Народы и религии мира
ТХЕРАВАДА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТХЕРАВАДА

тхерава́да, одно из основных направлений буддизма. Иногда его называют южным буддизмом.

Тхеравада является монашеской традицией (тхеравада — «учение уважаемых монахов»), для которой Будда является земным существом, достигшим просветления в процессе 550 перерождений («джатаки») и почитаемым в качестве великого учителя.

Написанный на языке пали священный канон Типитака рассматривается как свод знаний Будды, а одна из частей этого канона Виная-питака — нормой поведения.

Жизнь основателя буддизма Гаутамы считается идеалом образа жизни для буддиста. Поэтому в странах южного буддизма: Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже — монахи регулярно рассказывают верующим эпизоды из жизни Гаутамы. Фабула его жизни излагается следующим образом. У главы рода Сакья появился сын, чья мать умерла через семь дней после родов. Мальчику дали имя Сиддхаттха («Исполненное желание»), Гаутама — его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных проявлений жизни. Юноша возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила одни радости.

Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих редких переездов из одного дворца в другой отметил, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушёл из дома, став отшельником. 6 лет бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вёл строгий аскетический образ жизни, но, убедившись, что умертвление плоти ведёт к угасанию разума, отказался от аскезы. К 35 годам у него появилось ощущение близости истины и Гаутама погрузился в медитацию, в которой пребывал несколько недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама увидел свои предыдущие жизни, а также действие и законы кармы. Он ощутил иллюзорность бытия, созданного эгоцентрической мыслью («читта»), и понял, что эта иллюзорность является причиной страданий. В заключение он открыл путь преодоления неудовлетворённости бытием и стал Буддой, «ибо невежество уступило место мудрости, темнота рассеялась и разлился свет».

Движимый состраданием к другим существам, пребывающим в невежестве, Будда 45 лет проповедовал своё учение людям и богам. Последние годы жизни Будды излагаются в «Махапариниббана сутте» («Великой сутре об освобождении»), первые четыре раздела которой содержат разъяснения Будды относительно достижения благосостояния государства, общества, сангхи, учения, честной жизни и т. д. В пятом разделе объясняется, что будды, будучи просветлёнными, находятся вне системы ранжирования ступеней святости и любой иерархии, земной и небесной. В шестом описываются этапы вхождения Будды в «паринирвану» (окончательное освобождение от перерождений). Жизнь Будды является основным сценарием тхеравадинской традиции, сцены этой жизни постоянно воспроизводятся в литературе, живописи, скульптуре, фильмах и т. д. В социальном и идеологическом плане этот сценарий и Типитака реализуются через концепцию благих действий, заслуг («пуньня»).

В концепцию заслуги включены такие понятия, как «благие потоки», «дурные потоки», «поле благой заслуги», «источники заслуги», «передача заслуги»; «заслуги, формирующие хорошую карму чувственного бытия»; «заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания», и другие понятия. Сангха именуется «несравненным полем заслуги в этом мире», что обосновывается двумя каноническими положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, её члены слушали поучения из уст самого учителя, а тхеравада сохраняет традиции «слушавших самого учителя». Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации: 1) глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды; 2) глядя на символы Дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды; 3) вспоминают о 8 великих учениках Будды, которые действовали попарно: один реализовывал путь к просветлению, другой — плоды просветления, распространяя их на общество, и отождествляют нынешнюю сангху с 8 этими учениками; 4) утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи; 5) вспоминают о радости, которую приносит просветление; 6) глядя на богов, переносят их достоинства в свой духовный мир, на свою личность.

Последователи тхеравады верят, что «поле благой заслуги» возникает над такими мощными источниками, как реликвии Будды, сокрытые в ступах, изображения Будды с легендарным прошлым, монастыри как местопребывание сангхи. Такие благие поля защищают государство от внешних злых сил (демонов), посёлки — от вредоносных духов. Считается, что, попадая в благое поле, верующий получает возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами; совершать десять благих дел в их тхеравадинском истолковании. Эти благие дела таковы.

1) Подношение («дана»). Человек, совершающий подношение или дарение, показывает, что он заинтересован в благосостоянии других и готов поделиться частью своей собственности, тем самым демонстрируя своё знание сущности истинного благосостояния. Сложный ритуал получения заслуги подразумевает знание вещей и продуктов, подлежащих дарению, знание церемониала вручения даров, а также лиц, которым следует дарить. Дарением считается также чтение вслух сутры, обучение детей традициям, обычаям, буддизму и т. д. Если у человека нет ничего, то он дарит окружающим своё дружелюбие и благожелательность.

2) Высоконравственное поведение («сила»). Согласно учению, прошлое уходит, подобно сну, и сожалеть о прошедшем глупо; будущее, подобно миражу, и ориентироваться на него также глупо; надо жить сегодняшним днём, но добродетельно — в этом мудрость. Добродетельная жизнь — ориентация на мудрость, дружелюбие и сострадание к другим.

3) Размышления и созерцание («бхавана»). Следует вырабатывать в себе спокойствие и невозмутимость, а затем заниматься самоанализом и самоусовершенствованием.

4) Почитание и уважение других («апачити»).

5) Взаимопомощь («веявачча»). Необходимо помнить о других, помогая им по мере возможности.

6) Передача заслуги («паттануппадана»). Заслуги, получаемые верующим в результате выполнения предписанных установок, обрядов, церемоний, ритуалов и даруемые ему за усердие и веру, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими. На практике верующий переводит свои заслуги только тем, кому он обязан или от кого он зависит, — родителям, родственникам, патрону, духам, демонам, богам. Духам и демонам заслуга переводится для улучшения их кармы, для нейтрализации их вредоносности.

7) Радость от получения и накопления заслуг другими («аббханумодана»). Надо демонстрировать свою радость при совершении благих дел другими возгласом «Садху!» («Замечательно!»). Такая демонстрация радости приносит заслугу и самому.

8) Распространение и пропаганда учения Будды(«десанамая») приносит множество заслуг. Этим должны заниматься не только монахи, но и миряне.

9) Слушание любого положения учения Будды («саванамая»).

10) Стремление исправить заблуждения других·(«диттхи»), помочь им выйти из поля дурной кармы. Существуют два основных заблуждения: вера в существование души и материалистический взгляд на природу человека. Первое заблуждение порождает веру в загробное существование, второе ведёт к мысли, будто смерть уничтожает физические и духовные свойства личности, превращая их в ничто. Такие заблуждения ведут к фатализму, отрицающему причинность явлений; к отрицанию кармических последствий от добрых и злонамеренных действий; к нигилизму — отрицанию истинности учения Будды. Поскольку эти заблуждения ухудшают карму, то истинный буддист обязан помочь заблуждающемуся, объяснить, что зло в самом человеке, а не во внешних обстоятельствах.

Тхеравада оформилась первой и признаёт истинным своё толкование, канонизированное на 3-м «сангити» в форме трактата Катхаватту. В результате позиция тхеравады оказалась на виду у всех и как бы в замороженном состоянии, в то время как школы, делавшие акцент на философию, столетиями рассматривая учение Будды с разных позиций, обнаруживали всё новые грани учения.

По одной из имеющихся оценок, сторонники тхеравады составляют 124 млн. человек (38% всех буддистов и свыше 2% всего населения мира). Тхеравадины составляют большинство населения в Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе. Имеются они также в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Китае и др. В Таиланде буддизм тхеравады является де-факто государственной религией. В столице этой страны — Бангкоке находится штаб-квартира крупнейшей буддийской международной организации — Всемирного братства буддистов. В Таиланде имеются 2 основные секты тхеравады: Маханикай и Тхаммаютникай. Первая из них намного многочисленнее, однако вторая весьма влиятельна, в известной мере носит элитарный характер и требует более строгого соблюдения монашеского образа жизни.

В Мьянме буддизм тхеравады также получает государственную поддержку. В стране действуют 9 сект, из которых наиболее известны Судхамма, Швегон, Двараникая, Раманн. В Шри-Ланке буддизм тхеравады исповедует подавляющее большинство основного народа страны — сингалов. Буддисты образуют 3 секты: Сиамникая, опирающуюся на сельское население, Амарапураникая, влиятельную в городах, и Раманнияникая, являющуюся аскетическим течением и борющуюся за чистоту буддизма и за буддийский образ жизни. Первая секта, имеющая наибольшее число сторонников, сиамского происхождения, 2 другие — бирманского. В Камбодже, где буддизм начал распространяться ещё во II в., «культурная революция», осуществлённая местными коммунистами, физически уничтожила эту религию. Однако с падением тоталитарного режима были приняты меры по восстановлению буддизма в стране, а в 1989 он был объявлен государственной религией. В Камбодже действуют те же секты тхеравады, что и в Таиланде: Маханикай и Тхаммаютникай. Эти же секты получили распространение и в Лаосе. В Индии буддизм, некогда занявший господствующее положение, был затем вытеснен индуизмом. Лишь в конце XIX в. началось возрождение буддийской религии в этой стране, и сейчас буддизм тхеравады получил определённое распространение (главным образом среди бывших неприкасаемых) в штатах Махараштра, Мадхья-Прадеш, а также в некоторых штатах Южной Индии.

В Бангладеш буддизм тхеравады (в его мистических формах) распространён в районе горного Читтагонга среди таких народов, как чакма, могх и мру. Во Вьетнаме, где преобладает махаянистское направление буддизма, тхеравадинами являются проживающие в этой стране кхмеры (свыше 1 млн. человек).

В. И. Корнев, П. И. Пучков

В начало словаря