Народы и религии мира
ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ

Це́рковь А́нглии, важнейшая из англиканских церквей, давшая начало всем остальным церквам англиканства.

Сами англикане датируют время её возникновения 314, то есть годом Арльского собора, относительно которого есть свидетельства, что на нём присутствовали епископы из Британии. Однако в те годы церковь в Британии не представляла собой фактически самостоятельной организации, будучи подчинённой римскому епископу. Поэтому говорить о Церкви Англии как о независимой церкви можно лишь с 1534, когда английский парламент принял акт о супрематии, по которому английский король Генрих VIII объявлялся «единственным верховным главой Церкви Англии на земле». Следует вместе с тем подчеркнуть, что акт о супрематии, решив вопрос об организационной самостоятельности Церкви Англии и её независимости от римского папы, фактически оставил её католическое вероучение в неприкосновенности. Реформирование церкви в протестантском направлении происходило постепенно на протяжении времени правления 3 английских королей: Генриха VIII (1491—1547, годы правления — 1509—47), Эдуарда VI (1537—53, годы правления — 1547—53) и Елизаветы I (1533—1603, годы правления — 1558—1603). Были и годы отказа от реформ, когда Мария Тюдор (1516—58), будучи ревностной католичкой, вступив в 1553 на престол, не только восстановила позиции Римско-католической церкви, но и казнила наиболее выдающихся английских церковных реформаторов, в частности архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера (1489—1556). В период английской революции был отменён епископат, то есть фактически Церковь Англии перестала легально существовать, однако после реставрации монархии в стране она вновь стала государственной церковью. Небольшие изменения в доктринальных положениях и культовой практике Церкви Англии делались и после восстановления королевской власти, однако они не носили принципиального характера.

Вероучение Церкви Англии практически аналогично вероучению других церквей, придерживающихся англиканства. Главные доктринальные положения изложены в «39 статьях», культовая практика, а также некоторые догматические вопросы рассматриваются в «Книге общественного богослужения». Большая гибкость вероисповедных установок Церкви Англии позволяет оставаться в ней и лицам, строго придерживающимся принципов протестантизма, и верующим, тяготеющим к католицизму.

Как и в других англиканских церквах, в Церкви Англии имеются несколько течений, некоторые из которых довольно далеки друг от друга по своему пониманию ряда вопросов догматики и культа. Это высокая церковь, приближающаяся в определённой мере к Римско-католической церкви, и ещё более прокатолическое её ответвление — так называемые англо-католики, низкая церковь, решительнее стоящая на позициях протестантизма, и её радикальное крыло — евангелисты, наконец, широкая, или центральная, церковь, стремящаяся примирить все течения и отличающаяся своим либерализмом. В настоящее время наиболее влиятельны в Англии широкая и высокая церкви, хотя представлены и все другие течения.

Тем не менее в организационном отношении Церковь Англии едина. Как уже отмечалось, главой её является король (или королева) Великобритании. Церковь делится на 44 епархии, объединённые в две провинции: Кентерберийскую и Йоркскую. Оба возглавляющих эти церковные провинции архиепископа носят титул примасов, однако архиепископ Кентерберийский считается старшим и именуется примасом всей Англии. Стоящие во главе епархий епископы, в отличие от большинства англиканских церквей, не избираются, а назначаются английским королём (королевой) по представлению премьер-министра, который, кстати, в Великобритании может порой и не принадлежать к Церкви Англии, а быть методистом, пресвитерианином и т. д.

Хотя сама Церковь Англии подчёркивает апостольскую преемственность своего епископата, некторые церкви (Римско-католическая, ряд православных) ставят эту преемственность под сомнение.

Церковь Англии управляется Генеральным синодом, образуемым путём объединения конвекаций (местных синодов) Кентербери и Йорка. В составе Генерального синода выделены 2 палаты — палата епископов и палата священнослужителей. Эти палаты дополняются палатой мирян (избираемой синодами церковных округов). 574 члена Генерального синода собираются не реже двух раз в год. Сопредседателями этого синода являются архиепископы Кентерберийский и Йоркский.

Церковь Англии имеет статус государственной только в одной из частей Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии — Англии. В Шотландии статус государственной имеет пресвитерианская Церковь Шотландии, в Уэльсе же и в Северной Ирландии ни одна из церковных организаций не имеет статуса государственной церкви.

Численность приверженцев Церкви Англии — 23,8 млн. человек, что составляет 41,5% населения Соединённого Королевства и около 50% населения Англии (в других частях Соединённого Королевства эта церковь практически не представлена).

По этнической принадлежности подавляющее большинство сторонников Церкви Англии — англичане.

П. И. Пучков

В начало словаря