Народы и религии мира
ОБЪЕДИНЁННЫЕ И МЕЖДЕНОМИНАЦИОННЫЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБЪЕДИНЁННЫЕ И МЕЖДЕНОМИНАЦИОННЫЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ

объединённые и межденоминацио́нные протеста́нтские це́ркви, объединения протестантских церковных организаций, придерживающихся разных церковных традиций.

Наблюдавшаяся на протяжении длительного времени в протестантских церквах, придерживающихся разных, но близких друг другу исповеданий, тяга к объединению в XIX и XX вв. начала давать свои плоды. Ранее всего объединительные тенденции реализовались в Германии, где давно не наблюдалось острых противоречий между двумя основными протестантскими конфессиональными группами — лютеранами и сильно уступавшими им по численности реформатами. В 1810 в ганзейском городе Бремене, представлявшем тогда независимое государство, местные лютеране и реформаты создали объединённую Бременскую евангелическую церковь. В 1817 особым декретом короля Пруссии были объединены лютеранские и реформатские церкви прусских провинций и создана Евангелическая церковь в землях Прусского королевства. В том же году создали единую церковь лютеране и реформаты герцогства Нассау. В 1818 объединились лютеране и реформаты Баварского королевства, однако этот церковный союз просуществовал столетие и в 1919 распался (лишь в баварском округе Пфальц, расположенном за пределами основной территории Баварии, единая реформатско-лютеранская церковь была сохранена). В 1821 общую Евангелическую церковь образовали лютеране и реформаты Бадена. Объединились лютеране и реформаты и в некоторых других германских государствах.

Объединённые церкви существуют в Германии как на земельном, так и на общегосударственном уровне. Объединённых лютеранско-реформатских земельных церквей сейчас 12, в большинстве случаев рубежи так называемых церковных земель не совпадают с границами новых политико-административных земель. Помимо объединённых земельных церквей в Германии существуют и 2 объединённые церкви весьма широкого характера: Евангелическая церковь союза (наследница Евангелической церкви в землях Прусского королевства), в которую входят объединённые лютеранско-реформатские церкви некоторых бывших прусских провинций, а также позже присоединившаяся Евангелическая земельная церковь Ангальта, и ещё более широкое церковное формирование — созданная в 1945, но реально начавшая функционировать с 1948 Евангелическая церковь в Германии, охватывающая все основные территориальные церкви страны: объединённые, лютеранские и реформатские.

Начался процесс объединения протестантских церквей и за пределами Европы. В 1877 была создана Объединённая церковь Христа в Японии, в которую вошли различные кальвинистские церковные организации страны. В 1901 в Южной Индии слились 2 близкие друг другу кальвинистские церкви — пресвитерианская и реформатская, образовав Южноиндийскую объединённую церковь, а в 1908 эта церковь и южноиндийские конгрегационалисты создали Объединённую церковь Южной Индии, в состав которой затем вошли ещё несколько мелких церковных групп. Позже процесс объединения протестантских церквей охватил и Северную Индию. В 1924 слились местные пресвитерианская и конгрегационалистская церкви, образовав кальвинистскую по вероучению Объединённую церковь Северной Индии, к которой в 1929 примкнуло 11 малочисленных протестантских церковных организаций. На Филиппинах в 1929 пресвитериане и конгрегационалисты создали Объединённую евангелическую церковь. Однако во всех отмеченных случаях в Японии, Индии и на Филиппинах в основном объединялись очень близкие по догматике и культу кальвинистские организации.

В 1925 произошло более сенсационное событие. В Канаде объединились методисты, конгрегационалисты и 2/3 пресвитериан, создав Объединённую церковь Канады. В данном случае нашли общую платформу конфессии, существенно различающиеся по своим доктринальным установкам: методисты, придерживающиеся арминианского учения о наличии у человека свободной воли, с одной стороны, и пресвитериане и конгрегационалисты, разделяющие кальвинистскую доктрину о предопределении, — с другой.

Процесс объединения церквей, принадлежащих к разным конфессиям, затронул и США. Так, в 1934 там была образована Евангелическая и реформатская церковь, в результате слияния Евангелического синода Северной Америки — церковной организации потомков выходцев из Германии, симпатизировавших идее объединения реформатских и лютеранских церквей, — и Реформатской церкви США, некогда созданной реформатами из Пфальца (Германия), Швейцарии и Нидерландов. В 1957 Евангелическая и реформатская церковь объединилась с Конгрегациональными христианскими церквами, в результате чего возникла Объединённая церковь Христа.

В 1947 вновь активизировался процесс объединения протестантских церквей Индии. Слились Объединённая церковь Южной Индии (объединявшая бывших пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов), южноиндийские провинции Методистской церкви и южноиндийские епархии тогдашней англиканской Церкви Индии, Бирмы и Цейлона. В результате возникла Церковь Южной Индии.

В 1970 на севере Индии Объединённая церковь Северной Индии (которую ранее образовали местные пресвитериане и конгрегационалисты), англиканская Церковь Индии, Совет баптистских церквей в Северной Индии, 2 местные методистские церкви, Церковь братьев и ученики Христа создали единую Церковь Северной Индии.

Спецификой создания Церкви Южной Индии и Церкви Северной Индии было то, что в них впервые объединились неепископальные церкви с претендующими на апостольскую преемственность епископата англиканскими церковными организациями. При этом англикане поставили как одно из условий объединения принятие исторического епископата.

Близкий по характеру объединительный процесс наблюдался и в Пакистане, где в 1970 была образована Церковь Пакистана, в состав которой вошли англикане, большинство методистов и лютеран, а также часть пресвитериан.

Продолжался процесс слияния протестантских организаций на Филиппинах. В 1948 Объединённая евангелическая церковь образовала с Евангелической церковью (созданной учениками Христа и объединёнными братьями — перфекционистской группой немецкого происхождения) Объединённую церковь Христа.

Объединённые церкви были созданы и в ряде африканских стран. В 1955 Товарищество церквей Христа в Нигерии объединило реформатов, братьев (данкеров) и лютеран. В 1965 возникла Объединённая церковь Замбии, в которую вошли местные реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты и методисты. В 1968 была образована Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре, объединившая местных конгрегационалистов, реформатов и квакеров. Все отмеченные африканские объединённые церкви были созданы по желанию самих сливающихся религиозных организаций. Совершенно иной характер имело объединение, осуществлённое в Заире (ныне Демократическая Республика Конго): здесь единую протестантскую церковную организацию предписали сформировать власти. В результате в 1970 была образована рыхлая церковная организация Церкви Христа в Заире, в которую вынуждены были войти представители разных протестантских конфессий: баптисты, пятидесятники, ученики Христа, пресвитериане, методисты, меннониты, конгрегационалисты, англикане, перфекционисты, плимутские братья, адвентисты седьмого дня, сторонники Армии спасения. Естественно, что такое насильственное объединение носило сугубо формальный, административный характер и не привело к установлению подлинного единства.

Сходная картина наблюдалась и в Китае, где под давлением властей местные протестантские церкви в 1958 создали единую организацию — так называемое Патриотическое движение.

Объединительные тенденции охватили протестантские организации в Австралии и в некоторых странах Океании. В 1977 90% австралийских методистов и конгрегационалистов и 70% австралийских пресвитериан образовали Объединяющуюся церковь в Австралии. В 1962 в австралийском владении Папуа и на подопечной территории Новая Гвинея (в 1975 они стали независимым государством Папуа—Новая Гвинея) конгрегационалисты (Лондонское миссионерское общество), небольшая пресвитерианская группа (Пресвитерианская церковь Новой Зеландии) и межденоминационная миссия Квато объединились, создав церковь Папуа Экалесиа. В 1968 Папуа Экалесиа, в свою очередь, слилась с Методистской церковью, действовавшей на Соломоновых островах, и Союзной церковью в Порт-Морсби (которая сама представляла собой более раннее объединение), в результате чего возникла Объединённая церковь Папуа—Новой Гвинеи и Соломоновых Островов.

Обычно при слиянии церквей, принадлежащих к разным конфессиям, объединяющиеся церкви, идя на известные уступки друг другу, разрабатывают документ об основах объединения, в котором характеризуются важнейшие догматические и культовые черты новой церкви. Однако при этом иногда указывается, что эти характеристики не могут навязываться как неизменный стандарт и что каждая община может в известной мере сама определять как свои доктрины, так и богослужебную практику. Нередко это приводит к тому, что входящие в состав новой церкви общины продолжают придерживаться своей старой традиции. Особенно это касается церковных объединений Германии, где (может быть, за исключением Бременской евангелической церкви) фактически параллельно продолжают функционировать, с одной стороны, лютеранские и, с другой — реформатские церковные общины.

От объединённых церквей следует отличать межденоминационные (межвероисповедные) церкви, то есть церкви, не связанные с какой-либо конкретной протестантской деноминацией и не следующие строго определённой протестантской традиции. Иногда протестантские церковные организации специально создаются как межденоминационные, особенно часто это бывает при основании миссионерских обществ. Самостоятельные церкви, которые ответвляются от таких обществ, тоже имеют статус межденоминационных.

Некоторые межденоминационные церковные организации, отделившиеся от миссионерских обществ, весьма влиятельны и объединяют большое число сторонников. Так, церкви, отпочковавшиеся от межденоминационной Африканской внутренней миссии, насчитывают около 3,5 млн. человек. В Кении Африканская внутренняя церковь имеет 2 млн. сторонников и является самой крупной церковной организацией страны. В других странах церкви, отделившиеся от Африканской внутренней миссии, также имеют значительное число последователей: в Судане — 620 тыс., в Танзании — 600 тыс., в Демократической Республике Конго — 176 тыс. и т. д.

Порой выделяют ещё безденоминационные протестантские группы. В этом случае речь идёт о нецерковных, а иногда даже антицерковных группах, отказывающихся называть себя церквами или деноминациями и не считающих себя связанными с какими-либо церквами или деноминациями.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV