Народы и религии мира
ВУДУ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВУДУ

вуду

Вудуистский "Злой бог".

Дерево. Бюро.

Порт-о-Пренс. Гаити.

ву́ду, общее название группы афрохристианских синкретических сект. Другая форма названия — воду. Секты вуду появились на Гаити в XVIII в. в результате сращения верований чёрных рабов (преимущественно родом из Дагомеи) с католицизмом. Особое развитие культ получил со времени прихода к власти в 1957 диктатора Франсуа Дювалье, исповедовавшего вуду.

Вероучение сочетает элементы традиционных дагомейских верований и католицизма. Библия сектантами практически не используется, хотя и почитается, так как большинство вудуистов формально считаются католиками и совершают обряды и Римско-католической церкви, и вуду. Христианские догматы в вуду фактически не признаются и объектом поклонения являются дагомейские божества — «лоасы», или «лоа», приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Некоторые из них ассоциируются с католическими святыми. Наиболее популярными из лоасов являются Дамбалла-уэдо, бог змей и дождя, Агуа-таройо, бог морей, Зину, бог плодородия и полей, Эрзили-Фреда, богиня красоты, Огун, бог войны, и Легба, посредник между лоасами и людьми. Среди божеств рангом ниже особенно выделяются различные «бароны», которых считают отвечающими за колдовские ритуалы. Главным среди них является Барон-Суббота. Вудуисты полагают, что от брака Барона-Субботы и «мадам» Брижит («баронессы») появилось семейство злых божеств Гедэ. Обычно в сектах вуду одинаково почитается весь пантеон, однако в ряде групп некоторые лоасы, например Дамбалла-уэдо, выдвигаются на первый план и наделяются дополнительными качествами. Секты вуду смысл жизни видят в общении с лоасами с целью заручиться их расположением и получить от них ценную информацию. Для этого лоасы требуют жертвоприношений. Вероучение вуду эзотерично, то есть для познания его истинных целей необходимо пройти определённые степени посвящения.

Культовая практика вуду сложна и разнообразна. Вудуисты делятся на жреческое сословие и мирян. Жрецами — унганами, или мамбо, — могут быть как женщины, так и мужчины, называемые соответственно мамалоа и папалоа. Унганам вменяется в обязанность проведение служб и вызывание лоасов, символом власти жрецов служат сделанные из высушенной тыквы погремушки. Помогают им «унси» — служки. Миряне-вудуисты делятся на неофитов и посвящённых — «канцо». Церемония посвящения в вуду длится 3 дня, по истечении которых посвящаемому моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. Вудуисты считают, что после выполнения всех этих процедур в посвящаемого вселяется лоас. В некоторых сектах вуду в ритуале посвящения используется кровь, обычно петушиная.

Культовые церемонии проводятся в специальном святилище — «хунфоре», или «умфро», представляющем собой большую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины расположен алтарь, на котором стоят как собственно вудуистские, так и католические символы. Помимо алтаря в хунфоре есть своего рода «приделы» — специальные комнаты для определённых лоасов. В центре святилища находится столб — «митан», называемый дорогой богов, так как по нему во время службы якобы спускаются лоасы. Во время культовых церемоний унганы проводят «кормление» лоасов для их умилостивления, принося в жертву различных животных. Мясо жертвенных животных частью съедается, а частью закапывается или разбрасывается. Проводится также ритуал установления связи между людьми и богами, во время которого один из лоасов вселяется, по мнению сектантов, в специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Своими движениями этот человек показывает, какой конкретно лоас в него вселился, и унган может задавать ему вопросы или испрашивать дозволение на какое-нибудь дело. Для введения в транс используется музыка специальных ритуальных барабанов. Сектам вуду свойственна также обширная практика колдовства, особенно чёрной магии. Во время магических сеансов совершаются попытки оживления умерших людей и превращения их в живых мертвецов — зомби.

Вуду (в его сектантских разновидностях) является локальным культом Гаити, где к нему принадлежит около 5 млн. человек (приблизительно 3/4 всего населения, хотя официально 98% гаитян исповедуют христианство). Его последователи есть и в других странах Карибского бассейна, а также в США (см. Афроамериканское вуду) и в некоторых европейских странах, в том числе в России.

В настоящее время насчитывается более 100 различных сект вуду.

Р. А. Силантьев

вуду

Деталь вудуисткого алтаря.

В начало словаря