Народы и религии мира
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Константино́польская правосла́вная це́рковь, одна из старейших автокефальных православных церквей. Другое её название — Вселенская православная церковь, или Вселенский патриархат.

Византийский епископ находился вначале в подчинении митрополита города Гераклея. Его влияние сильно возросло после того, как в 324 император Константин перенёс столицу из Италии в город Византий, переименованный затем в Константинополь. Усилению влияния византийского епископата способствовал и его выход из-под юрисдикции гераклейских митрополитов, склонившихся к арианству. Уже на 2-м Вселенском (1-м Константинопольском) соборе (381) глава Константинопольской церкви по преимуществам чести был назван вторым вслед за Римским папой. После такого официльного подтверждения её высокого статуса Константинопольская церковь начала распространять своёвлияние на соседние церкви. Ещё более Константинопольская православная церковь возвысилась после ослабления Александрийской православной церкви из-за принятия большинством её членов монофиситства и Антиохийской православной церкви, многие приверженцы которой перешли либо в несторианство, либо в монофиситство (последняя, кроме того, при создании в 451 самостоятельной Иерусалимской православной церкви потеряла 57 епархий).

На 4 м Вселенском (Халкидонском) соборе (451) Константинопольская православная церковь наряду с другими восточными церквами: Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской — получила статус патриархата, а патриарх Константинопольской православной церкви, несмотря на противодействие Римского папы, был формально приравнен к нему. По решению этого же собора Константинопольская православная церковь включила в свою юрисдикцию епархии Фракии, Понтийской области и Азии (епархия, охватывавшая ряд областей Византии: Мизию, Эолиду, Лидию, Ионию, Карию, Фригию, Киликию). В 588 патриарх Константинопольской православной церкви получил титул архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского патриарха Востока. После же раскола христианства на православие и католицизм константинопольский патриарх становится первым среди равных в православном мире.

В 1204, когда рыцари 4-го крестового похода разорили Константинополь и византийское правительство вынуждено было уйти в изгнание, в городе был образован католический Константинопольский патриархат. Католическое духовенство управляло церковными делами вплоть до 1261, когда греки вновь завладели городом.

В 1453 Константинополь захватили турки, и Византийская империя пала. После установления турецкого господства многие старинные православные церкви, в том числе и знаменитый храм Святой Софии, были превращены в мечети. Патриарх вынужден был перенести свою резиденцию в Фанар, ставший греческим кварталом Стамбула (так турки переименовали Константинополь).

Догматика в Константинопольской православной церкви такая же, как и в других православных церквах. Принятая в ней обрядность близка к обрядности в остальных православных церквах. В 1924 Константинопольская православная церковь перешла с юлианского на григорианский календарь.

Константинопольская православная церковь возглавляется патриархом. Его полный титул — Святейший архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх. Резиденция патриарха находится в Стамбуле. При патриархе действует Священный синод.

Вплоть до 1922 Вселенский патриарх был не только духовным, но и политическим главой живших в Турции греков, и в его избрании принимали участие и миряне. После 1922 турецкое руководство потребовало, чтобы кандидатура патриарха получала одобрение со стороны турецкого правительства. Было поставлено также условие, чтобы патриарх, если он до своего избрания не являлся турецким гражданином, после избрания принимал гражданство Турции. В 1923 турецкое правительство хотело удалить патриарха из Фанара, и только заступничество различных международных организаций помогло ему там остаться.

По мере образования новых автокефальных церквей территория, на которую распространялась юрисдикция Константинопольской православной церкви, сокращалась. Кроме того, многие греки в 1922 после греко-турецкой войны покинули территорию Вселенского патриархата. В настоящее время под юрисдикцией Константинопольской православной церкви на территории Турции находятся 1 архиепархия — Константинополя и 4 епархии: Халкидона, Имроза и Тенедоса, Деркоса, Принкипоса. За рубежом Константинопольской православной церкви подчинены 3 архиепархии: Северной и Южной Америки (с албанским, карпаторосским и украинским филиалами); Австралии; Фиатейрии и Великобритании, а также 6 епархий: Галлии (во Франции); Германии; Австрии; Бельгии, Нидерландов и Люксембурга; Швеции и всей Скандинавии; Новой Зеландии. Кроме того, для поддержания престижа Вселенского патриархата получившая в 1850 автокефалию Элладская церковь согласилась оставить под юрисдикцией Константинопольской православной церкви греческие острова (Крит и Южные Спорады), а также чисто номинально епархии, находящиеся на севере Греции. После получения в 1920 независимости прибалтийскими республиками в юрисдикцию Константинопольской православной церкви перешли православные церкви этих стран, по окончании же 2-й мировой войны они были переданы под юрисдикцию Русской православной церкви. После недавнего раскола в Эстонской православной церкви часть православных священнослужителей и верующих этой страны вновь перешли под юрисдикцию Константинопольской православной церкви, другая часть осталась в составе Русской православной церкви.

В юрисдикции Константинопольской православной церкви находятся также знаменитые монастыри, расположенные на святой горе Афон на принадлежащем Греции полуострове Халкидики. История афонских монастырей восходит к X в. Их насельники в значительной мере изолированы от остального мира и живут в условиях, мало изменившихся со времён средневековья. На святой горе Афон располагается 20 монастырей, представители которых поочерёдно управляют монастырской территорией (юридически принадлежа Греции, она фактически имеет статус международной). Из 20 монастырей 17 — греческие, хотя в них обитают и монахи других национальностей: русские, сербы, болгары. Монастырь св. Пантелеймона на протяжении более чем восьми веков связан с Русской православной церковью.

Численность последователей Константинопольской православной церкви составляет около 3 млн. человек. Вследствие массового исхода греков из Турции после 1-й мировой войны и в последующие годы в этой стране в настоящее время осталось лишь 7 тыс. сторонников Константинопольской православной церкви Основная же масса их живёт в США (1750 тыс.). Немало приверженцев Константинопольской православной церкви находится в Канаде (230 тыс.), есть они также в Аргентине (25 тыс.), Чили (15 тыс.), Уругвае (10 тыс.) и некоторых других латиноамериканских странах. Значительное число последователей Константинопольской православной церкви имеется в Австралии (320 тыс.), маленькая группка — в Новой Зеландии. Из европейских стран наибольшей численностью сторонников Константинопольской православной церкви выделяются Германия (350 тыс.) и Великобритания (200 тыс.), есть они также во Франции (64 тыс.), Бельгии (38 тыс.), Швеции (17,5 тыс.), Австрии (12 тыс.) и некоторых других странах. По национальной принадлежности это в подавляющем большинстве греки (в том числе киприоты), имеются также русские, украинцы, сербы, болгары, албанцы, эстонцы, арабы и др.

Юрисдикция Константинопольской православной церкви распространяется на Финляндскую православную церковь, имеющую статус автономной. Значительной автономией пользуется также Критская церковь.

О. Е. Казьмина.

В начало словаря

© 2000- NIV