Народы и религии мира
АФРОХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АФРОХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

афрохристиа́нские тече́ния, общее название для церквей и сект, сочетающих в своих вероучениях положения христианства и местных африканских традиционных верований и обычно объединяющих людей только чёрной расы. Другие названия — афрохристианство, местные африканские церкви.

Афрохристианские течения появились в конце XIX в. в странах Южной, Западной и Восточной Африки в результате приспособления к местным условиям различных христианских конфессий путём их синкретизации. Первая афрохристианская секта была основана в 1882 в Капской колонии Н. Тиле, бывшим методистским проповедником, и получила название Церковь тембе. Расцвет же афрохристианского движения пришёлся на первую половину XX в.

К афрохристианским течениям относится свыше 7 тыс. сект, весьма различных в доктринальном отношении. Их общей чертой является лишь стремление создать «чёрное христианство», которое противопоставляется ассоциировавшемуся с колониализмом «белому христианству». Почти все афрохристианские течения провозглашают богоизбранность африканцев и обвиняют «белых» в искажении христианства. Характерна для афрохристианских течений и своеобразная интерпретация библейских сюжетов и прежде всего объявление всех библейских пророков и даже самого Иисуса Христа неграми. Дьявол же и бесы, наоборот, нередко рисуются с белой кожей.

Среди афрохристианских течений можно выделить 5 основных групп: адаптированно-христианские секты, мессианские секты, языческо-христианские секты, эфиопские секты («чёрные» церкви) и так называемые ветхозаветные секты. Некоторые афрохристианские течения можно отнести сразу к нескольким из этих групп.

Адаптированно-христианские секты представлены в основном ответвлениями католицизма и ряда протестантских конфессий, так или иначе приспособленными к местным условиям. В них обычно сохраняются коренные догматы христианства, но вместе с тем допускается культ предков, вера в духов, фетишизм, практикуется многожёнство. К ответвлениям католицизма относятся Легион Марии (Кения) и Дини я Мария (страны побережья Гвинейского залива), ответвлениям англиканства — Избранные евангелического возрождения (Уганда), Номья Луо (Кения), Церковь Бога (Бурунди), лютеранства — Центральноафриканская церковь (Центральноафриканская Республика), Независимая община (Чад), Лютеранская церковь Бапеди (ЮАР), методизма — Объединённая методистская церковь (Нигерия), Африканская методистская епископальная церковь (Свазиленд), Церковь Эледжи и Объединённая туземная африканская церковь (Бенин), баптизма — Протестантская баптистская церковь Киву (Демократическая Республика Конго), Баптистский комитет (Центральноафриканская Республика), Баптистская церковь Библии Мадагаскара, пятидесятничества — Ассамблея Бога (Буркина-Фасо) и Миссия ассамблей Бога (Того), иеговизма — Китавала (страны Медного пояса и Демократическая Республика Конго). Секты этой группы имеют около 10 млн. последователей.

В мессианских сектах особое положение занимают основатели движения, а нередко и их преемники, которые наделяются сверхъестественными качествами, а нередко и обожествляются. При этом основы христианства обычно сильно искажаются. К таким сектам относятся прежде всего кимбангизм и его ответвления (мацуаизм, мпандизм, мвунгизм, секты Тонза и «богоданных»), харризм, секты «херувимов и серафимов» и «второго Ильи-пророка» и некоторые другие. Мессианские секты распространены в основном в Центральной и Западной Африке и к ним принадлежат до 10 млн. человек.

В языческо-христианских сектах сохраняются местные традиционные верования, к которым приспосабливают отдельные христианские элементы. Например, Иисус Христос объявляется посланцем какого-нибудь местного бога. В эту группу афрохристианских течений входят секты Бейкоку и Церковь оракулов (Нигерия), а также ряд других. Число сторонников этих сект не превышает 500 тыс. человек.

Эфиопские секты («чёрные» церкви) появились в начале века главным образом в Восточной Африке и обычно проповедуют богоизбранность эфиопов. Многие эфиопские секты являются монархическими. Часть их заимствовала вероучение и обрядность Эфиопской православной церкви и имеет некоторое подобие иерархии, другие же, как, например, растафаризм (Африканская реформированная церковь), создали свою новую доктринальную систему. Эфиопские секты распространены как в Восточной и Центральной Африке, так и на других континентах. Общая численность их приверженцев оценивается в 0,5—1 млн. человек.

Ветхозаветные секты, зародившись по большей части в христианской среде, эволюционировали в направления неталмудического иудаизма и являются своего рода аналогами так называемого чёрного иудаизма. Большинство этих сект пытается возродить уклад жизни, существовавший во времена Авраама, и имеет сходные с иудаизмом пищевые запреты. Нередко практикуется многожёнство. Эти секты распространены преимущественно в Южной Африке. Примерами их могут служить секта Ибадула Лику Кристу и секта «израильтян».

К афрохристианским течениям в общей сложности принадлежит, по некоторым оценкам, до 40 млн. человек (6% населения континента), представленных во всех частях континента за исключением Северной Африки. Особенно много последователей афрохристианских течений в ЮАР (около 6 млн.), в Нигерии и Демократической Республике Конго (по 4 млн.) и Кении (свыше 2 млн.). Сторонники афрохристианских течений составляют в населении отдельных стран Африки: в Свазиленде — 52%, в Ботсване — 35%, в ЮАР — 24%, в Малави — 19%, в Демократической Республике Конго — 17%, в Гане — 16%, в Зимбабве — 15%, в Габоне — 14%, в Либерии, Республике Конго и Лесото — 13%, в Кении — 11%, в Нигерии — 10%, в Замбии — 8%, в Намибии — 6,5%, в Анголе, Мозамбике и Кот-д’Ивуаре — 5%, в Бенине — 2%, в Того — 1,7%, в ЦАР — 1,5%, в Уганде — 1,2%, в остальных странах — менее 1%.

Р. А. Силантьев

В начало словаря

© 2000- NIV