Народы и религии мира
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАЗЕЛЬ

газель (араб.), жанр лирического стихотворения в поэзии Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Сформировался к XIII—XIV вв.

ГАЗЫРИ

газыри, первоначально патроны для кремневых ружей, вставлявшиеся в специальные карманчики (газырницы) на груди черкески. Со второй половины XIX в. — их имитации из дерева, кости или металла.

ГАЙДА

гайда, род волынки у народов Южной Европы.

ГАЙДУКИ

гайдуки (от венг. hajdúk, пехотинцы), участники борьбы против турецких завоевателей у южных славян. Персонаж югославского исторического эпоса.

ГАЛАБЕЯ

галабея, широкая длинная мужская рубаха у народов Северной и Центральной Африки.

ГАЛЕШИ

галеши́, народ в Иране, живущий в горных районах Юго-Западного Гиляна. Численность 40 тыс. человек. Говорят на одном из диалектов гилянского языка. Верующие — мусульмане-шииты.

Основное занятие — полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, в том числе зебу, лошади). На зиму галеши откочёвывают в низины, где пасут стада на полях оседлого земледельческого населения, а лето проводят на высокогорных пастбищах, где занимаются также земледелием, пчеловодством, сбором дикорастущих плодов. Ремёсла — изготовление грубых шерстяных тканей и вязаных изделий (в обмен на продукты земледелия и ремесла).

Летом галеши живут в каменных домах, зимой — во временных жилых постройках.

По культуре близки гилянцам. Сохраняются домусульманские верования.

В. Н. Кисляков

Этнонимы: галеши

ГАЛУШКИ

галушки, кусочки теста, сваренные в молоке или супе, у народов Восточной Европы.

ГАМЕЛАН

гамелан (от гамель — ударять, стучать), народный оркестр, в основном из ударных инструментов, в Индонезии, особенно на Яве и Бали.

ГАМПОНГ

гампонг, кампонг, кампунг, сельская община в Индонезии.

ГАНЧ

ганч, смесь гипса с глиной в Средней Азии. Служит материалом для штукатурки и декоративной резьбы.

ГАРПУН

гарпун (голл. harpoen), метательное оружие для охоты на крупных морских животных с наконечником, прикреплённым к древку длинным ремнём. Попадая в цель, наконечник отделяется от древка, ремень разматывается, и плывущее древко указывает охотнику путь животного.

ГАТЫК

гатык (туркм.), см. Катык.

ГАУЧО

гаучо, профессиональная группа скотоводов и пастухов (первоначально — охотников, перекупщиков скота и контрабандистов) в Южной Америке. Главным образы метисы.

ГЕЛУГПА

Гелу́гпа (дословно с тибетского — закон добродетели), другие названия — гелданпа (от названия монастыря Галдан), желтошапочная (по цвету шапок священнослужителей) школа в буддизме ваджраяны. Гелугпа возникла в конце XIV — начале XV вв. на основе реформированной школы Кадампа. Инициатор реформ и основатель Гелугпы Цзонхава (1357—1419). В дополнение к философии ранней буддийской школы мадхьямиков — прасангиков Цзонхава разработал учение о «ступенях пути» (лам-рим) к состоянию духовного совершенства под руководством учителя-наставника ламы. Роль ламы в Гелугпе настолько велика, что в традиционную формулу «трёх сокровищ» («я поклоняюсь Будде, Учению, Общине») добавлено четвёртое — лама. Последнее было столь важно, что привело к возникновению термина «ламаизм», поначалу означавшего только эту школу тибетского буддизма, а позднее толковавшегося более расширительно — как весь тибетский буддизм. Для Гелугпы характерны строгий устав, безбрачие монашества, запреты на употребление алкоголя, мяса, табака, новая праздничная обрядность. В середине XVI в. Гелугпа стала самой популярной школой в Тибете и начала распространять своё влияние за его пределы: в Монголии (с конца XVI в.), в Бурятии (с середины XVII в.), в Туве (с начала XVIII в.). В настоящее время последователи Гелугпы живут в Китае (Тибет и Внутренняя Монголия), Монголии, отдельных районах Непала и Индии, России (Бурятия, Калмыкия, Тува), странах Европы и США (в Европе и Америке в основном беженцы из Тибета).

Н. Л. Жуковская

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРАВИЛЬНЫХ БАПТИСТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Генера́льная ассоциа́ция пра́вильных бапти́стских церкве́й, одна из наиболее консервативных баптистских церковных организаций в США.

Ассоциация выросла из основанного в 1922 одним из религиозных деятелей Северной баптистской конвенции (ныне Американские баптистские церкви в США) Томасом Тодхантером Шилдсом (1873—1955) Баптистского библейского союза, объединившего консервативно настроенных членов конвенции, выступавших за её «очищение» от современных нововведений. В 1932, после того как 22 баптистские церкви вышли из состава Северной баптистской конвенции, на встрече в Чикаго представителей от 8 штатов была создана Генеральная ассоциация правильных баптистских церквей, ядро которой составил Баптистский библейский союз.

Причиной раскола в Северной баптистской конвенции было принятие её руководством модернистских и либеральных положений, допускающих критику Священного Писания и акцентирующих внимание церкви на социальных проблемах. Консерваторы были также недовольны наметившейся в Северной баптистской конвенции тенденцией к усилению контроля над местными церквами, усмотрев в этом угрозу независимости общин.

Генеральная ассоциация правильных баптистских церквей приняла в качестве своего доктринального документа «Статьи веры». Хотя моделью для «Статей веры» послужило Нью-Хэмпширское исповедание, теологическая интерпретация Библии и христология в них носят явно фундаменталистский характер. Значительный акцент сделан на премилленаризм (личное, видимое возвращение Иисуса Христа до наступления тысячелетнего царства Божьего на Земле).

Церковное устройство в Генеральной ассоциации правильных баптистских церквей конгрегациональное. Каждая отдельная церковная община полностью самостоятельна. Ежегодно Генеральная ассоциация правильных баптистских церквей проводит встречи («конвенции»), на которых решаются вопросы, общие для всей ассоциации.

Центральные учреждения Генеральной ассоциации правильных баптистских церквей находятся в городках Шаумбург и Дес-Плейнс в штате Иллинойс.

Для Генеральной ассоциации правильных баптистских церквей характерен определённый изоляционизм. Церквам, входящим в состав ассоциации, предписано отказаться от любой кооперации и контактов с организациями, в которых участвуют модернисты. Само название Генеральной ассоциации правильных баптистских церквей как бы противопоставляет церкви ассоциации другим, «неправильным» баптистским церквам.

Генеральная ассоциация правильных баптистских церквей оказывает поддержку 6 независимым миссионерским агентствам, разделяющим взгляды ассоциации. В ведении этих агентств находится более 2 тыс. миссий.

Численность сторонников ассоциации (вместе с детьми) в США — 333 тыс. человек.

П. И. Пучков

ГЕНС

генс (лат. gens — род), у древних римлян патрилинейная родственная группа. Л. Морган применял термин "генс" к матрилинейным родственным группам ирокезов, противопоставляя их патрилинейным кланам иных народов, а Дж. Мёрдок (в ранних работах) именовал так патрилинейные родственные группы, противопоставляя их матрилинейным кланам, ему следовали и некоторые другие американские антропологи. См. Род.

ГИДЖАК

гиджак, струнный смычковый музыкальный инструмент у народов Средней Азии. Корпус шаровидный. При игре гиджак держат вертикально, опирая о пол или колено. Близок кеманче.

ГЛХАТУН

глхатун, цахатун, старинное жилище у армян. См. Карадам.

ГНЕЗДОВОЙ ТИП ПЛАНИРОВКИ ПОСЕЛЕНИЯ

гнездовой тип планировки поселения, то же, что кучевой тип планировки поселения.

ГОВУРМА

говурма, см. Кавурма.

ГОДЕКАН

годекан, центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода.

ГОЛИЦЫ

голицы, см. Лыжи.

ГОЛЛАНДСКАЯ РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЮЖНОЙ АФРИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОЛОМО

голомо (эвенк.), жилище у народов Сибири, на коническом каркасе, крытом корой и дёрном.

ГОМИ

гоми, крутая каша, заменяющая хлеб, из проса или кукурузы у грузин. Ср. Мамалыга, Полента, Паста.

ГОРБУША

горбуша, тип косы с короткой изогнутой ручкой; распространена в основном у народов Северо-Восточной Европы и Сибири.

ГОРНИЦА

горница, неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Использовалась как парадное помещение, иногда — как кладовая (см. Клеть). Могла строиться на верхнем этаже. Смотри также Светлица.

ГРЕКО-КАТОЛИКИ — АЛБАНЦЫ

гре́ко-като́лики — алба́нцы, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Возникла в 1628, однако после закрытия католической миссии в Южной Албании в 1765 начала размываться. В 1939 после итальянской оккупации для греко-католиков — албанцев была создана апостольская администрация Южной Албании, однако после прихода в Албании к власти коммунистов началось преследование этой конфессиональной группы, и её численность сильно сократилась. В 1945 насчитывалось только 400 греко-католиков — албанцев, затем эта группа почти исчезла.

В богослужении у албанских греко-католиков используются литургия св. Иакова Иерусалимского, а также обновлённые литургии св. Василия и св. Иоанна Златоуста. Литургическим языком является албанский.

Когда тоталитарный режим в Албании был свергнут, католическая церковь возобновила свою деятельность; численность греко-католиков — албанцев вместе с католиками латинского обряда составляет в Южной Албании 4 тыс. человек.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ — ВЕНГРЫ

гре́ко-като́лики — ве́нгры, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Появившиеся в Венгрии группы униатов укрепили своё положение в результате Брест-Литовской унии 1596. При создании униатской церкви в 1646 оказывалось определённое давление на проживавших в стране православных с целью побудить их присоединиться к унии. Сначала жившие на территории современной Венгрии греко-католики — венгры подчинялись епархиям в Мукачеве, Ужгороде, Прешове, но затем, в связи с политикой мадьяризации, в 1912 была создана отдельная мадьярская епархия в Хайдудороге.

Греко-католики — венгры придерживаются римско-католической догматики. Богослужения совершаются по византийскому обряду, причём литургическими языками вместо прежнего церковнославянского являются греческий и венгерский (в США также и английский).

Греко-католики — венгры подчинены верховной власти римского папы, сохраняя самостоятельность во внутренних делах.

Общая численность греко-католиков — венгров — 273 тыс. человек. Расселены они в основном в Венгрии, частично — в США (в Пенсильвании и другие.гих штатах). Греко-католики — венгры являются в своём большинстве омадьярившимися русинами (карпатороссами) и румынами, считающими себя венграми.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ — ГРЕКИ

гре́ко-като́лики — гре́ки, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Другое название — последователи Греческой католической церкви.

Иногда датой основания этой группы называется 1829. Однако, по-видимому, заключение унии следует относить к 1860, что явилось результатом инициативы, предпринятой в 1856 одним из греческих православных священников Константинополя (Стамбула) Иоанном Маранго. В 1911 Греческая католическая церковь византийского обряда получила отдельного (от католиков латинского обряда) епископа. Подавляющее большинство греко-католиков — греков было сосредоточено в Стамбуле, однако после Греко-турецкой войны 1919—22 основная часть их переселилась в Грецию.

Греческая католическая церковь полностью приняла догматические положения Римско-католической церкви, сохранив свою византийскую обрядность. Литургическим языком является старогреческий (византийский).

Подчиняясь верховной власти римского папы, греко-католики — греки пользуются во внутрицерковных делах самостоятельностью. Возглавляющий группу апостольский экзарх имеет резиденцию в Афинах.

Численность греко-католиков — греков — 2 тыс. человек. Они живут в Афинах и в небольшом городке Янице в Греческой Македонии. Группа численностью менее 100 чел. осталась в Турции, в Стамбуле.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ — ИТАЛО-АЛБАНЦЫ

гре́ко-като́лики — итало-алба́нцы, итало-греко-албанцы, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Группа образовалась из албанцев и небольшого числа греков, бежавших в Италию в XV и XVI вв. после турецкого завоевания Балкан. Вначале группа была подчинена местным итальянским епископам, которые стремились принудить беженцев принять латинский обряд. В 1573 в Риме была создана специальная конгрегация, призванная осуществлять руководство группой; самостоятельную церковную организацию греко-католики — итало-албанцы получили лишь в XX в.

Приняв римско-католические доктрины, группа сохранила византийскую обрядность, впитавшую ряд латинских элементов: стали отмечаться некоторые специфические католические праздники, совершаться краткие благодарственные молебны с последующим благословением верующих, широко использоваться в интерьере церкви скульптуры и т. д. Литургическими языками являются греческий и албанский. Часть священников женаты.

В организационном отношении группа подразделяется на две епархии: в Калабрии (создана в 1919) и Сицилии (1937). Особое положение занимает греко-католический монастырь в Гроттаферрата около Рима, богослужения в котором проводятся строго по византийскому обряду.

Численность греко-католиков — итало-албанцев — 62 тыс. человек. Большинство сосредоточено на юге Италии, небольшие общины имеются также в США.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ — РУСИНЫ ПОДКАРПАТСКИЕ

гре́ко-като́лики — руси́ны подкарпа́тские, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Другие названия — последователи Русинской католической церкви, последователи Карпаторосской католической церкви.

Группа возникла в 1646 в результате заключения унии между Римско-католической церковью и рядом групп, живших на территории австрийского государства и придерживавшихся прежде православия. Вначале все эти группы униатов существовали как единое целое и лишь впоследствии выделились в отдельные подразделения: русинское, словацкое, венгерское, румынское, хорватское.

Термин «русины» в католической церковной терминологии употреблялся вплоть до 1961 и в весьма широком смысле, когда под ним объединялись все группы греко-католиков, использовавших в богослужении в большей или меньшей мере церковнославянский язык: подкарпатские русины, словаки, венгры, румыны, хорваты, украинцы, белорусы, русские. В 1929 в Риме был проведён общий собор русин — греко-католиков, на котором были утверждены общие богослужебные книги.

Русинская католическая церковь на территории СССР была в 1946 насильственно «воссоединена» властями с православной церковью и лишь в 1990-х гг. получила возможность возобновить свою деятельность.

Доктрины греко-католиков — русин подкарпатских не отличаются от римско-католических. Обрядность в основном византийская, хотя в литургические тексты, литургический ритуал, церковные облачения, церковную дисциплину, церковные обычаи и введены некоторые латинские элементы. Основным литургическим языком продолжает оставаться церковнославянский, однако в крупной русинской греко-католической общине США используется также английский язык. В этой же общине введены и другие.гие инновации: внесены некоторые изменения в литургию, установлены новые правила, касающиеся поста, священникам предписан целибат, юлианский календарь заменён григорианским.

Греко-католики — русины подкарпатские признают римского папу своим главой, хотя и сохраняют внутрицерковную самостоятельность. Однако подлинной самостоятельностью пользуются греко-католики — русины подкарпатские США, имеющие свой центр в Питсбурге. Группа греко-католиков — русин подкарпатских Закарпатской области Украины была объединена с Украинской католической церковью, что вызвало недовольство по крайней мере части закарпатских греко-католиков, как священников, так и мирян.

Численность греко-католиков — русин подкарпатских — 0,8 млн. человек. Однако в это число, по-видимому, включены и греко-католики — русины подкарпатские на Украине (около 500 тыс.). Большая группа последователей Русинской католической церкви имеется в США (около 300 тыс., главные места сосредоточения — Питсбург в Пенсильвании, Пассейик в Нью-Джерси, Парма около Кливленда в Огайо). Небольшие группки греко-католиков — русин подкарпатских — в Венгрии, Словакии, некоторых других европейских странах, а также в Австралии. По мнению одних исследователей, эти греко-католики — русины подкарпатские — специфическое субэтническое подразделение украинского народа, по мнению других — особая карпаторосская восточнославянская этническая общность.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ — РУССКИЕ

гре́ко-като́лики — ру́сские, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Другое название — последователи Российской греко-католической церкви.

Группа образовалась в 1905, однако официально зарегистрирована лишь в 1917 правительством А. Керенского. Хотя группа после прихода к власти большевиков была зарегистрирована советским правительством, она не избежала гонений и вынуждена была уйти в подполье. Лишь в начале 1991 Российская греко-католическая церковь была вновь легализована.

Греко-католики — русские, приняв римско-католическую догматику, сохранили византийский обряд и совершают богослужение на церковнославянском языке.

Греко-католики — русские признают верховную власть римского папы, однако пользуются автономией во внутренних делах. Возглавляет церковь епископ, являющийся апостольским экзархом; резиденция в Туле.

Численность греко-католиков — русских — около 4 тыс. человек. В России — в Москве, Туле, на Ставрополье, также в Латвии (на востоке), некоторых странах Западной и Центральной Европы, в Америке, Австралии, а также в Китае, в Харбине (после отъезда из этого города русских в нём осталась небольшая группа католиков-китайцев, придерживающихся византийского обряда).

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ - БЕЛОРУСЫ

гре́ко-като́лики - белору́сы, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Другое название - последователи Белорусской греко-католической церкви.

Возникновение Белорусской греко-католической церкви обычно относят к 1596, когда в период вхождения Белоруссии в состав польско-литовского государства была заключена Брест-Литовская уния. В XVII в. греко-католики - белорусы стали самой многочисленной группой на населённой белорусами территории, но после присоединения этих земель к России в результате трёх разделов Польши уния была в 1839 аннулирована, и бо́льшая часть белорусов стали православными (некоторые из греко-католиков присоединились к католикам латинского обряда). Когда в 1921 по Рижскому договору западная часть Белоруссии отошла к Польше, небольшая группа белорусов, ранее придерживавшаяся православия, вернулась к унии, однако в 1946 греко-католичество в Западной Белоруссии, вошедшей в состав СССравни было упразднено. В 1991 Белорусская греко-католическая церковь вновь возобновила свою деятельность на территории Белоруссии.

Греко-католики - белорусы приняли римско-католическую догматику, сохранив византийскую обрядность. Богослужения совершаются на церковнославянском языке.

Они подчиняются руководству Римско-католической церкви, однако во внутрицерковных делах пользуются автономией.

Численность греко-католиков - белорусов - около 40 тыс. человек; в основном в Белоруссии (33 тыс.), также в США, Австралии и некоторых других странах.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ - БОЛГАРЫ

гре́ко-като́лики - болга́ры, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Другое название - последователи Болгарской католической церкви.

Возникла в 1861 в Стамбуле в результате конфликта между частью православных болгар и Константинопольским патриархом, что привело к вступлению диссидентов в унию с Римско-католической церковью. В последние десятилетия XIX в. группа пополнилась новыми членами, в основном из Македонии. Обмен населением, проведённый после первой мировой войны, привёл к переселению большей части греко-католиков - болгар на территорию Болгарии. После второй мировой войны болгарские греко-католики сильно пострадали от тоталитарного режима. Епископ и несколько священников были казнены.

По своему вероучению греко-католики - болгары не отличаются от других католиков, обрядность они сохранили старую, византийскую (особую её разновидность). В богослужении в основном используется литургия св. Василия с добавлениями из других литургий. Литургический язык - церковнославянский, весьма близкий к староболгарскому.

Греко-католики - болгары, сохраняя автономию в своих церковных делах, подчинены римскому папе, который назначает им апостольского экзарха, имеющего резиденцию в Софии.

Численность греко-католиков - болгар - 15 тыс. человек; в основном в Болгарии (7 тыс.), также в Македонии, Греции, Турции, некоторых странах Западной Европы и Америки.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ - ГРУЗИНЫ

гре́ко-като́лики - грузи́ны, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда.

Возникла в 1861, когда небольшая группа бывших сторонников православной церкви в Грузии вступила в унию с Римско-католической церковью.

Приняв католическую догматику, группа сохранила византийскую обрядность и грузинский язык в литургии, хотя небольшая группа грузин - греко-католиков, живущих во Франции, совершает богослужения как по византийскому, так и по латинскому обряду и использует в качестве литургических языков грузинский и латинский.

Во главе церкви стоит апостольский администратор, подчинённый римскому папе.

Численность греко-католиков - грузин - несколько тысяч человек (вместе с также имеющимися в Грузии католиками латинского обряда - 10 тыс.). Католицизм распространён в ряде сёл на западе Грузии - в Ахалцихском (село Вале) и Адигенском районах (сёла Уде и Арали).

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ - РУМЫНЫ

гре́ко-като́лики - румы́ны, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда.

Первая попытка склонить к унии румын Трансильвании была сделана в 1215 IV Латеранским вселенским собором Римско-католической церкви. В 1439 акт об унии на Флорентийском вселенском соборе подписал молдавский митрополит, однако недовольство со стороны населения было столь сильным, что ему пришлось искать убежища в Риме. Только в 1700 акт об унии, подписанный в 1698 одним из митрополитов, представлявшим часть трансильванских румын, смог вступить в силу. Однако после установления в Румынии после 2-й мировой войны тоталитарного режима началось жестокое преследование религиозных организаций и верующих. У греко-католиков - румын отобрали церкви, были арестованы все их епископы и большое число священников, причём очень многие были казнены. После свержения режима Чаушеску начала восстанавливаться греко-католическая община Румынии.

Греко-католики - румыны придерживаются основных доктрин Римско-католической церкви (согласно унии, они обязались принять верховное руководство римского папы, согласиться с филиокве,признать существование чистилища и дать обязательство использовать при евхаристии незаквашенный хлеб). Вместе с тем они сохранили византийскую обрядность (в румынской разновидности). Литургические языки - румынский и (в меньшей степени) церковнославянский.

Будучи подчинёнными римскому папе, греко-католики - румыны самостоятельны в своих внутренних церковных делах.

Численность греко-католиков - румын около 1,6 млн. человек. Основная часть сосредоточена в Румынии (подавляющее большинство в Трансильвании), также в США (5 тыс.), Канаде, других странах Америки, а также во Франции и другие.гих странах Западной и Центральной Европы.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ - СЛОВАКИ

гре́ко-като́лики - слова́ки, одна из групп католиков-униатов византийского обряда. Другое название - последователи Словацкой католической церкви.

Группа образовалась в результате унии в 1646 между Римско-католической церковью и бывшими последователями православия на территории, входившей в состав австрийского государства. Созданная на востоке словацких земель Прешовская греко-католическая епархия была в 1950 ликвидирована в результате инициированного тогдашним чехословацким режимом воссоединения словацких греко-католиков с Чехословацкой православной церковью. Из 311 греко-католических священников лишь 28 признало воссоединение, непризнавшие же были брошены в тюрьму. Лишь в 1968 во время «Пражской весны» греко-католическая церковь вновь получила право на легальное существование, хотя после поражения реформаторских сил в Чехословакии вновь подвергалась притеснениям.

Греко-католики - словаки принимают догматику Римско-католической церкви, сохраняя византийскую обрядность. Литургическими языками служат церковнославянский и словацкий.

Подчиняясь римскому папе как главе Римско-католической церкви, греко-католики - словаки пользуются самостоятельностью во внутренних делах.

Численность греко-католиков - словаков - 393 тыс. человек. Подавляющая часть их сосредоточена в Словакии. Небольшие группы - в Чехии и Канаде. По этнической принадлежности греко-католики - словаки - ословакившиеся русины.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ - УКРАИНЦЫ

гре́ко-като́лики - украи́нцы, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда. Другое название - последователи Украинской католической церкви.

Первая попытка заключить унию с украинскими и другие.гими восточнославянскими христианами, проживавшими на землях, входивших в состав Польши и Литвы, была предпринята в 1439 на Флорентийском вселенском соборе Римско-католической церкви, однако она оказалась неудачной. Вторая попытка заключить унию была сделана в 1595 по поручению придерживавшегося польско-литовской ориентации киевского митрополита Михаила Рагозы епископами Ипатием Потеем и Кириллом Терлецким. В 1596 Брест-Литовский собор, на котором было представлено как белорусское, так и часть украинского духовенства Речи Посполитой, принял официальное решение об унии. В 1694 к унии присоединился епископ Перемышля (Пшемысля), в 1700 - епископ Львова. К XVIII в. значительная часть украинцев были греко-католиками, однако после того как бо́льшая часть Украины вошла в состав Российской империи, уния на этой территории была отвергнута. На украинских же землях, вошедших в состав Австрийской империи, уния была сохранена, а после воссоздания польского государства в 1918 униатская церковь распространила свою деятельность и на территории, ранее принадлежавшие России. В 1946 на Львовском соборе большая часть униатов, проживавших на территории СССравни аннулировали унию и воссоединились с Русской православной церковью. Униатские священники и миряне, протестовавшие против объединения, были репрессированы. В 1990 греко-католические общины получили легальный статус.

Вероучение греко-католиков - украинцев идентично вероучению Римско-католической церкви. Обрядность в основном совпадает с византийской, отличаясь от неё лишь в мелких деталях. Так, царские врата во время литургии у греко-католиков - украинцев остаются открытыми, молящиеся при богослужении не стоят, а сидят на скамьях. Греко-католики - украинцы отказались от использования рипид (плоских металлических опахал с изображениями серафимов), у них в конце литургии непричастившимся не раздаётся антидор (остаток просфоры после вырезания агнца - литургического хлеба для совершения таинства причащения), не практикуется добавление перед самым причастием в чашу-потир нескольких капель горячей воды. Греко-католики - украинцы добавили в свои богослужебные книги ряд переведённых латинских формул, ими были приняты несколько характерных для латинского обряда молитв, заимствованы некоторые праздники, отмечаемые католиками, и т. д.

Как и у православных, священники у греко-католиков - украинцев могут быть женаты (живущие в Америке украинские греко-католические священники, как правило, соблюдают целибат). В отличие от большинства католиков, греко-католики - украинцы, кроме живущих в США, придерживаются юлианского календаря. Язык богослужения - церковнославянский.

Греко-католики - украинцы подчинены римскому папе, хотя и сохраняют самостоятельность во внутренних делах. Украинская католическая церковь возглавляется верховным архиепископом, имеющим резиденцию во Львове.

Общая численность греко-католиков - украинцев около 7 млн. человек. Они сосредоточены прежде всего на Украине, в западных её областях (вместе с греко-католиками - русинами, которых примерно 500 тыс., - 5,3 млн. человек), также в Польше (500 тыс.), США (около 300 тыс.), Канаде (свыше 200 тыс.), Бразилии (128 тыс.), Аргентине (110 тыс.), Германии (32 тыс.), Великобритании (25 тыс.), Франции (17 тыс.), Австралии (23 тыс.) и других странах.

П. И. Пучков

ГРЕКО-КАТОЛИКИ - ХОРВАТЫ

гре́ко-като́лики - хорва́ты, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся византийского обряда.

Возникла в 1611 во входившей в состав Австрийской империи Хорватии в результате унии с господствовавшей католической церковью небольшой группы православных верующих, мигрировавших в Хорватию в XVI в. и впоследствии охорватившихся.

Приняв догматические положения Римско-католической церкви, греко-католики - хорваты сохранили византийскую обрядность (точнее, её особую разновидность): литургию св. Василия Великого (с добавлениями), церковнославянский литургический язык и т. д.

Подчиняясь Ватикану, греко-католики - хорваты имеют отдельную епархию в Кризевцах.

Численность греко-католиков - хорватов - 49 тыс. чел. Они сосредоточены на востоке Хорватии.

П. И. Пучков

ГРИВНА

гривна, шейное украшение, металлический обруч.

ГРИОТ

гриот, певец и сказитель у народов Западной Африки.

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Грузи́нская правосла́вная це́рковь, одна из 15 автокефальных православных церквей. Христианство начало проникать на территорию Грузии в первые века нашей эры. В IV в. под воздействием проповедей св. Нины христианство приняли грузинский царь Мириан и его жена. После этого в христианство было обращено большинство населения страны. В 486-488 католикос Грузии был признан главой Иберийской (Грузинской) церкви, которая, хотя и подчинялась Антиохии, но фактически была вполне самостоятельной. В VI в. церковь в Грузии попала под влияние армянской монофиситской церкви, однако уже в 608-609 порвала с ней, признав решения Халкидонского собора. В VIII в. Грузинская православная церковь получила автокефалию, которая была подтверждена в 1057 на Антиохийском поместном соборе. В 1811, вскоре после вхождения Грузии в состав Российской империи, Грузинская православная церковь была присоединена к Русской православной церкви. В 1917 она вновь стала автокефальной. Автокефалия сохранилась и после установления в Грузии советской власти, хотя Московская патриархия признала её лишь в 1943.

Вероучение Грузинской православной церкви идентично вероучению других православных церквей. Близка к другим ветвям православия и грузинская церковная обрядность. Первоначально в Грузинской православной церкви совершалась иерусалимская литургия св. Иакова (до VI в. на греческом языке, а с VI в. - на грузинском), но в X-XI вв. были приняты византийские литургии св. Василия и св. Иоанна Златоуста, которые совершались на грузинском языке (исключение составил период с 1811 по 1917). Для богослужения в Грузинской православной церкви характерно песнопение, имеющее древние корни.

Грузинская православная церковь возглавляется католикосом-патриархом всей Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским, резиденция которого находится в Тбилиси. В Грузинской православной церкви 13 епархий.

Отмечаются те же праздники, что и в других православных церквах. Грузинская православная церковь придерживается юлианского календаря.

Численность последователей Грузинской православной церкви - около 3,3 млн. человек, к ней относятся подавляющее большинство верующих грузин.

О. Е. Казьмина

ГУАРАЧА

гуарача, песня-танец, исполняется солистом и хором. Распространена у народов Карибского бассейна.

ГУАРО

гуаро, водка из сахарного тростника у народов Центральной Америки.

ГУБА

губа, мужская верхняя длиннополая одежда из сукна с длинным ворсом у венгров и словаков.

ГУМЕЛИ

гумели, наземная каменная печь для выпечки хлеба в Восточной Грузии.

ГУМНО

гумно, у народов Восточной Европы: 1) помещение для сжатого хлеба; 2) крытая площадка для молотьбы, крытый ток. Часто пристраивалось к овину. Сравни также Клуня.

ГУРАГЕ

гураге́ (самоназвание), группа народов в Эфиопии (центральные и южные районы): гогот, гумер, гьета, звай, маскан, мухер, сельти, соддо, ульбарач, услане, чаха, эжа, энар, эндегень, эннамор и др. Численность 2,6 млн. человек. Языки семитской группы афразийской семьи: центральный и западный гураге с поддиалектами, восточный гураге с поддиалектами (или диалектами), периферийно-западный гураге с говорами соддо, мухер, гогот. Распространяется также амхарский язык. На языке чаха и соддо письменность на эфиопской и латинской графике. Две трети - мусульмане-сунниты, остальные - христиане (в основном монофиситы, а также лютеране, католики и др.), часть придерживается традиционных верований.

Гураге восходят к семитоязычному населению Южной Эфиопии. В их этногенезе участвовали амхара, тиграи, а также кушиты. В 15-XVII веках гураге входили в состав Эфиопской империи, но затем были отрезаны от неё нашествием оромо. Гураге образовали самостоятельные княжества, часть которых в середине XIX века объединилась в конфедерацию во главе с чаха. В конце XIX века все гураге были включены в эфиопское государство.

Основные занятия - пашенное и ручное орошаемое земледелие (тефф, просо, сорго, кукуруза, овощи, кофе; важнейшая культура - корнеплод энсет, или бесплодный банан) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, лошади, мулы); отдельные группы (звай и др.) занимаются рыболовством.

Свыше четверти гураге живут в городах (Аддис-Абеба и др.); занимаются торговлей, ремёслами, работой по найму. Значительна прослойка интеллигенции.

В традиционной социальной организации сочетаются родо-племенные, половозрастные и кастовые группы, сельской ассоциации. Распространено побратимство (гурда). Значительна роль старейшин. Брачные обычаи близки амхарским. Наблюдается процесс консолидации отдельных народов гураге вокруг наиболее крупных, рост общего для всех гураге этнического самосознания; ослабевает кастовая изоляция ремесленников. Происходит интеграция гураге в эфиопскую суперэтническую общность, ассимиляция части гураге амхара.

Деревенская община в основном включает одну патрилинейную родственную группу.

Деревни разбросанные. Жилища круглые, из веток, с соломенной крышей.

Одежда общеэфиопского типа (Смотри в статье Амхара).

Пища - в основном лепёшки, каши, соусы. Пьют пиво, кофе.

Сохраняется фольклор, в том числе мифология. Характерны культы божеств Вак, Боже, Мвеят, культурных героев, духов мест и т. д. Своеобразно народное христианство сельти, мухер и другие.гих групп.

Ю. М. Кобищанов

Этнонимы: гураге

ГУСАН

гусан, народный певец-сказитель и актёр у армян.

ГУСИИ

гуси́и, бакисии, кисии, косова, народ группы банту на западе Кении. Населяют провинцию Ньянза: холмистое плато на восточном побережье озера Виктория к югу от залива Кавирондо. Численность - 1600 тыс. человек. Говорят на языке икигусии. Основная масса гусии - христиане-католики, есть протестанты и приверженцы христианско-африканских церквей и сект (в том числе Легион Марии), часть сохраняет традиционные верования.

Гусии этнически и по языку близки лухья и куриа. Их общие предки мигрировали начиная с XV века с территории Уганды в область озера Виктория, откуда затем продвинулись до предгорий Элгон.

Традиционная основная отрасль хозяйства гусии - ручное тропическое земледелие. Местами имеются ирригационные каналы и террасовые поля по склонам холмов и гор. Главные культуры: зерновые (просо, сорго, кукуруза), клубневые (ямс, таро); товарные - кофе, хлопчатник. Другая традиционная отрасль хозяйства - скотоводство, оседлое и местами отгонно-пастбищное (зебу, овцы и козы). Развиты ремёсла: обработка металла (ковка мотыг, ножей, наконечников), резьба по дереву (домашняя утварь, скульптура, маски), обработка шкур и кож, изготовление изделий из них.

Поселения гусии имеют разбросанную планировку. Традиционное жилище - круглое в плане, стены сплетены из веток, крыша коническая соломенная.

Традиционная одежда не сохранилась, мужчины носят европейские брюки, рубашки, майки, женщины - платья, платки ярких расцветок, украшения из металла, кожи, плетения.

Пища растительно-молочная (каши, похлёбки с приправой из овощей, масла, жареные зёрна, лепёшки, фрукты).

В основе социальной структуры - племенные и социально-возрастные связи. Живут патриархальными сельскими общинами, с общинной формой землевладения. Сохраняется система возрастных классов, на базе которой осуществляется общественное разделение труда и формирование совета старейших.

Развиты музыкально-песенный и танцевальный фольклор.

К. П. Калиновская

Этнонимы: гусии, бакисии, кисии, косова

ГУСЛИ

гусли (слав.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Восточной и Северной Европы. Имеют две разновидности: крыловидные, распространённые в северных русских областях, у народов Прибалтики (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес) и Финляндии (кантеле), и шлемовидные (Г.-псалтырь), более совершенные и сложные в исполнении, известные в искусстве русских музыкантов-скоморохов и у народов Поволжья (тат. гусля, чуваш. кесле, мар. кюсле, удм. крезь). При игре гусли клались на колени.

ГУСЬ

гусь, см. Сокуй.

ГУТТЕРСКОЕ БРАТСТВО

Гу́ттерское бра́тство, одна из групп протестантов, объединяемая иногда с меннонитами. Альтернативные названия - гуттерцы, гуттериты. Гуттерцы, так же как и меннониты, ведут своё происхождение от анабаптистов (последователей радикального протестантского течения, возникшего в 1520-х гг. в Швейцарии и Германии). Течение гуттерцев зародилось в конце 1520-х - начале 1530-х гг. в Моравии, основателем его считается Якоб Гуттер (откуда название течения). В 1530-е гг. были выработаны основные социально-религиозные установки Гуттерского братства: пацифизм и христианский коммунизм. На протяжении XVI в. гуттерцы основали в Моравии, а частично и на территории Словакии около 100 колоний. Однако после победы в Моравии контрреформации они были вынуждены покинуть страну и переселились в Словакию и Трансильванию. Новые преследования секты начались во время царствования Марии Терезии (1740-80). В 1767 остатки гуттерцев перебрались из Трансильвании в Валахию, а оттуда в 1770 часть их переселились на территорию Украины. Принятие в Российской империи в 1870 закона о воинской повинности вынудило многих гуттерцев (их вера запрещает держать в руках оружие) эмигрировать в США, где они расселились в основном в штате Южная Дакота. Вторая крупная волна эмиграции гуттерцев из России пришлась на 1917. Эти переселенцы прибыли в Канаду и сосредоточились в провинции Саскачеван.

Вероучение гуттерцев близко к меннонитскому. Живут гуттерцы колониями - так называемыми братскими дворами с общими жилыми и хозяйственными постройками и общей столовой и стараются избегать контактов с окружающим миром. Всё движимое и недвижимое имущество является собственностью общины, члены её не имеют никакого индивидуального дохода.

Гуттерцы отвергают участие в государственном управлении, принятие присяги и службу в армии. Они носят старомодную одежду, привержены старому образу жизни и враждебно относятся к большинству форм современной культуры. Языком богослужения, равно как и языком общения в быту, является один из диалектов немецкого.

Общины Гуттерского братства вполне самостоятельны, хотя и образуют Объединённую гуттерскую братскую церковь. Одной из функций этого объединения является решение вопросов, связанных со взаимоотношениями гуттерских колоний с правительством Канады.

Наиболее крупная группа гуттерцев (14 тыс. человек вместе с детьми) живёт в Канаде (в провинциях Саскачеван, Манитоба, Альберта); в США (в штате Южная Дакота) - 11 тыс. человек.

Помимо гуттерцев, относящихся к Объединённой гуттерской братской церкви, существуют также небольшие отколовшиеся гуттерские группы, образованные в основном из лиц, изгнанных из своих общин за нарушение церковной дисциплины и культовой практики.

О. Е. Казьмина

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV