Народы и религии мира
ВЕРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ

ве́рования традицио́нные (первобытные верования, ранние формы религии, родоплеменные культы), характерные для первобытной эпохи представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Основные формы традиционных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, полидемонизм, нагуализм, магия (ведовство, колдовство), аниматизм, зоолатрия, различные промысловые и аграрные культы.

Анимизм — вера в существование духов и душ как сверхъестественных образов, управляющих всеми явлениями и процессами материального мира (иногда под термином «анимизм» объединяются все первобытные верования). Анимистические образы — это духи умерших предков, души людей, животных и растений, духи природных явлений и стихий (грома, ветра), духи болезней и т. д. Душа, как правило, связывается с каким-либо отдельным существом или предметом. Дух же действует самостоятельно и независимо. Души и духи могут быть зооморфными и фитоморфными, но часто и антропоморфными существами. Они всегда наделяются сознанием, волей и другие.гими человеческими свойствами. Душа человека воплощена в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание) или в его органах (голова, сердце). Допускается возможность перевоплощения душ. Для анимизма характерно противопоставление видимого и невидимого (потустороннего) миров, живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и неодушевлённого. Анимизм часто отождествляют с полидемонизмом, для которого характерна вера в многочисленных духов (в отличие от политеизма — веры в существование множества богов), то есть сверхъестественных образов, ещё не приобретших «божественной» специфики. Отличается анимизм и от аниматизма — веры во всеобщую одушевлённость природы и конкретных её явлений, но не персонифицированную.

Фетишизм — поклонение неодушевлённым предметам и явлениям природы, которым приписываются сверхъестественные свойства и которые превращаются вследствие этого в объекты поклонения. Широко распространено представление о фетише как временном вместилище духа, действующего через него. С фетишизмом и анимизмом тесно связан нагуализм — развитая форма культа личных духов-покровителей.

Культ предков — поклонение душам или духам умерших предков (прародителей). Предки рассматриваются как хранители земли и гаранты благосостояния своего рода (семьи, племени), считается, что они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь каждого конкретного человека и всего социального коллектива. С дифференциацией общества по социальному признаку происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают культы предков семейно-родовой, общеплеменной и общенародный (культ правителей). Культ предков тесно связан с погребальным культом и похоронными обрядами, в нём напластовались представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, элементы тотемизма и фетишизма. Культ предков широко распространён у народов Тропической Африки, занимает видное место в политеистических религиях древних греков, римлян, индийцев и славян, является важным элементом конфуцианства и синтоизма. На базе культа предков в античных обществах возник культ героев, в христианстве и исламе — культ святых.

Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом — мифическим предком. Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже — явления природы и неодушевлённые предметы. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило, членам социальной общности, носящей имя тотема, запрещалось его убивать и употреблять в пищу (кроме ритуалов), не разрешалось вступать в брак между собой. Зафиксированы также индивидуальный, половой и другие.гие виды тотемизма. Известны магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера в возможность постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода. Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки, у которых он составляет основу традиционного мировоззрения.

Зоолатрия (теротеизм, анимализм, культ животных) — почитание животных, тесно связанное по происхождению с тотемизмом и промысловыми культами.

Общая численность приверженцев племенных верований во всём мире составила в 1996 — 103 млн. человек (менее 2% всего населения). Подавляющее большинство из них живёт в Африке и Азии — соответственно 70 млн. (9% населения) и 30 млн. (около 1% населения). В Америке сторонники традиционных верований насчитывают несколько более 1 млн. человек, в Австралии и Океании — 108 тыс. человек.

В Африке значительные группы приверженцев племенных верований имеются в Нигерии (8,6 млн., или 10% населения страны), Мозамбике (6,3 млн., или 40%), ЮАР (6,2 млн., или 18%), на Мадагаскаре (5,3 млн., или 45%), в Кот-д’Ивуаре (3,8 млн., или 30%), Танзании (3,6 млн., или 13%), Зимбабве (3,2 млн., или 33%), Гане (3 млн., или 20%), Буркина-Фасо (3 млн., или 33%), Эфиопии (2,7 млн., или 6%), Бенине (2,6 млн., или 55%), Кении (2,5 млн., или 10%), Судане (2,5 млн., или 10%), Сьерра-Леоне (2 млн., или 48%), Замбии (1,9 млн., или 23%), Анголе (1,4 млн., или 14%), Камеруне (1,3 млн., или 12%), Либерии (1,3 млн., или 49%), Того (1,2 млн., или 36%), Уганде (1,1 млн., или 6%), Чаде (1,1 млн., или 19%), Мали (1 млн., или 11%), Демократической Республике Конго (около 1 млн., или 3%), Гвинее (0,9 млн., или 12%), Руанде (0,7 млн., или 10%), Нигере (0,6 млн., или 9%), Ботсване (0,5 млн., или 37%), Гвинее-Бисау (0,5 млн., или 48%), Бурунди (0,4 млн., или 7%), Центральноафриканской Республике (0,4 млн., или 12%), Малави (0,4 млн., или 4%), Сенегале (0,3 млн., или 4%), Республике Конго (0,2 млн., или 10%), Свазиленде (0,1 млн., или 18%), Лесото (0,1 млн., или 6%).

В Азии — в Китае и Индии — абсолютная численность приверженцев традиционных верований велика, однако доля их в общем населении невысока (соответственно 27 млн., или 2,4%, и 12 млн., или 1,5%). В Китае это представители некоторых национальных меньшинств, в Индии — часть верующих среди так называемых зарегистрированных племён. Заметные группы образуют сторонники племенных верований также во Вьетнаме (2 млн., или 3% населения), Индонезии (1,8 млн., или 1%), Лаосе (1,3 млн., или 33%), Мьянме (0,5 млн., или 1,1%), на Филиппинах (0,4 млн., или 0,7%), в Малайзии (0,4 млн., или 2,4%), Камбодже (0,2 млн., или 2,7%).

Из американских стран только Боливия имеет в своём населении сравнительно высокую долю приверженцев племенных верований (1,1 млн., или 15% населения). Заметные группы сторонников традиционных верований есть также в Перу (0,2 млн., или 1% населения), Чили (0,2 млн., или 1,4%) и Колумбии (0,2 млн., или 0,5%). Во всех странах Америки традиционные культы распространены в подавляющем большинстве случаев среди индейцев.

В. А. Попов, П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV