Народы и религии мира
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОСТИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОСТИ

Междунаро́дная пятидеся́тническая це́рковь свя́тости, одна из старейших пятидесятнических церквей.

Своими корнями церковь уходит в движение святости, возникшее в Америке ещё до появления пятидесятничества. Целью этого движения было возродить старую веслеянскую традицию, заключавшуюся в стремлении к полному «освящению» человека (см. Методизм).

Нынешняя Международная пятидесятническая церковь святости образовалась в результате происшедшего в 1911 и 1915 слияния 3 пятидесятнических церквей: Церкви святости крещённых огнём, Пятидесятнической церкви святости и Пятидесятнической церкви скинии.

Основателем 1-й был Бенджамин Хардин Ирвин (р. 1854, дата смерти не известна) — баптист, примкнувший к Айовской ассоциации святости и якобы испытавший опыт полного «освящения» (достижения полной святости — освобождения как от индивидуального, так и первородного греха). Став священником одной из общин Айовской ассоциации святости, он занялся изучением трудов веслеянского богослова Джона Флетчера и нашёл в них описание состояния, испытываемого людьми, достигшими святости. Это состояние было названо «крещением пламенной любви», или «огненным крещением», и его стали сопоставлять с происшедшим в день Пятидесятницы исполнением апостолов Святым Духом в форме языков пламени. Б. Х. Ирвин стал проповедовать своим прихожанам это 3-е благословение, наступающее, как он считал, после 1-го благословения — оправдания верой (обращения) — и 2-го благословения — освящения. Хотя далеко не все из прежних единомышленников Ирвина приняли его точку зрения, «открытое» им 3-е благословение нашло значительное число сторонников как на Среднем Западе, так и на Юге США. В 1895 Ирвином была создана Айовская ассоциация святости крещённых огнём. Близкие по духу организации были созданы и в других местах, и в 1898 все они были объединены на национальном уровне под названием Ассоциации святости крещённых огнём. Через 2 года ассоциация стала называться Церковью святости крещённых огнём.

Сходным путём формировалась и 2-я церковь, вошедшая затем в Международную пятидесятническую церковь святости, — Пятидесятническая церковь святости (до 1909 называлась Северо-Каролинской церковью святости). Её основал в 1900 Эмброуз Блэкмен Кремплер (1863—1952) — священник из Северной Каролины, изгнанный из Методистской церкви за аморальное поведение. Вначале церковь признавала только 2 первых благословения, но затем ввела в практику и 3-е благословение в виде говорения на иноязыках. Примерно в это же время 3-е благословение в такой форме ввела и упомянутая выше Церковь святости крещённых огнём. В 1911 в городке Фалконе в Северной Каролине после продолжавшихся 2 года переговоров произошло слияние обеих этих церквей. Для объединённой церкви было принято название одной из слившихся церквей — Пятидесятническая церковь святости.

В 1915 к созданной церкви присоединилась близкая по взглядам небольшая Пятидесятническая церковь скинии, основанная в 1898 Никлсом Джоном Холмсом (1847—1919).

В 1908, то есть ещё до своего объединения, все 3 упомянутые церкви приняли пятидесятническое учение о том, что глоссолалия (говорение на иноязыках) является обязательным первым знамением крещения Святым Духом.

Вместе с тем, относясь к группе пятидесятников 3 благословений (см. Пятидесятничество), Международная пятидесятническая церковь святости считает, что крещение Святым Духом, внешне выражаемое говорением на иноязыках, может произойти лишь после получения человеком 1-го (обращения, то есть принятия Иисуса как личного спасителя) и 2-го благословений (освящения). Как известно, большинство пятидесятников придерживается иной точки зрения, полагая, что крещение Святым Духом может получить любой верующий в любое время и что оно дарует человеку святую жизнь.

Признание Международной пятидесятнической церковью святости 2-го, промежуточного, благословения связано с тем, что она вышла из недр движения святости.

Для церкви характерна также вера в святое исцеление. Помимо этого её приверженцы верят в неизбежный приход Христа до наступления тысячелетнего Царства Божьего на земле.

Методистское наследие Международной пятидесятнической церкви святости отражается в том, что она принимает методистские 25 статей веры. Эта церковь также, в отличие от подавляющего большинства пятидесятнических церквей, разрешает самим крещаемым выбрать форму крещения (в пределах форм, практикуемых протестантскими деноминациями). Таким образом, крещение погружением не является в этой церкви обязательным. Допускается даже крещение детей.

Совершение или несовершение обряда омовения ног предоставляется на усмотрение самих верующих.

Влияние методизма чувствуется и в церковном устройстве. Высшим управляющим органом церкви является Генеральная конференция, созываемая раз в 4 года. Подбор, ординация (рукоположение) и назначение пасторов находятся в компетенции региональных ежегодных конференций. Проводятся также окружные и миссионерские конференции.

По сравнению с другими пятидесятническими церквами Международная пятидесятническая церковь святости более централизована. Особенно сильно наметился поворот от конгрегационального к епископальному устройству (этот почётный титул был присвоен суперинтенденту в 1937) с 1960-х гг. Епископ избирается на Генеральной конференции и вместе с другими должностными лицами образует Генеральный административный совет, который ведает текущими делами церкви. При этом совете функционируют различные вспомогательные советы и агентства, в том числе советы по вопросам образования, издательской и миссионерской работы. Штаб-квартира церкви находится в небольшом городке Битани в штате Оклахома.

Созданный в 1904 при Генеральном административном совете Совет мировых миссий наблюдает за миссионерской деятельностью в 56 странах мира. Прозелитическая работа проводилась церковью в зарубежных странах весьма активно, и в настоящее время численность её членов за границей превышает число членов в США. В связи с выходом за пределы рубежей США Пятидесятническая церковь святости стала с 1975 называться Международной пятидесятнической церковью святости.

Довольно быстро росла численность членов этой церкви и в США. Если в 1920 она составляла (без детей) только 6 тыс. человек, то в 1930 — 12 тыс., в 1940 — 22 тыс., в 1950 — 40 тыс., в 1960 — 53 тыс., в 1970 — 70 тыс., в 1980 — 110 тыс. и в 1990 — 126 тыс.

В наст. время численность последователей Международной пятидесятнической церкви святости (вместе с детьми) в США — 262 тыс. человек. Существенные группы сторонников церкви имеются в штатах Северная Каролина (39 тыс.), Южная Каролина (25 тыс.), Виргиния (19 тыс.), Оклахома (17 тыс.), Флорида (12 тыс.), Калифорния (10 тыс.).

Из зарубежных стран значительные группы приверженцев Международной пятидесятнической церкви есть в ЮАР (вместе с детьми — 60 тыс.), Танзании (56 тыс.), Замбии (42,5 тыс.), Коста-Рике (17 тыс.). По миру в целом у Международной пятидесятнической церкви святости имеются, по приблизительным подсчётам, около 300 тыс. адептов. Кроме того, 3 церкви, хотя и считаются самостоятельными, теснейшим образом связаны с Международной пятидесятнической церковью святости. Это крупнейшая протестантская церковная организация Чили — Пятидесятническая методистская церковь Чили (вместе с детьми — 720 тыс. последователей), Методистская веслеянская церковь Бразилии и Канадская пятидесятническая церковь святости. В итоге численность последователей (вместе с детьми) Международной пятидесятнической церкви святости в США и другие.гих странах, а также численность сторонников «братских» церквей составляет не менее 1,5 млн. человек.

Международная пятидесятническая церковь святости является активной участницей Пятидесятнических всемирных конференций.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV