-восточном бeрегу Новой Гвинеи высадились немецкие лютеранские миссионеры Миссии Нойендеттелсау из Южной Австралии. В 1887 в каннибальском поселении Симбанг в бухте Астролябии обосновались лютеранские проповедники Рейнской миссии, понёсшие большие человеческие жертвы.

Миссия Нойендеттелсау окрестила первых туземцев в 1899, Рейнская миссия - в 1903.

С началом 1-й мировой войны обе миссии были удалены с острова; их функции стала выполнять Объединённая евангелическо-лютеранская церковь Америки, созданная в 1896 в США в результате слияния двух церковных организаций лютеран датского происхождения [в 1960 она вошла в состав Американской лютеранской церкви, которая в 1988 слилась с другими церквами, образовав Евангелическо-лютеранскую церковь в Америке (1988)].

С 1921 по 1930 кадры лютеранским приходам, основанным Миссией Нойендеттелсау и Рейнской миссией, обеспечивали американская и австралийская миссионерские организации. В 1932 Рейнская миссия из-за финансовых трудностей прекратила свою деятельность, оставив район Маданга американской миссии.

В 1931 было принято решение распространить миссионерскую работу в центральные и восточные районы острова, а Миссия Нойендеттелсау основала в 1934 станцию в западной части мандатной территории Новая Гвинея. С 1936 на островах Сиасси близ северо-восточного побережья Новой Гвинеи была открыта Австралийская лютеранская миссия.

После окончания 2-й мировой войны в северо-восточной Новой Гвинее действовали миссионеры Миссии Нойендеттелсау, Объединённой евангелическо-лютеранской церкви Америки, а несколько позже - и проповедники Лейпцигского миссионерского общества. С 1953 все лютеранские миссии были объединены в Лютеранскую миссию Новой Гвинеи, превратившуюся в самую крупную христианскую миссионерскую организацию мира.

В 1956 была создана Евангелическо-лютеранская церковь Новой Гвинеи, которая после образования Папуа-Новой Гвинеи (1975) была переименована в Евангелическо-лютеранскую церковь Папуа-Новой Гвинеи.

Евангелическо-лютеранская церковь Папуа-Новой Гвинеи признаёт лютеранское Аугсбургское исповедание. По вероучению и культу она близка немецкому лютеранству.

Основной ячейкой Евангелическо-лютеранской церкви Папуа-Новой Гвинеи является конгрегация, несколько конгрегаций образуют церковный округ, возглавляемый миссионером-папуасом или европейцем. Ряд церковных округов, в свою очередь, составляют район, которым руководит «Совет папуасских христиан» с двумя «белыми» миссионерами в качестве консультантов. Все районы страны объединены в генеральный синод, который осуществляет надзор за работой церкви. Для решения текущих вопросов формируется исполнительный совет. Во главе церкви стоит епископ.

Численность сторонников Евангелическо-лютеранской церкви Папуа-Новой Гвинеи около 700 тыс. человек. К этой церкви принадлежат представители около 200 племён северной части Папуа-Новой Гвинеи. Своего рода lingua franca в церкви служат широко распространённые местные языки ябем и кате, а также ток-писин (меланезийский пиджин) и английский язык.

П. И. Пучков

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЭСТОНИИ

Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь Эсто́нии, одна из лютеранских церквей, самая значительная церковная организация Эстонии. Христианство на территории Эстонии распространилось первоначально в форме католицизма и было связано с завоеванием страны немецкими рыцарями, двинувшимися в начале XIII в. под знаменем крестовых походов на восток Европы. Обращение в веру местного населения носило насильственный характер. Позиции католицизма были подорваны в первой половине XVI в. реформационным движением. Несмотря на то, что Реформация требовала проповедовать на языке коренного населения, священнослужители были в своём подавляющем большинстве из числа остзейских немцев и плохо владели эстонским языком. Церковь и христианство оставались для местного населения «господской», «немецкой» верой. Тем не менее появилась литература, в первую очередь духовная, на эстонском языке.

Неприятие коренным населением страны лютеранской веры в её традиционной форме способствовало широкому распространению в Эстонии различных пиетистских сект (пиетизм, от лат. pietas, благочестие, - мистическое течение в протестантизме, призывавшее к углублению веры и не придававшее значения обрядовой стороне). В 1730-е гг. северо-западные районы Эстонии охватило гернгутерское движение (Смотри в статье моравские братья), в конце XIX в. появились секты баптистов, свободных христиан, адвентистов седьмого дня, евангельских христиан и методистов.

После создания в 1919 независимой Эстонской республики церковь была отделена от государства.

Примерно четвёртая часть населения, показавшая себя в переписи 1934 лютеранами, не входила в церковные общины и не платила церковных взносов. Из церковных обрядов, связанных с жизненным циклом человека, наиболее устойчиво сохранялся похоронный. Установление в 1940 советской власти в стране способствовало дальнейшему отходу населения от церкви, хотя часть жителей сохранила верность религии и продолжала участвовать в церковной жизни. Церковь понесла в эти годы тяжёлые потери. Многие священнослужители и верующие были сосланы или расстреляны.

По догматике и культу Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии близка другим лютеранским церквам. Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии возглавляется архиепископом. Высшим органом церкви является Церковная конференция, которая созывается не реже одного раза в 3 года. В работе конференции участвуют представители местных церковных организаций - пробств. На конференции избирается Консистория, служащая исполнительным органом церкви. Заседания Консистории проводятся не реже чем один раз в полугодие. Консистория ведает подготовкой пасторов и занимается другими церковными делами. Она же избирает архиепископа.

Численность сторонников Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии составляет около 570 тыс. человек (36% населения Эстонии), хотя реально связанных с церковью - 204 тыс. человек.

Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии является членом Всемирной лютеранской федерации.

Н. В. Шлыгина

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ

ева́нгельские христиа́не в ду́хе апо́столов, одна из церковных организаций пятидесятников на территории бывшего СССравни Относится к группе пятидесятников-унитарианцев.

Конфессия евангельских христиан в духе апостолов появилась в России раньше других групп пятидесятников — в первой половине 1910-х гг. Основателем её был Александр Иванович Иванов (1880—1931), являвшийся прежде пресвитером общины евангельских христиан (конфессии, слившейся с баптистами в 1944, см. Евроазиатский союз евангельских христиан- баптистов), но под влиянием американских и скандинавских миссионеров принявший пятидесятничество. После смерти А. И. Иванова во главе конфессиональной группы стал Николай Петрович Смородин (1875—1953) (её приверженцев поэтому нередко называют смородинцами, но сами они отвергают такое наименование).

Поскольку решающее влияние на Н. П. Смородина и А. И. Иванова оказал американский миссионер-пятидесятник Э. Уршан, придерживавшийся унитарианской доктрины, новая конфессия приняла догматические положения, близкие к американской унитарианской пятидесятнической организации — Объединённой пятидесятнической церкви, международной. Евангельские христиане в духе апостолов отвергают тринитарианскую доктрину (учение о Божественной Троице), не признают тринитарианское крещение «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и крестят вступающих в церковь по формуле: «Во имя Иисуса Христа» (в связи с этим их сторонников называют иногда единственниками или иисусовцами). В остальном эта конфессиональная группа мало отличается от основной массы пятидесятников. В ней признаются два благословения: оправдание, под которым понимается обращение, и крещение Святым Духом. Как и другие.гие протестанты, евангельские христиане в духе апостолов считают, что спасение человека может быть достигнуто только верой, признают в качестве единственного Богом данного авторитета Библию.

Обрядность сходна с обрядностью в других пятидесятнических церквах, за исключением формулы крещения и некоторых других частных особенностей (так, у них не повторяется молитва Отче наш, отсутствует совместная молитва во время богослужения на языках, в хлебопреломлении не обязательно должен использоваться пресный хлеб).

Достоверных данных о численности евангельских христиан в духе апостолов не имеется. Можно предполагать, что она не превосходит 10 тыс. человек. Наибольшее число живёт в России (Санкт-Петербурге, Москве и другие.гих городах), есть они также в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Литве, Эстонии; большинство из них — русские.

П. И. Пучков

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ СВЯТЫЕ СИОНИСТЫ

ева́нгельские христиа́не святы́е сиони́сты, последователи одной из конфессий пятидесятничества. Неофициальное название — мурашковцы. Относятся к группе радикальных пятидесятников.

Евангельские христиане святые сионисты впервые появились в 1932 на территории современной Ровенской области Украины. Основатель конфессии — Иван Петрович Мурашко (1891—1953) несколько лет прожил в США, где вначале примкнул к баптистам, а затем к пятидесятникам.

Придерживаясь ряда общих догматов пятидесятничества (прежде всего доктрины о крещении Духом Святым, которое проявляется в духовных дарах, в частности в приобретении дара говорения на иноязыках), евангельские христиане святые сионисты вводили в своё вероучение немало специфических положений. Так, И. П. Мурашко был объявлен пророком Ильёй и отцом Сиона. Одним из важных положений учения евангельских христиан святых сионистов является вера в скорое второе пришествие Христа. Вначале всех членов секты призывали переселяться в Палестину, однако затем было объявлено, что построение «Сиона» может осуществиться в любом месте, где соберутся евангельские христиане святые сионисты в ожидании пришествия Христа, который вознесёт их на иерусалимскую гору Сион. На палестинской земле и будет устроено тысячелетнее царство. Неудачная попытка создать «Сион» была предпринята в 1936—38 в одном из сельских поселений на территории современной Ровенской области.

Специфика внесена и в обрядовую практику евангельских христиан святых сионистов. Например, было введено второе водное крещение, которое должно следовать за крещением Духом Святым. Днями покоя объявлены как воскресенье, так и суббота. Запрещено употреблять в пищу свинину.

В период тоталитарного режима мурашковцев, как и другие.гих пятидесятников, обвиняли в различных преступлениях, в частности в совершении человеческих жертвоприношений, однако такие обвинения носили заведомо клеветнический характер.

Евангельскими христианами святыми сионистами руководят пророки и апостолы.

Численность евангельских христиан святых сионистов, по несколько устаревшим данным, около 5 тыс. человек. Основная часть их живёт в Брестской области в Белоруссии и в Ровенской области на Украине. Небольшое число евангельских христиан святых сионистов имеется в Одесской области на Украине, в некоторых районах Молдавии и Казахстана.

П. И. Пучков

ЕВРЕИ ГОРСКИЕ

евре́и го́рские, см. Горские евреи.

Этнонимы: евреи горские

ЕВРОАЗИАТСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ РОССИИ

Еди́ная евангели́ческо-лютера́нская це́рковь Росси́и, одна из лютеранских церквей России. Единая евангелическо-лютеранская церковь России была основана в 1991 бывшим пастором Немецкой евангелическо-лютеранской церкви в Советском Союзе Йозефом Баронасом, который был провозглашён суперинтендентом-епископом новой церкви. Руководству Единой евангелическо-лютеранской церкви России удалось организовать более 30 общин в различных регионах России: Башкирии, Удмуртии, Приморском крае, Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Самарской и Ульяновской областях. Центр располагался в Санкт-Петербурге, в церкви св. Екатерины на Васильевском острове.

Целью Йозефа Баронаса было создание российской лютеранской церкви, объединяющей различные национальные общины. Кроме того, в культовую практику вводились некоторые элементы католической обрядности. Руководители церковных общин стали именоваться «отцами», для богослужений использовались особые церковные облачения (талари).

Желание обновить старую лютеранскую церковь в России не встретило поддержки в лютеранских церковных кругах. Церковная организация, созданная Й. Баронасом, не смогла получить признание какой-либо из лютеранских церквей. Всемирная лютеранская федерация также не признала Единой евангелическо-лютеранской церкви России.

Непризнание авторитетными лютеранскими организациями, наряду с возникшими материальными трудностями, повлекло за собой переход ряда пасторов и общин церкви к Евангелическо-лютеранской церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии или к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В настоящее время Единая евангелическо-лютеранской церковь России распалась. Евангелическо-лютеранская община св. Екатерины в Санкт-Петербурге вместе с тремя своими пасторами вернулась 30 июня 1996 в лоно Евангелическо-лютеранской церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии.

О. В. Курило

ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Единове́рческая це́рковь, одно из течений поповского направления старообрядчества, находящееся под юрисдикцией Русской православной церкви.

Единоверческое движение стало формироваться в 1780-е гг. с разрешения российских властей в ответ на ходатайство старообрядцев-беглопоповцев; официально Единоверческая церковь была учреждена в 1800. Единоверцы, сохранив старую обрядность и верность дореформенным богослужебным книгам, приняли руководство Русской православной церкви, епископы которой стали рукополагать для Единоверческой церкви священников. Таким образом, единоверцы занимают промежуточное положение между старообрядцами и Русской православной церковью. Сами себя они иногда называют православными старообрядцами.

Единоверческая церковь малочисленна. Её приверженцы есть в Москве и Подмосковье, Иванове, Нижегородской области (в районе Арзамаса), а также на востоке Латвии. По этнической принадлежности они русские.

О. Е. Казьмина

ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ В ШОТЛАНДИИ

Епископа́льная це́рковь в Шотла́ндии, одна из автокефальных англиканских церквей. Альтернативное название — Шотландская епископальная церковь.

Протестантизм распространялся в Шотландии в условиях жестокой борьбы с католицизмом и внутреннего соперничества между разными партиями протестантов: сторонниками пресвитерианского церковного устройства и сторонниками устройства епископального. В период между 1560 и 1689 государственной церковью в Шотландии объявлялись то пресвитерианская (1560, 1592, 1638), то епископальная (1584, 1612, 1660), что порой сопровождалось серьёзными столкновениями между их сторонниками. В 1689 Епископальная церковь в Шотландии потеряла статус государственной церкви. Участие приверженцев Епископальной церкви в восстаниях 1715—16 и 1745—46 чуть было не привело к её полному уничтожению. Прекращение преследований в конце XVIII в. привело к тому, что влияние Епископальной церкви в Шотландии в XIX в. несколько возросло, однако в XX в. этот недолгий подъём вновь сменился упадком.

Вероучение Епископальной церкви в Шотландии почти не отличается от принятого в Церкви Англии. В обрядности, принятой в этих двух церквах, имеются некоторые мало существенные расхождения. Так, в 1764 Епископальная церковь в Шотландии разработала особую литургию, восстановив, в частности, в евхаристическом богослужении эпиклезис (молитва к Богу о нисхождении Святого Духа на жертвенные дары — хлеб и вино). Этой нестандартной литургической традиции в англиканстве следует и Протестантская епископальная церковь в США, первый епископ которой был поставлен в Епископальной церкви в Шотландии. В 1929 была подготовлена полная Шотландская книга молитв, кое в чём отличающаяся от английской Книги общественного богослужения.

Церковь с 1982 управляется Генеральным синодом, созываемым ежегодно и состоящим из двух палат: палаты епископов и палаты священнослужителей. Синод призван решать литургические и канонические вопросы. Кроме того, существуют Консультативный совет по церковному законодательству и «Представительный церковный совет», которые помимо священнослужителей включают также мирян. В ведении последнего совета находятся финансовые дела. Центр церковного управления — Эдинбург.

В Епископальной церкви в Шотландии имеется семь епархий, возглавляемых епископами. Епископы избирают из своего числа «примуса» (соответствует посту примаса в других англиканских церквах), который председательствует в синоде.

Численность сторонников Епископальной церкви в Шотландии — 80 тыс. человек. Позиции церкви несколько сильнее на востоке и северо-востоке страны.

По этнической принадлежности большинство последователей Епископальной церкви в Шотландии — шотландцы.

П. И. Пучков

ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ СУДАНА

Епископа́льная це́рковь Суда́на, одна из англиканских церквей Африки.

Англиканское Церковное миссионерское общество начало прозелитическую работу в городе Омдурмане в 1899, однако в этом районе Судана, где подавляющая часть населения исповедует ислам, успехи миссионеров были невелики. В южных же районах страны им удалось обратить в христианство значительную часть местного чернокожего населения, до этого придерживавшегося традиционных культов.

По вероучению и культу Епископальная церковь Судана относится к евангелическому течению англиканства.

Епископальная церковь Судана возглавляется архиепископом, в подчинении которого находятся 4 епархии. Предполагается учредить на территории Судана ещё 7 епархий.

Численность сторонников Епископальной церкви Судана определяется различными исследователями по-разному: от 390 тыс. до 2,5 млн. человек (наиболее вероятная оценка — 1,4 млн. человек). По этнической принадлежности это прежде всего представители народов бари, занде и мору, живущих в южной части страны.

П. И. Пучков

ЕСЭ

есэ, японский народный театр. Возник в XVII в.

ЁХОР

ёхор, хороводный танец у бурят.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV