Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА")
Евангели́ческая пятидеся́тническая це́рковь «Брази́лия для Христа́», одна из крупнейших пятидесятнических церквей Бразилии. Образовалась в 1955, отделившись от бразильского филиала Ассамблей Бога (США). По вероучению и культу близка к Ассамблеям Бога и принадлежит к группе пятидесятников двух благословений (см. Пятидесятничество). В организационном отношении полностью независима и не связана с другими пятидесятническими церквами. Численность сторонников Евангелической пятидесятнической церкви «Бразилия для Христа» (вместе с детьми) 2250 тыс. человек. Церковь особенно влиятельна в крупнейшем городе Бразилии Сан-Паулу. П. И. Пучков |
Евангели́ческая пятидеся́тническая це́рковь Чи́ли, вторая по численности протестантская церковная организация Чили. Возникла в 1933 в результате раскола Пятидесятнической методистской церкви, связанного с разным отношением к националистическим тенденциям. Новую церковь возглавил Уиллис Коллинс Гувер (18561936), до этого бывший руководителем Пятидесятнической методистской церкви. По вероучению, культовой практике и организации Евангелическая пятидесятническая церковь Чили близка Пятидесятнической методистской церкви. Численность последователей Евангелической пятидесятнической церкви Чили (вместе с детьми) 571 тыс. человек (более 4% всего населения страны). П. И. Пучков |
Евангели́ческая свобо́дная це́рковь Аме́рики, протестантская церковная организация США и Канады. Одни религиеведы относят её к конгрегационализму, другие включают в особую, близкую методизму группу скандинавских пиетистов (движение в скандинавских странах, развернувшееся в XIX в. и придававшее большее значение внутреннему благочестию и нравственному совершенствованию, чем соблюдению церковных правил и предписаний). Евангелическая свободная церковь Америки возникла в 1950 как товарищество независимых церковных общин, образованное путём слияния двух скандинавских пиетистских церковных объединений: Шведской евангелической свободной церкви и Евангелической свободной церковной ассоциации. Скандинавский пиетизм был занесён в Америку иммигрантами из Швеции, Норвегии и Дании, переселившимися за океан в основном в 1870-1914. Шведская евангелическая свободная миссия (позже переименованная в Шведскую евангелическую свободную церковь) была образована в 1884 из отдельных пиетистских конгрегаций. Евангелическая свободная церковная ассоциация (известная вначале как Норвежская и Датская евангелическая свободная церковная ассоциация) была организована в 1909 в результате слияния двух созданных в 1891 и близких друг другу объединений: Западной евангелической свободной церковной ассоциации (в неё входили норвежские и датские пиетисты в штатах Среднего Запада) и Восточной ассоциации церквей (норвежско-датская пиетистская организация в восточных штатах). Евангелическая свободная церковь Америки приняла исповедание веры в духе традиций Реформации, более близкое к кальвинистским исповеданиям, чем к лютеранскому Аугсбургскому исповеданию. В нём заметно и влияние евангелизма. Библия рассматривается в Евангелической свободной церкви Америки как вдохновлённое Слово Божие без возможности в нём каких-либо ошибок. Сторонники этой церкви ждут второго личного пришествия Христа, которое должно скоро произойти и будет предшествовать наступлению тысячелетнего царства Божьего на Земле. Членам Евангелической свободной церкви Америки предоставлена значительная свобода в интерпретации доктринальных положений. Культ в Евангелической свободной церкви Америки близок богослужебным традициям кальвинистских и методистских церквей. Устройство церкви носит конгрегациональный характер. Каждая конгрегация является самоуправляющейся. Евангелическая свободная церковь Америки проводит ежегодные конференции, делегатов на которые избирают местные конгрегации. Конференции имеют совещательные функции. Штаб-квартира Евангелической свободной церкви Америки находится в Миннеаполисе в штате Миннесота. Численность сторонников Евангелической свободной церкви Америки в США - 182 тыс. человек, в Канаде (Квебеке) - около 10 тыс. В США наиболее значительные группы имеются в Калифорнии (40 тыс.), Миннесоте (21 тыс.), Иллинойсе (20 тыс.),·Висконсине (11 тыс.), Пенсильвании (около 10 тыс.). По происхождению это в основном потомки выходцев из скандинавских стран. Евангелическая свободная церковь Америки ведёт миссионерскую работу в Мексике, Венесуэле, Перу, Бразилии, Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Демократической Республике Конго, Малайзии, Сингапуре, на Филиппинах, в Гонконге, Японии. Общая численность сторонников в перечисленных странах превышает 100 тыс. человек. П. И. Пучков |
Евангели́ческая христиа́нская це́рковь в Ириа́нДжа́я, одна из региональных реформатских церквей Индонезии. Миссионерская работа в западной части острова Новая Гвинея была начата в 1862. Её проводили проповедники реформатской Утрехтской миссии и реформатской части Рейнской (лютеранско-реформатской) миссии. Почти столетие созданные на острове реформатские общины находились под контролем миссий, однако в 1956 была организована самостоятельная Евангелическая христианская церковь в ИрианДжая. По вероучению, культу и организации Евангелическая христианская церковь в ИрианДжая близка другим реформатским церквам. Численность сторонников церкви 460 тыс. человек. Адепты её имеются среди 200 племён (из общего числа около 250), обитающих в западной части острова Новая Гвинея. П. И. Пучков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Евангели́ческая це́рковь а́угсбургского исповеда́ния в Румы́нии, одна из двух действующих в стране лютеранских церквей. Появление лютеранской церковной организации обычно связывают с именем Иоганна Хонтеруса (14981549), хотя некоторые религиеведы утверждают, что Хонтерус был не лютеранином, а реформатом. В 1572 немецкая община Трансильвании официально приняла лютеранское Аугсбургское исповедание. Получило лютеранство распространение и среди части живущих в Трансильвании венгров. В Бухаресте первые лютеране появились в 1550, в 1690 была создана конгрегация, объединившая лютеранских беженцев из различных частей Австрийской империи (община эта сохранилась до настоящего времени). С 1691 после перехода Трансильвании под австрийский контроль начались гонения на лютеран. Однако в следующем столетии преследования постепенно ослабли. В 1926 Евангелическая церковь Трансильвании слилась с пятью действовавшими в Румынии лютеранскими группами (в Бухаресте, Буковине, Добрудже и другие.гих местах), образовав Евангелическую церковь аугсбургского исповедания в Румынии. По вероучению, культу и организации Евангелическую церковь аугсбургского исповедания в Румынии близка к немецкому лютеранству. Она образует самостоятельную епархию, руководящие органы которой находятся в Сибиу (Германнштадте). Возглавляет церковь епископ. Численность приверженцев Евангелической церкви аугсбургского исповедания в Румынии, объединяющей в подавляющем большинстве немцев-саксов (лиц саксонского происхождения), 105 тыс. человек. Большинство немцев-лютеран сосредоточено в Трансильвании, в уездах Брашов, Сибиу и Муреш (часть из них была выселена оттуда после войны), но есть они также в Буковине (жившие в этой области немцы были в 1940 переселены нацистами в Польшу, но небольшая группа их вернулась затем назад), Добрудже и другие.гих районах страны. В Румынии в 1886 основана Синодально-пресвитериальная евангелическо-лютеранская церковь, к которой принадлежат 32 тыс. человек. Это живущие в уезде Брашов венгры, а также словаки и маленькая группа румын. Во главе стоит суперинтендент. Штаб-квартира в городе Клуж (Клаузенберг). П. И. Пучков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Евангели́ческая це́рковь Камеру́на, крупнейшая из протестантских церковных организаций Камеруна. В 1845 на территории современного Камеруна появились миссионеры Лондонского миссионерского общества, которое считалось межденоминационным и в котором работали миссионеры разных вероисповеданий. В 1886 Лондонское миссионерское общество передало свои функции реформатским проповедникам Базельской миссии, а те, в свою очередь, в 1918 были заменены реформатскими миссионерами Парижского евангелического миссионерского общества. В 1957 Евангелическая церковь Камеруна стала самостоятельной, однако сохранила тесные связи с