Народы и религии мира
ТЭДЖОНГЁ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЭДЖОНГЁ

Тэджонгё́ (дословно «Учение о великом предке»), новая религия корейцев.

Сформировалась в начале XX в., в период борьбы корейского народа против японской агрессии, как выражение религиозно-национального самосознания корейцев, как их противостояние экспансии Японии.

В основе Тэджонгё — почитание богов и мифологических первопредков корейцев, в первую очередь Тангуна, который, согласно традиционной хронологии, «основал» в 2333 до н. э. древнейшее корейское государство Чосон, а также провозгласил «Учение о Небе» древней религией корейцев. Культ Неба (Ханыль) существовал у корейцев с древнейших времён. Религиозное учение о Небе было неотъемлемой частью мифологических представлений корейцев периода Трёх государств (I в. до н. э. — VII в. н. э.): в Когурё оно было частью культа мифического основателя этого государства Тонмён-вана, в Пэкче — эта доктрина называлась Чхонсингё («Учение о небесном боге»), в Силла оно было связано с культом «основателей» страны, позже вошло в идеологию хваранов. В период правления династии Корё (918—1392) с культом Неба было связано течение Вангонгё («Учение о Ван Гоне»), сформировавшееся после посмертного обожествления Ван Гона — основателя династии Корё. Когда в период правления династии Ли (1392—1910) неоконфуцианство стало государственной идеологией, религиозное учение сингё, связанное с культом Тангуна, несколько утратило свои позиции, хотя и продолжало существовать. Возрождение древней религии произошло в начале XX в. в трагический для корейского народа период.

Тэджонгё была основана в 1910 религиозным реформатором и видным деятелем корейского национально-освободительного движения На Чхолем (1863—1916). Первые попытки создать новую религию относятся к 1904 (накануне установления Японией протектората над Кореей в 1905). Их инициаторами были Пэк Бон, На Чхоль и Чон Хунмо. В 1909 в 15-й день 1-го лунного месяца по традиционному календарю На Чхоль и его сподвижники провозгласили в Сеуле создание «Тангунгё» («Учение о Тангуне») как религиозной доктрины. Этот день был объявлен Чунгванджоль («Праздником драгоценного света»). Новое учение завоевало десятки тысяч последователей. Чтобы избежать преследований японцев, На Чхоль в августе 1910 изменяет название религии, которая стала именоваться Тэджонгё. В том же году, после установления в Корее японского колониального режима, миссионерский центр Тэджонгё был перенесён в Маньчжурию. Многие последователи Тэджонгё и прежде всего сам На Чхоль были активными участниками антияпонского движения. На Чхоль погиб в 1916. Одним из идеологов Тэджонгё был выдающийся корейский историк и философ Пак Ынсик (1859—1926). После 1945 последователи Тэджонгё вернулись в Корею, и в Сеуле был воссоздан религиозный центр Тэджонгё.

Вероучение Тэджонгё опирается на сочинения его идеологов. В основе вероучения — культ Неба (Ханыль), древнекорейская мифология, поклонение мифическим творцам — Хванину, Хвануну и Хвангому (Тангуну). Тангун почитается как первопредок корейцев, создатель религии, основатель древнейшего корейского государства. Мифологический пантеон Тэджонгё обширен. В вероучении Тэджонгё сильны даосские представления и конфуцианские концепции (особое значение придаётся возвращению к морали и этике раннего конфуцианства). Большое внимание уделяется концепции триединого бога, почитанию Тангуна как отца, учителя и правителя. Согласно вероучению Тэджонгё, человек рождается с 3 истинами, которыми являются природа, жизнь, дух; однако затем эти три истины эволюционируют в 3 недостатка — сердце, энергию, тело. Смысл жизни человека состоит в том, чтобы вернуться к исходному состоянию 3 истин. Последнее может быть достигнуто посредством 3 законов правильного поведения и восприятия реальности.

В религиозных доктринах Тэджонгё главное место уделяется утверждению тезиса об исключительности Кореи и корейцев. Корея рассматривается как священная земля, куда спускаются боги с Неба, как «Страна богов». Местом обитания богов считается гора Пэктусан, где якобы произрастают священные растения, дарующие людям долголетие. Корея прославляется также как «Страна этикета», жители которой сохраняют конфуцианские мораль и этику в чистом виде. В наши дни Республика Корея провозглашается страной, которая принесёт избавление всему человечеству.

В Сеуле расположен главный храм Тэджонгё Чхонбонса. Обрядность состоит в жертвоприношении почитаемым богам, чтении священной литературы. Верующие, обычно одетые в корейские национальные одежды белого цвета, поклоняются изображению Тангуна. Эмблемой Тэджонгё является белый флаг, на полотнище которого изображён круг синего цвета (символ Неба), в него вписан квадрат жёлтого цвета (символ Земли), в квадрат помещён треугольник красного цвета (символ Человека).

Центральные руководящие органы Тэджонгё находятся в Сеуле. Они включают 3 департамента: по вопросам морали, экономики и политики. Центральному управлению подчиняются провинциальные комитеты. Внутри Тэджонгё имеются секты, их число равняется 30. Все секты Тэджонгё отличаются националистической ориентацией и неприятием других конфессий, особенно христианства. Общая численность последователей Тэджонгё 145 тыс. человек. За пределами Кореи они практически не встречаются.

Р. Ш. Джарылгасинова

В начало словаря