Народы и религии мира
СЕМЬЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЕМЬЯ

семья́, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких-то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной взаимопомощью, по существу обеспечивающей социальное существование людей (единственная универсальная характеристика и функция семьи). В рамках семьи обычно, но не обязательно, осуществляются воспроизводство, воспитание и, частично, социализация новых поколений. Совместное проживание и наличие общего имущества — типичные, но не универсальные признаки семьи. Как правило, семья формирует эмоциональную близость между входящими в неё людьми и взаимное чувство защищённости.

Формы семьи весьма разнообразны. Единая их типология отсутствует, но принято несколько способов классификации семей по различным структурным и организационным признакам. Исходя из лежащих в их основе форм брака, семьи делят на парные, или синдесмические, моногамные и полигамные; исходя из форм брачного поселения — на вири- и патрилокальные, уксори- и матрилокальные, дислокальные и неолокальные. Иногда, стремясь подчеркнуть влияние господствующего в обществе счёта родства на формы семьи, говорят о патрилинейных и матрилинейных семьях. В первых обычно доминируют мужчины, сыновья занимают более привилегированное положение, чем дочери, которые, в частности, иногда не имеют права на наследование имущества отцов. Матрилинейные семьи иногда могут состоять из женщин с детьми и братьев этих женщин и не включать отцов детей, причём дети наследуют братьям матери. По структуре семьи делят на нуклеарные, или элементарные, состоящие из мужа, жены и их детей, и объединённые (англ. joint) и/или расширенные (англ. extended), включающие несколько нуклеарных семей, главы которых состоят в родстве друг с другом (например, приходятся друг другу братьями), и объединяющие также три и более поколений родственников. В английской традиции принято проводить разграничение между объединённой и расширенной семьями: первая проживает совместно и представляет единое домохозяйство, вторая — распределяется по нескольким жилищам (обычно соседстующим) и состоит из нескольких домохозяйств. По мнению некоторых исследователей, сегментация объединённых и расширенных семей (именуемых в отечественной традиции большой семьей) ведёт к формированию патронимий. В качестве альтернативы нуклеарной семье выделяется также матрифокальная семья, основу которой составляют женщина и её дети и для которой наличие мужей и отцов не является обязательным.

В последние годы появились новые международные термины "экспериментальная семья" и "альтернативная семья", применяемые к коммунам типа "семья хиппи" или "шведской семья", а также к объединениям, основанным на однополых аналогах брака.

В отечественной этнологии наиболее употребительно деление семей на большие и малые. Формально эти термины указывают лишь на количественный состав семьи. При этом по существу им придаётся стадиальное содержание: существование большой семьи относят к эпохе поздней первобытности и разложения первобытного общества, выделение малых семей — к развитым классовым формациям. К тому же в каждом из этих двух понятий сочетается несколько структурных и функциональных признаков. Так, малой называют семью, состоящую из брачной пары и её детей, такую семью часто отождествляют с моногамной и нуклеарной. Но в тоже время малой часто именуют и полигамную семью с небольшим числом жён/мужей (например, две—четыре жены у австралийцев-аборигенов, один—два мужа-половинщика у алеутов). Большой считают семью, состоящую из нескольких брачных пар с детьми, то есть из нескольких моногамных семей, но в то же время теоретически большой является и полигамная семья с большим числом жён или мужей (10 и более). Часто термин "большая семья" употребляют как синоним термина "патриархальная семья", приурочивая её к определённой стадии социальной эволюции (см. Патриархат), хотя последний термин указывает лишь на организацию власти в семье, причём отец может быть властелином и в так называемой малой семье. Вместе с тем так называемая матрилинейная семья может достигать весьма внушительных размеров и по существу быть большой. Часто также как синоним большой семьи используют термины "расширенная семья" и "неразделённая семья", в последнем случае имеется в виду совместное проживание нескольких родственных супружеских пар одного или более поколений, но такая семья может насчитывать восемь, шесть и даже четыре человека и фактически быть "малой".

Очевидно, что эта терминология нуждается в уточнении. Для семьи, основанной на нескольких супружеских парах одного или более поколений или на нескольких матрифокальных ячейках, более приемлем термин "сложная семья", который предпочтительнее терминов "объединённая" и "расширенная" семья, так как не содержит эволюционных коннотаций (то есть не подразумевает "разрастания" одной нуклеарной или "объединения" нескольких семей). Супружеская пара с детьми хорошо описывается международным термином "нуклеарная", или "элементарная" семья. Небольшие по численности семьи целесообразно классифицировать в соответствии с их структурными характеристиками: неразделённая семья, неполная нуклеарная семья (мать и дети, отец и дети) и т. п.

Бытовавшие в отечественной этнологии вплоть до недавнего времени концепции эволюции семьи во многом вытекают из концепций развития брака. Однако в действительности семья и брак имеют разное происхождение. Как своего рода "естественное" образование семья гораздо древнее брака — договорного и, следовательно, "искусственного" института. Современные подходы, исключая жёсткую зависимость между стадиями социально-экономического развития общества и формами семьи, признают возможными некоторые корреляции между формами семьи и формами хозяйства, локальными или специфическими типами экономики. При этом чаще всего в одном обществе сосуществует несколько типов семьи как следствие способности семьи приспособляться к изменчивым жизненным обстоятельствам. Так, у современных бродячих охотников и собирателей, живущих в неблагоприятных климатических условиях, преобладают небольшие семьи, основанные на парном браке или ограниченной полигинии. Вместе с тем у них бытуют и относительно немногочисленные неразделённые семьи при разнообразных сочетаниях локализации брачного поселения и различных вариантах организации власти в семье. У специализированных оседлых или полуоседлых рыболовов, охотников и собирателей, имеющих относительно устойчивые источники пищи, у земледельцев и скотоводов доиндустриальных обществ чаще встречаются сложные семьи с относительно высокой численностью и различными вариантами локализации брачного поселения, отношений власти и собственности, что не исключает и самостоятельного существования нуклеарных или малочисленных неразделённых семей. В индустриальных обществах преобладают неолокальные нуклеарные семьи, но могут распространяться и иные типы семьи, например матрифокальные семья, неразделённые патрилокальные семьи — в среде городской бедноты, дискриминируемых национальных меньшинств и т. п.

У охотников и собирателей семья делит более или менее равномерно функции субъекта производства с общиной. В обществах ранних земледельцев и скотоводов, а также в крестьянских обществах, а иногда и в среде ремесленников доиндустриального города, семьи, образующие домохозяйства или объединения домохозяйств, являются ведущими производственными группами: существует даже особый термин "домашний способ производства" (М. Салинз). В индустриальных обществах в условиях урбанизации семья утрачивает эти функции. В сельской местности и в индустриальную эпоху семьи составляют основу передовых, высокооснащённых технически фермерских хозяйств.

На формы и функции семьи значительно влияет имущественная и социальная стратификация. Обычно имеется целый комплекс структурных и функциональных различий между семьями рядовых общинников и вождей в догосударственных системах, высших и низших кастили сословий в доиндустриальных обществах, обеспеченных и необеспеченных семей в современных индустриальных культурах и т. д.

Как показывают многочисленные кросскультурные исследования, семья является весьма устойчивым социальным институтом, в кризисные периоды (войны, стихийные бедствия, связанные с голодом или иными лишениями) семейные отношения не просто сохраняются, когда слабеют или нарушаются более широкие и более узкие (брачные) социальные связи, но порой крепнут. Семья адаптируется и к условиям длительной перестройки социальных систем. Видоизменяясь под влиянием различных социальных перемен, семья, в отличие от брака, не утрачивает свою универсальность в человеческом обществе.

О. Ю. Артёмова, В. А. Тишков

В начало словаря