Народы и религии мира
ЕВРОАЗИАТСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЕВРОАЗИАТСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

Евроазиа́тский сою́з ева́нгельских христиа́н-бапти́стов, крупнейшее протестантское объединение, действующее на территории бывшего СССР.

Хотя в объединении преобладают наследники баптистской традиции, оно в целом носит межденоминационный характер.

Своего рода предтечей, подготовившим почву для распространения баптизма на территории Российской Империи, был так называемый штундизм, представлявший собой своеобразное протестантское течение пиетистского и евангелистского характера, возникшее среди живших на юге России (на теперешней территории Украины) немцев — реформатов (см. Реформатство) и новоменнонитов (братских меннонитов) и охватившее в середине XIX в. часть украинского населения.

Официальной датой начала распространения баптизма среди русского населения считается 20 августа 1867, когда баптистский проповедник из Германии Мартин Кольвейт (1833—1918) крестил в реке Куре купца Н. И. Воронина.

С 60-х гг. XIX в. в ряде губерний южной России начинают появляться баптистские общины, причём значительную часть их членов образуют бывшие штундисты. В 1884 был создан Союз русских баптистов.

В 1874 на севере России под воздействием проповеднической деятельности в Санкт-Петербурге англичанина лорда Г. У. Редстока (1833—1913), связанного с деноминацией плимутских братьев, возникает близкое баптизму движение евангельских христиан. В 1909 евангельские христиане учредили свой союз.

Несмотря на близость догматических, культовых и организационных позиций баптистов и евангельских христиан, между ними имелись и определённые различия. В то время как русские баптисты, являясь так называемыми частными баптистами, придерживались кальвинистской доктрины предопределения, евангельские христиане следовали арминианской доктрине, согласно которой человек обладает свободной волей. Если баптисты допускали наличие «печатного» исповедания, то евангельские христиане выступали против такого рода исповеданий, считая, что их исповедание — Новый Завет и никакого другого катехизиса или символа веры им не требуется. Баптисты допускали к хлебопреломлению (причащению) лишь крещённых по вере, евангельские христиане — всех христиан.

Хотя и баптистская обрядность достаточно проста, у евангельских христиан обрядовые действия ещё проще и сведены к минимуму. Обряды крещения, хлебопреломления и бракосочетания у баптистов могут совершать лишь пресвитеры, у евангельских христиан — любой член общины. В баптистских общинах пресвитеру отведена заметная роль, в общинах евангельских христиан роль пресвитера значительно скромнее (со временем она, правда, всё же возросла) и посвящения пресвитеров церковным руководством не требуется.

С 1884 баптисты и евангельские христиане предпринимали попытки к объединению. Оно было достигнуто в 1944, когда был создан Союз евангельских христиан-баптистов.

В 1945 к Союзу присоединилась часть членов двух близких между собой пятидесятнических групп — христиан веры евангельской и христиан евангельской веры (впоследствии большинство пятидесятников этих толков порвало с Союзом и позже образовало Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской), в 1947 — часть другой группы пятидесятников — евангельских христиан в духе апостолов (через некоторое время и они откололись от Союза), в 1946 — так называемые свободные христиане в Закарпатской области (дарбисты, или плимутские братья, замкнутые), в 1963 — братские меннониты.

Некоторые из деноминаций, примкнувших к Союзу евангельских христиан-баптистов, сильно отличались от него по своим догматическим позициям. Например, евангельские христиане в духе апостолов — унитарианская пятидесятническая группа — отрицали один из важнейших догматов христианства — учение о Святой Троице. Эта же группа, а также две другие упомянутые выше пятидесятнические группы, практиковали во время молитвенных собраний глоссолалию — так называемое говорение на иноязыках, к чему евангельские христиане-баптисты всегда относились отрицательно.

Хотя формально в результате объединения существует одно вероучение, в действительности сохраняется влияние старых традиций.

В первые годы после Октябрьской революции отделение церкви от государства несколько облегчило деятельность баптистских и евангельско-христианских организаций, и к концу 20-х гг. численность баптистов и евангельских христиан возросла вчетверо. Однако к 1932 бо́льшая часть общин была закрыта. Десятки тысяч баптистов и евангельских христиан за свои религиозные убеждения были заключены в тюрьмы, отправлены в концлагеря и сосланы. В начале 60-х гг. евангельские христиане-баптисты вновьподверглись преследованиям.

Обрядность в общинах евангельских христиан-баптистов отличается простотой. Их церкви и молитвенные дома лишены какого-либо особого церковного убранства. Священнодействиями в них являются проповедь, духовное песнопение, молитва, крещение, хлебопреломление, бракосочетание и т. д., причём особо важное значение придаётся проповеди.

В 1992 евангельские христиане-баптисты бывшего СССР преобразовали своё объединение в федерацию союзов евангельских христиан-баптистов, которая теперь называется Евроазиатский союз евангельских христиан-баптистов. Эта федерация координирует деятельность союзов евангельских христиан-баптистов, действующих в государствах, образовавшихся после распада СССР (кроме государств Прибалтики).

В Евроазиатский союз евангельских христиан-баптистов, в частности, входит Союз евангельских христиан-баптистов России. Высшим руководящим органом в нём является съезд представителей церквей и объединений церквей, которые относятся к Союзу. Съезд созывается раз в 4 года. Между съездами Союзом руководит Совет старших пресвитеров, возглавляемый президентом Союза евангельских христиан-баптистов России.

Общая числ. сторонников Евроазиатского союза евангельских христиан-баптистов превышает (вместе с детьми) 1 млн. человек. Наибольшее число последователей (включая детей) имеют союзы России (429 тыс.) и Украины (около 400 тыс.). Меньшее число сторонников у союзов Казахстана (82 тыс.), Молдавии (50 тыс.), Белоруссии (32 тыс.), Грузии (16 тыс.), Узбекистана, Армении, Киргизии, Азербайджана, Таджикистана, Туркмении.

В 1961 от Союза евангельских христиан-баптистов откололась группа членов, создавшая Совет церквей евангельских христиан-баптистов. Кроме того, существует немало независимых церквей евангельских христиан-баптистов, не связанных ни с Евроазиатским союзом евангельских христиан-баптистов, ни с Советом церквей. В России такие независимые церкви объединяют 30 тыс. верующих (вместе с детьми).

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV