Народы и религии мира
РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ

Реформа́тская це́рковь в Аме́рике, одна из старейших протестантских церковных организаций США. Иногда её называют Голландской реформатской церковью. Полное официальное наименование — Генеральный синод Реформатской церкви в Америке.

Реформатство появилось в Северной Америке вместе с первыми голландскими и валлонскими переселенцами, создавшими здесь в 1626 колонию Новые Нидерланды с центром в Новом Амстердаме (современный Нью-Йорк). Первая реформатская конгрегация была организована в Новом Амстердаме в 1628 голландским реформатским священником Йонасом Михелиусом. Реформатские общины, созданные голландцами на территории, ныне занимаемой штатами Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильвания, находились в ведении Нидерландской реформированной церкви. До 1664, когда Новые Нидерланды были аннексированы Англией, реформатская церковь имела статус государственной церкви. Завладев колонией, англичане дали гарантию, что не будут претендовать на контроль над церковью и что ей будет разрешено оставаться под юрисдикцией «классиса» (церковного объединения) Амстердама. До 1763 в церкви использовался только голландский язык, хотя значительная часть её членов уже перешла на английский. В 1679 «классис» Амстердама разрешил создать колониальный «классис», правда, с ограниченными полномочиями. С начала XVIII в. в реформатских общинах стали наблюдаться новые веяния: у потомков голландских поселенцев появилось своё особое «колониальное» самосознание, они постепенно стали утрачивать интерес к своей старой родине, их захватило развернувшееся в североамериканских колониях движение религиозного возрождения. Голландская реформатская церковь раскололась на 2 группы. Так называемая колониальная партия требовала большей независимости от амстердамского «классиса», хотела использовать в богослужении английский язык, симпатизировала движению религиозного возрождения. В противоположность ей, консервативная «голландская» партия настаивала на подчинённости церкви голландским церковным властям, стояла за сохранение голландского языка в богослужении. Преобладание вскоре перешло к «колониальной» партии. В 1771 обе партии объединились, согласившись, что церковь останется под верховным контролем со стороны Нидерландской реформированной церкви, но вместе с тем получит широкую автономию. В 1770 (по другим данным, в 1772) эта церковь стала полностью независимой. Первый церковный устав был принят в 1792 и представлял собой адаптацию к местным условиям статей Дортского синода 1618—19. В 1794 был создан Генеральный синод, образованный путём объединения местных синодов. В 1819 церковная организация была зарегистрирована под именем Реформатской протестантской голландской церкви, а в 1867 получила своё настоящее название.

Доктринальные установки Реформатской церкви в Америке основываются на учении Кальвина. По вопросам теологии церковь придерживается умеренных позиций. Реформатская церковь в Америке принимает, как и Нидерландская реформированная церковь, Бельгийское исповедание, Гейдельбергский катехизис, каноны Дортского синода. Признаются Никейский (Никео-Константинопольский) и Афанасьевский символы веры. Крещение и причащение считаются таинствами, причём таинства трактуются скорее с цвинглианских, чем кальвинистских, позиций.

В богослужении используется как литургия, установленная Дортским синодом, так и литургия, имеющая более ранние истоки в Реформации. Она дополняется церковным гимном «Радуйтесь Господу». Литургии непременно совершаются при праздновании Вечери Господней, крещении, ординации (рукоположении). Во время воскресных служб и брачных церемоний литургия может не совершаться. Большое внимание уделяется проповеди.

Церковное устройство — пресвитерианское. Низовой церковной ячейкой является местная церковь (конгрегация), управляемая консисторией в составе священников, старейшин и диаконов. Группа конгрегаций образует «классис», в котором право голоса имеют все священники, а также по одному старейшине от каждой конгрегации. Несколько «классисов» объединены в «частные» (локальные) синоды, которые образуют миряне и священнослужители, представляющие каждый «классис». Высшая церковная власть принадлежит Генеральному синоду, созываемому один раз в год. В промежутках между сессиями Генерального синода церковными делами управляет Исполнительный комитет, состоящий из 24 членов.

Штаб-квартира Реформатской церкви в Америке находится в небольшом городке Саут-Холленд в штате Иллинойс.

Численность приверженцев Реформатской церкви в Америке — 363 тыс. человек. Если первые голландцы-реформаты селились в основном на территории, ныне образующей штаты Нью-Йорк и Нью- Джерси, то миграция голландцев в середине XIX в. направлялась преимущественно в Мичиган, Иллинойс и другие.гие штаты Среднего Запада, а также на Тихоокеанское побережье и в Канаду. В настоящее время наиболее значительные группы сторонников Реформатской церкви в Америке имеются в штатах Мичиган (88 тыс.), Нью-Йорк (80 тыс.), Калифорния (37 тыс.), Айова (33 тыс.), Нью- Джерси (21 тыс.), Иллинойс (20 тыс.), Висконсин (13 тыс.). Большая доля американских реформатов (прежде всего в штатах Среднего Запада) сконцентрирована в сельских и полусельских районах.

Будучи по происхождению в подавляющем большинстве голландцами, последователи Реформатской церкви в Америке заметно различаются между собой по степени ассимиляции: живущие в восточных штатах подверглись американизации в гораздо большей мере, чем расселённые в штатах Среднего Запада (последняя группа, кроме того, отличается своей консервативностью).

Два президента США принадлежали к Голландской реформатской церкви: М. Ван Бурен (1837—41) и Т. Рузвельт (1901—09).

Реформатская церковь в Америке ведёт миссионерскую работу среди индейцев в западной части страны, афроамериканцев в Алабаме, а также в Мексике, некоторых африканских странах, Саудовской Аравии, Омане, Кувейте, на Филиппинах, в Сянгане, на Тайване, в Японии. Реформатская церковь в Америке является членом Всемирного совета церквей.

В XIX и XX вв. делались неоднократные безуспешные попытки объединения Реформатской церкви в Америке с другими реформатскими, а также с пресвитерианскими церквами.

П. И. Пучков

В начало словаря