Народы и религии мира
СИКХИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СИКХИЗМ

сикхи́зм, одна из национальных религий Индии. Его считают либо одной из ветвей индуизма либо признают самостоятельной религией. Название сикхизм происходит от санскритского «сикх» - ученик.

Сикхизм сложился в Индии в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций - индуистской и мусульманской. Основателем сикхизма был индус гуру (учитель, наставник) Нанак (1469-1539). О его жизни имеются лишь немногие подлинные сведения. Принадлежа к касте кхатри, он во время обряда посвящения, обязательного для членов высших каст, не согласился надеть священный шнур, заявив, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере, а не в ношении символических атрибутов. Позже эта идея стала ядром его учения. Нанак отвергал противопоставление индуистов и мусульман, и идея содружества всех людей также легла в основу сикхизма. Раздав бедным своё имущество, Нанак около 30 лет бродил по стране, произнося проповеди, главной темой которых было равенство людей перед Богом, отрицание каст и кастовой системы. Понятие гуру стало одним из важнейших в сикхизме, обозначая наставника, проводника на пути к высшей истине. Конец жизни Нанак провёл в Картапуре, где начала складываться сикхская община. Обязательными для её членов были утренние и вечерние собрания-богослужения (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался также «стол гуру» (гуру-ди-лангар) - общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших.

Основные положения религиозно-философской доктрины сикхов были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхакти - религиозно-реформаторскому движению в индуизме, основанному на любви и преданности Богу и отрицающему роль брахманов как посредников между Богом и людьми. Вобрал в себя сикхизм и черты мусульманского суфизма, который, подобно бхакти, считал конечной целью человека внутреннее, медитативное общение с Богом и экстатическое слияние с ним. С самого начала в нём утвердились идеи монотеизма в противовес многобожию индуизма и принципы индо-мусульманского единства, связанные с осознанием общности судеб индуистов и мусульман. Организация сикхской общины имела много общего с суфийскими орденами.

По воззрениям сикхов, единый Бог существует в качестве вечной, незримой сущности, пронизывающей всё в видимом феноменальном мире. Он не имеет зримых воплощений, особых имён и черт и потому сикхи обращаются к нему, используя и индуистские, и мусульманские имена. Он непостижим, непознаваем, необъясним, неописуем. К нему сикхи взывают в своих гимнах, во время молитв и медитаций. Общение с Богом происходит во внутреннем созерцании, это - глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне.

Путь духовного совершенствования в сикхизме - нам-марг, или сахадж-йога, - предполагает пять последовательных стадий восхождения. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянное размышление о Боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение Богу - это прежде всего служение людям и потому во главу угла ставятся активная жизнь и труд на благо людей.

Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников.

Центром религиозной жизни являются молельные дома - гурдвары (буквально «вход гуру»). В них находится главная святыня сикхов - священная книга Ади Грантх.

Среди обрядов сикхизма важное место занимают обряды жизненного цикла: наречение имени, посвящение в сикхскую общину - хальсу, бракосочетание, похороны.

Сикхи почитают своих гуру - верховных наставников, которых было десять, первый из них - Нанак. Десятый гуру Говинд Сингх (у власти в 1675-1708) произвёл кардинальные изменения в сикхской общине. Он упразднил институт гуру и создал новое сообщество особо преданных сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Презрение к смерти, а также готовность к героическому самопожертвованию ради веры сделали сикхов идеальными солдатами. При нём же были введены атрибуты сикхизма, именуемые «пять ка»: длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род нижнего белья.

Ликвидировав институт гуру, Говинд Сингх провозгласил вечным гуру составленную пятым гуру Арджуной (1581-1606) священную книгу Ади Грантх, которая как бы мистически объединена с хальсой. Собрание сикхов в присутствии священного канона само по себе приобрело авторитет гуру. Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи стали считать вероотступником, что послужило главной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, рамраи, нирмала, беди и др.).

Проникновение в индийское общество европейских идей и ценностей вызвало реформаторские процессы в сикхизме. Стали возникать секты (ниранкари, намдхари и др.), проповедующие возрождение сикхизма, и организации нового типа - сабхи, то есть добровольные общества, пропагандирующие чистый и «истинный» сикхизм. В 1902 они объединились в организацию «Главный диван хальсы».

В результате реформаторского переосмысления сикхизма в целом и идеи хальсы в особенности хальса стала более сплочённой и однородной, стало расти самосознание сикхов. Это сопровождалось их стремлением к обособлению, к созданию религиозно-культурных и формально-институциональных границ. Одной из таких «границ» стало развитие и распространение языка панджаби на алфавите гурмукхи - сакральном алфавите священного канона. Язык стал символом религиозной общины.

Накануне получения Индией независимости сикхи выступили с требованием особого сикхского государства Халистан. После раздела Британской Индии в 1947 сикхская община предпочла, чтобы территория их расселения вошла в состав индийского государства. В 1965 Пенджаб был разделён на два штата: сикхский панджабиязычный Пенджаб и хиндиязычную Харьяну.

В 1980-е гг. противостояние сикхизма и индуизма приняло острые формы и привело к кровавому хаосу и террору. Предпринятый индийской армией штурм Золотого храма сикхов, где укрывались террористы, привёл к человеческим жертвам и вызвал массовые аресты сикхов. В отмщение телохранители-сикхи убили в 1984 Индиру Ганди, что спровоцировало сикхские погромы в Индии. С новой силой вспыхнул террор и со стороны сикхов.

Численность сикхов (в 1996) - свыше 19 млн. человек. Более 18 млн. сторонников живёт в Индии (2% населения страны), из них около 13 млн. сосредоточено в Пенджабе, где они образуют 64% населения. Кроме того, свыше 1 млн. сикхов находится в штате Харьяна, около 0,7 млн. - в штате Раджастхан, около 0,6 млн. - в штате Уттар-Прадеш. Вне Индии значительное число сикхов имеется в Соединённом Королевстве (около 0,5 млн.) и Канаде (около 250 тыс.). Есть они также в США и ряде других стран.

По этнической принадлежности сикхи - панджабцы, в составе которых они выделяются как особая этноконфессиональная общность.

М. Ф. Альбедиль

В начало словаря