Народы и религии мира
ОБЪЕДИНЁННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБЪЕДИНЁННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ

Объединё́нный еврази́йский сою́з христиа́н ве́ры ева́нгельской, крупнейшее объединение пятидесятников на территории бывшего СССравни включающее наиболее значительные пятидесятнические организации СНГ и стран Прибалтики. Относится к группе пятидесятников двух благословений.

Союз был создан в 1991 на проходившем в Москве Первом Всесоюзном съезде пятидесятников и в 1991—94 именовался Объединённым союзом христиан веры евангельской — пятидесятников. Современное название было принято на Втором съезде, созванном в середине 1994.

Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской объединил две основные группы пятидесятников, сложившиеся на данной территории ещё в 1920-е гг. Одна из этих групп была создана в конце 1922 в Одессе Иваном Ефимовичем Воронаевым, настоящие имя и фамилия которого Никита Петрович Чепрасов (род. в 1885, дата смерти после ареста советскими властями в 1930 не известна). Эта группа получила название христиан евангельской веры (ХЕВ), или воронаевцев, и действовала в Каменец-Подольской, Киевской, Полтавской и другие.гих областях Украины, а также на Урале, в Сибири и Средней Азии. Сначала она существовала легально, с 1928 стала подвергаться преследованиям и перешла на нелегальное положение. В начале 1930-х гг. многие христиане евангельской веры были репрессированы. Во время немецкой оккупации эта группа пятидесятников вновь получила возможность легального существования.

Вторая группа также возникла в 20-е гг., однако на территории, не входившей тогда в состав СССравни а принадлежавшей Польше — в пределах теперешних Тернопольской, Ровенской областей Украины, Брестской области Белоруссии, Вильнюсского края Литвы. Эта группа получила название христиан веры евангельской (ХВЕ), или шмидтовцев (по имени одного из её руководителей — Г. Шмидта).

Обе группы имели единые генетические корни, будучи связанными с Ассамблеями Бога — крупнейшей «белой» пятидесятнической организацией США. Практически идентичными были и их вероучения. Поэтому, когда обе группы после вхождения Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР оказались на территории одного государства, начали предприниматься попытки к их объединению. В последние годы войны эти попытки завершились образованием Епископальной церкви христиан евангельской веры, однако объединение это носило формальный характер.

Подлинному объединению мешали некоторые различия в обрядовой практике. Если христиане евангельской веры практикуют взаимное омовение ног перед хлебопреломлением и используют во время него только заквашенный (а не пресный) хлеб, то христиане веры евангельской этим традициям не следуют.

Ещё менее удачной была предпринятая в 1945 властями попытка объединить всех пятидесятников (прежде всего ХЕВ и ХВЕ) с легально действовавшими евангельскими христианами-баптистами. Хотя часть пятидесятников, под сильным давлением властей и надеясь на легализацию своего существования, подписала с евангельскими христианами-баптистами соглашение об объединении, многие пятидесятнические общины отказались присоединиться к этому союзу, одним из условий которого было ограничение весьма важной для пятидесятников практики глоссолалии (говорение на иноязыках разрешалось лишь в домашней молитве, а не на молитвенных собраниях). Кстати, многие из пятидесятников, присоединившихся к Всесоюзному совету евангельских христиан-баптистов, фактически не выполняли это условие, а затем и вовсе стали выходить из этого объединения.

Попытки самих пятидесятников (прежде всего ХЕВ и ХВЕ) объединиться долгое время пресекались, и лишь в 1991 такое стремление удалось осуществить.

Вероучение Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской практически тождественно вероучению Ассамблей Бога. Как и у других пятидесятников, одним из основных положений в этом церковном объединении является положение о крещении Святым Духом со знамением языков. Библия рассматривается как слово Божие и единственный авторитет. По вопросу о возможности человека спастись объединение придерживается арминианской доктрины, допуская наличие у людей свободной воли.

Сторонники Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской верят в Божественную Троицу, ожидают второго пришествия Иисуса Христа до наступления его тысячелетнего царства на Земле.

Крещение (путём погружения) рассматривается как один из обрядов. Вторым обрядом является хлебопреломление — празднование Тайной Вечери. По вопросу о необходимости взаимного омовения ног перед хлебопреломлением в Объединённом евразийском союзе христиан веры евангельской единства не достигнуто.

Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской включает в свой состав союзы христиан веры евангельской в отдельных государствах, образовавшихся на месте бывшего СССР (в России, на Украине, в Белоруссии и др.), и объединяет около половины всех пятидесятников на этой территории. Не вошедшие в союз группы христиан веры евангельской и христиан евангельской веры либо зарегистрированы как автономные организации, либо совсем отказались от регистрации.

Общая числ. сторонников Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской составляет (вместе с детьми) более 0,5 млн. человек. Подразделения этой организации есть на Украине (333 тыс. человек), в России (130 тыс.), Белоруссии (50 тыс.), Молдавии, Литве и другие.гих странах. На Украине наиболее значительные группы сторонников Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской имеются в Ровенской, Волынской, Львовской, Тернопольской, Черновицкой, Днепропетровской, Закарпатской, Донецкой, Одесской и Житомирской областях и городе Киеве. Союз христиан веры евангельской России включает следующие объединения (конференции) церквей: Центрального региона, Волго-Уральского региона, Северо-Кавказского региона, Восточно-Сибирского региона. По национальной принадлежности сторонники Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской в первую очередь украинцы, а также русские, белорусы и др.

П. И. Пучков

В начало словаря