Парижским евангелическим миссионерским обществом. Помощь церкви оказывают и голландские реформатские миссионеры. По вероучению и культовым особенностям Евангелическая церковь Камеруна близка к Реформатской церкви Франции и к швейцарским реформатским церквам (см. Федерация швейцарских протестантских церквей). Численность приверженцев Евангелической церкви Камеруна около 740 тыс. человек. По этнической принадлежности это бамилеке (33%), басса, или коко (26%), дуала (26%), мум (12%) и др. К Евангелической церкви Камеруна близки 2 следующие за ней по численности сторонников и также придерживающиеся кальвинизма церкви: поддерживающая связи с Базельской миссией англоязычная Пресвитерианская церковь в Камеруне (около 370 тыс. приверженцев, из них видекум 30%) и имеющая контакты с Пресвитерианской церковью (США) франкоязычная Камерунская пресвитерианская церковь (295 тыс. последователей, из них булу 26%, бети 24%, басса 23%, мака 13%, бафиа 10%, нгумбо 2%, батанга 2%). П. И. Пучков |
Евангели́ческая це́рковь лютера́нского исповеда́ния в Брази́лии, наиболее значительная из лютеранских церковных организаций в Бразилии. Первые лютеране появились на территории Бразилии (в небольшом городке Сан-Висенти вблизи Сантуса) в 1552. Существенные группы лютеранского населения образовались в стране в 20-х гг. XIX в. после начала немецкой иммиграции. Первые лютеранские конгрегации были созданы в 1823 и 1824 в Нова-Фрибургу (штат Рио-де-Жанейро) и Сан-Леополду (штат Риу-Гранди-ду-Сул). Позже появились конгрегации и в других бразильских городах. С 1864 лютеране начали предпринимать попытки создать синод, однако в течение долгого времени они были безуспешными. Лишь в 1886 удалось организовать синод Риу-Гранди-ду-Сул. В 1889 лютеране получили полную свободу религиозной деятельности. В 1905 ими был образован ещё один синод, получивший название Лютеранской церкви в Бразилии, в 1911 создан Евангелический синод Санта-Катарины и Параны и в 1912 - Центральный бразильский синод. В 1950 все 4 синода были объединены в синод федерации, с 1954 созданное объединение называется Евангелическая церковь лютеранского исповедания в Бразилии. По вероучению и культу приверженцы Евангелической церкви лютеранского исповедания в Бразилии близки лютеранам Германии. Вместе с тем немецкий язык всё более вытесняется в богослужении португальским языком. В Бразилии велась также работа по обращению в лютеранство индейцев, инициаторами этого были иностранные лютеранские организации. Так, американская Лютеранская церковь-Миссурийский синод послала первого миссионера в Сан-Педру в 1901. Лютеранская церковь-Миссурийский синод установила также тесные отношения с Евангелическо-лютеранской церковью Бразилии, которая откололась в 1890 от Евангелической церкви лютеранского исповедания в Бразилии. Среди аборигенов Бразилии действует американская лютеранская миссионерская организация - Всемирная миссионерская лига молитвы. Численность сторонников Евангелической церкви лютеранского исповедания в Бразилии - свыше 950 тыс. человек, Евангелическо-лютеранской церкви Бразилии - 216 тыс. человек. По этнической принадлежности это немцы. Подавляющее большинство их сосредоточено в южной части Бразилии. П. И. Пучков |
Евангели́ческая це́рковь Мека́не Йе́сус (Мекане Йесус на амхарском языке местожительство Иисуса), одна из крупнейших церковных организаций Эфиопии, по вероучению лютеранская. Первая неудачная попытка внедрить лютеранство в Эфиопию была предпринята в 1634, когда герцог Саксен-Готский Эрнст послал в эту страну миссионера из Любека Петера Хайлинга. В 1837 в Эфиопию по поручению англиканского Церковного миссионерского общества прибыл лютеранский миссионер Иоганн Людвиг Крапф и работал там 4 года, однако не добился каких-либо результатов. Первые обращения в лютеранство на территории Эфиопии (в западной её части) относятся примерно к 1880. В 1904 в Аддис-Абебу прибыли шведские лютеранские миссионеры, но успехов не достигли, что вынудило шведов вторично начать миссионерскую работу в 1911. Немецкие проповедники Германнсбургской миссии начали прозелитическую работу среди оромо (галла) в 1927. В годы итальянского господства (193641) почти все лютеранские миссионеры (как и прочие протестантские проповедники) были высланы из Эфиопии. В послевоенные годы шведскими миссионерами в западных районах страны создана туземная лютеранская церковь, получившая название Мекане Йесус и ставшая ядром созданной позже объединённой церкви. В 1948 в Эфиопию прибыли проповедники Норвежской лютеранской миссионерской ассоциации. Создав базу в Аддис-Абебе, они начали прозелитическую работу среди племён в южной части страны. В 1952 в Эфиопии появились датские миссионеры и в 1954 исландские проповедники. В 1957 в Аддис-Абебе и расположенной в северной части Эфиопии провинции Уолло стали работать миссионеры Американской лютеранской церкви. С 1958 число лютеран стало быстро расти. Миссионерские церкви приняли решение о создании единой Евангелической церкви Мекане Йесус, ставшей самостоятельной церковной организацией. В начале 70-х гг. лютеране Эфиопии подверглись преследованиям. Однако это не остановило увеличения рядов лютеранской церкви (с 1970 по 1986 число лютеран возросло со 140 тыс. до 750 тыс. человек). Будучи в настоящее время самостоятельной, Евангелическая церковь Мекане Йесус тем не менее получает существенную финансовую и другие.гую поддержку со стороны миссионерских организаций США, Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и Финляндии. Хотя к Евангелической церкви Мекане Йесус примкнули и группы, обращённые в христианство пресвитерианскими проповедниками, догматика и культ церкви носят лютеранский характер. Числ. приверженцев Евангелической церкви Мекане Йесус 1 млн. человек. Они сосредоточены главным образом на западе страны и в Аддис-Абебе, в меньшем числе на севере. По этнической принадлежности сторонники Евангелической церкви Мекане Йесус оромо-уэллега (50%), камбатта (30%), сидамо (13%), тиграи (2%). Помимо Евангелической церкви Мекане Йесус в Эфиопии, в Аддис-Абебе, есть ещё небольшая по численности другая лютеранская церковная организация Лютеранская церковь библейски верных друзей в Эфиопии (3,5 тыс. членов). Она была создана в 1921 приверженцами существующего в шведском лютеранстве течения «низкой церкви». П. И. Пучков |
Евангели́ческая це́рковь сло́ва жи́зни (кале Хейвот Бета-Кристиянат), крупнейшая протестантская церковная организация Эфиопии, по вероучению баптистская. Возникла в результате начатой в 1927 Суданской внутренней миссией прозелитической работы в южной Эфиопии. По вероучению, культу и церковному устройству Евангелическая церковь слова жизни близка к другим баптистским церквам. Численность сторонников Евангелической церкви слова жизни (вместе с детьми) - 4 млн. человек, около 9% всего населения Эфиопии. По этнической принадлежности это - уолламо, или валяйта (60%), камбатта (13%), дараса (12%), сидамо (10%), бурджи (2%), оромо-аруси (1%), бако (1%), амхара (1%), а также джанджеро, илиемса, даасанеч и др. П. И. Пучков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Евангели́ческая це́рковь че́шских бра́тьев, наиболее значительная из протестантских церквей Чехии. Создана в 1918 в результате слияния Чешской реформатской и Чешской лютеранской церквей. Хотя обе церкви появились в эпоху Реформации в XVI в., они считают себя связанными с гуситским движением первой половины XV в. и с «братской общиной» (прямыми наследниками которой являются моравские братья), основанной в 1457. Протестантизм (в его реформатской и лютеранской формах) получил в XVI в. в Богемии (Чехии) широкое распространение, однако после безуспешного восстания чешских протестантов против правившего в Австрии и Богемии дома Габсбургов последние начали жестокую борьбу с новым направлением христианства. Тысячи протестантов были вынуждены бежать из своей страны, многие были казнены. Во второй половине XVI в. в годы войны с Турцией отношение к протестантам заметно смягчилось. Конец XVII в. и первые десятилетия XVIII в. ознаменовались в габсбургских землях Контрреформацией, в результате которой преследования протестантов вновь ужесточились. Лишь приход к власти в 1740 Марии Терезии (1717-1780) несколько улучшил в Богемии (как и в других владениях Габсбургов) положение протестантов. Однако только в 1781 после издания императором Иосифом II (1741-1790, император с 1765) эдикта о веротерпимости чешские реформаты и лютеране получили возможность легально создать свои церкви. Эти церкви существовали раздельно до 1918, когда 126 тыс. реформатов и 34 тыс. лютеран образовали Евангелическую церковь чешских братьев. Позже к ним присоединились некоторые другие малочисленные протестантские группы, а также 90 тыс. католиков из движения «Отход от Рима». Евангелическая церковь чешских братьев сильно пострадала в годы нацистской оккупации Чехословакии, а также в эпоху тоталитарного режима, особенно после того, как в церкви в 1974 появилась обновленческая группа, решившая бороться за «социализм с человеческим лицом». На вероучение и культ в общинах Евангелической церкви чешских братьев некоторое влияние оказывает их прежняя церковная принадлежность (реформатская или лютеранская). Основные принципы догматики и организации были утверждены в 1921. Евангелическая церковь чешских братьев включает 13 сеньоратов, каждый из которых объединяет несколько конгрегаций. Церковную власть осуществляет Синод, созываемый раз в 3 года. Административные функции выполняет синодальный совет, состоящий из 3 священников и 3 мирян. Возглавляют церковь синодальный сеньор и куратор (последний избирается из числа мирян). Численность приверженцев Евангелической церкви чешских братьев - свыше 220 тыс. человек. 70% из них - горожане. По этнической принадлежности - это в основном чехи, хотя имеются также словаки и поляки. П. И. Пучков |
Евангели́ческие це́ркви За́падной А́фрики, межденоминационное церковное объединение в Нигерии. Межденоминационная (то есть объединяющая сразу несколько протестантских деноминаций) Суданская внутренняя миссия начала работу в Нигерии в 1893. В 1956 на базе созданных Суданской внутренней миссией в этой стране общин было создано церковное объединение Евангелические церкви Западной Африки. Евангелические церкви Западной Африки не имеют какого-либо официально принятого исповедания веры. По особенностям культа и организации они близки кальвинистским и методистским церквам. Численность сторонников Евангелических церквей Западной Африки около 3 млн. человек (вторая по числу последователей протестантская церковная организация Нигерии). По этнической принадлежности приверженцы Евангелических церквей Западной Африки карекаре, тера, тангале, сайя, гвандара, относящиеся к народам чадской группы, нупе и гбари, баса, катаб, коро, биром, джарава, афусаре (группа бенуэ-конго). Есть последователи Евангелических церквей Западной Африки и на юге Нигерии, среди йоруба, игала, идома, игбо, тив. Евангелические церкви Западной Африки ведут миссионерскую работу и за пределами Нигерии в Нигере и Бенине. П. И. Пучков |
Евангели́ческо-лютера́нская наро́дная це́рковь Да́нии, одна из крупных лютеранских церквей. Другое название - Национальная церковь Дании. Христианство начинает проникать в Данию с 735, как со стороны мигрировавших в V-VI вв. в Британию англосаксов, так и из южных районов, откуда периодически прибывали миссионеры. Наиболее заметной фигурой среди них был французский монах Анскар (называемый иногда апостолом Севера), который прибыл в Данию по поручению папы в 826, однако не добился успеха. В 850 была построена первая церковь. Крещение около 960 датского короля Харальда I Синезубого способствовало приданию христианству статуса государственной религии. В 1523-36 на территории Дании пытаются проповедовать отдельные лютеранские священники. В 1536 датский король Кристиан III официально принимает лютеранское исповедание для всей страны, а в 1569 в Дании была запрещена любая деятельность католической церкви. С начала XVIII в. страна ощутила на себе влияние немецкого пиетизма (религиозного течения, требовавшего от людей глубокой веры и благочестия и не придававшего большого значения внешней обрядности). Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании по вероучению и обрядности сходна с другими лютеранскими церквами (см. Лютеранство). Фактически Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании имеет статус государственной церкви. Король (или королева) Дании должны обязательно быть её членами. Они назначают епископов из числа кандидатов, подбираемых священниками и делегатами от приходских советов соответствующих епархий. Регулярно созываемая ассамблея епископов работает под председательством епископа Копенгагена (он считается первым среди равных епископов). Всего в стране имеется 10 епархий: Копенгагена, Эльсинора, Роскилле, Лоланна и Фальстера (в Нюкёбинге), Фюна (в Оденсе), Хадерслева, Рибе, Орхуса, Виборга, Ольборга. Священники получают от государства жалованье и назначаются правительством по предложению приходских советов. С 1947 в Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании была разрешена ординация (посвящение в священнический сан) женщин. Церковное законодательство осуществляется парламентом. Он же решает и вопрос о сумме государственных средств, отпускаемых на нужды церкви. Для управления церковью существует министерство по делам церкви. В Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании имеется ряд течений. Одно из них, возникшее в первой половине XIX в., - грундтвигианство. Его основатель Николай Фредерик Северин Грундтвиг (1783-1872) проповедовал идею чувства общности верующих при совершении таинств и внимании Божьему слову. Численность последователей Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании около 4,6 млн. человек (89% населения Дании). Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании - член Всемирной лютеранской федерации и Всемирного совета церквей. П. И. Пучков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь Ве́нгрии, одна из лютеранских церквей Европы, третья по числу последователей (после Римско-католической церкви и Реформатской церкви Венгрии) церковная организация Венгрии. Идеи Лютера начали проникать в Венгрию с 1518. Распространение лютеранства сопровождалось преследованиями со стороны властей. В 1524 был сожжён на костре первый лютеранин. В 1525 венгерский парламент принял беспрецедентное в мировой истории решение о сожжении на костре всех представителей определённой конфессиональной группы - лютеран. Решение это не могло быть выполнено в связи с тем, что распространение лютеранства в стране пошло очень быстрыми темпами. После поражения при Мохаче восточная и центральная части Венгрии подпали под контроль Турции, а западная часть страны стала управляться Габсбургами. Хотя турецкое правление и было жестоким, оно не давало каких-либо преимуществ католикам по сравнению с протестантами. В землях же, управляемых Габсбургами, протестанты продолжали притесняться. Со временем преследования несколько уменьшились, однако существенное улучшение положения лютеран произошло лишь после издания императором Иосифом II (1741-1790, император Священной Римской империи с 1765) эдикта о веротерпимости. Полное же равенство было признано за лютеранами только в 1848. Однако через 100 лет, с приходом к власти в Венгрии коммунистов, лютеране, как и представители других деноминаций, стали подвергаться дискриминации, некоторые их духовные руководители попали в тюрьмы. Церковь была поставлена под жёсткий контроль органов безопасности. С падением тоталитарного режима церковная жизнь в стране нормализовалась. По вероучению Евангелическо-лютеранская церковь Венгрии сходна с лютеранскими церквами стран Центральной Европы (см. Лютеранство). Богослужебная практика под влиянием Реформатской церкви Венгрии несколько упростилась. Для церковного устройства Евангелическо-лютеранской церкви Венгрии характерна бо́льшая, чем в некоторых других лютеранских церквах, роль мирян в жизни церкви. Конгрегации, так же как и вышестоящие звенья церковной структуры - сеньораты (конференции) и епархии, имеют как духовного, так и светского руководителя (второй из них называется инспектором). Светский руководитель на деле занимает более высокое положение, чем духовный. То же самое относится и к церкви в целом, где её главой фактически является генеральный инспектор. Органами власти на всех уровнях церковной администрации являются церковные собрания («конвенции»). В низовых церковных ячейках - конгрегациях властные функции выполняет собрание всех членов, делающих добровольные церковные пожертвования, а на более высоких уровнях - собрания представителей, избранных конгрегациями. Евангелическо-лютеранская церковь Венгрии состоит из 2 епархий: северной и южной. Каждая из них включает по 8 сеньоратов, границы которых в большинстве случаев совпадают с границами основных единиц административного деления страны. Евангелическо-лютеранская церковь Венгрии является членом Всемирной лютеранской федерации и Всемирного совета церквей. Численность членов Евангелическо-лютеранской церкви Венгрии 450 тыс. человек (4% населения Венгрии). Это главным образом венгры, есть также немцы, словаки. Кроме того, 9 тыс. венгров-лютеран бежало из страны после событий 1956. Фактически филиалами Евангелическо-лютеранской церкви Венгрии являются действующая в Румынии Синодально-пресвитериальная евангелическо-лютеранская церковь (32 тыс. человек) и Лютеранская церковь в Сербии и Воеводине. Лютеране венгерского происхождения есть также в Словакии (около 2 тыс.), Закарпатской области Украины (несколько сот человек), австрийской земле Бургенланд. Из западноевропейских стран наибольшее число венгров-лютеран имеется в Германии. В США есть около 10 независимых венгерских лютеранских конгрегаций, которые сотрудничают с Евангелическо-лютеранской церковью в Америке (1988), в Венесуэле, Бразилии, Аргентине - по одной конгрегации. П. И. Пучков |
Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь в Росси́и, на Украи́не, в Казахста́не и Сре́дней А́зии (в 1988-1993 - Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза), одна из лютеранских церквей, действующих на территории Российской Федерации. Первая лютеранская община была создана в России не позже 1559, а в 1576 в Москве была построена первая евангелическо-лютеранская церковь. В 1609 лютеранская община образовалась и в Нижнем Новгороде. Основная масса лютеран появилась в России во второй половине XVIII в., когда по приглашению Екатерины II в страну прибыли немецкие колонисты (2/3 из них были лютеранского исповедания). В 1819 по высочайшему указу в Саратове была учреждена Евангелическая консистория. В 1832, после подписания императором Николаем I церковного устава, Евангелическо-лютеранская церковь в России получила официальный статус. В 20-40-е гг. лютеране СССР сильно пострадали от религиозных преследований. В 1937 были закрыты последние лютеранские церкви. Имущество конфисковано, пасторы арестованы, бо́льшая их часть уничтожена. Многие лютеране погибли из-за невыносимых условий существования в так называемой трудармии. Проводить открыто богослужения было запрещено. После войны в районах ссылки стали нелегально создаваться новые лютеранские общины, в которых молитвенные собрания проводились без пастора. Легализация общин началась с регистрации в 1957 немецкой евангелическо-лютеранской общины в Акмолинске в Казахстане. В 1988 Евангелическо-лютеранская церковь была признана как самостоятельная церковная организация. Догматика и культ церкви в целом аналогичны существующим в других лютеранских церквах. Богослужения ведутся преимущественно на немецком и русском языках. В соответствии с уставом устройство церкви строится по епископско-синодальному принципу. Представители общин образуют синоды епархий. Каждый синод избирает президиум и духовного руководителя епархии - «суперинтендента». Представители синодов епархий образуют Генеральный синод, который избирает президиум и епископа всей церкви. Епископ и президиум Генерального синода, суперинтенденты и президиумы синодов епархий образуют Консисторию - руководящий орган церкви. На территории России существуют две епархии: епархия Европейской части России с центром в Москве и епархия Урала, Сибири и Дальнего Востока с центром в Омске. Управленческий центр церкви в целом и местопребывание епископа находятся в Санкт-Петербурге. По ориентировочным подсчётам церковного руководства, численность составляла 70 тыс. человек (в том числе в России 30-40 тыс. человек). В составе церкви различают общины церковной (официальной) и братской традиции. Братские общины делают особый акцент на благочестии, требуют от своих членов придерживаться строгих правил поведения в быту. Они негативно относятся к ординации женщин и экуменическому движению. В России эти общины находятся преимущественно на территории Поволжья, Урала и Сибири. О. В. Курило |