Народы и религии мира
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ

Евангели́ческо-лютера́нская це́рковь И́нгрии, одна из лютеранских церквей России. Сформировалась на территории, называвшейся по-немецки Ингерманландией (по-русски - Ингрией) и охватывавшей южное побережье Финского залива от реки Нарвы на западе до реки Лавы на востоке, а также южную часть Карельского перешейка. Эти российские земли после длительных войн отошли Швеции по Столбовскому мирному договору 1617. С присоединением Ингрии к Швеции сюда начинается массовое переселение из юго-восточных районов Финляндии, принадлежавшей тогда Швеции. Финские переселенцы принесли сюда лютеранство. До этого коренное население края (не только русские, но и водь, и ижорцы) исповедовало православие. С возникновением на территории Ингрии лютеранских приходов Швеция начала проводить политику обращения в лютеранство местного православного населения. Это привело к военным столкновениям (война 1656-58) и массовому исходу из Ингрии русских, води, ижорцев и карелов.

В 1642 для руководства лютеранскими приходами в Ингрии было образовано епископство.

В 1721 по Ништадтскому мирному договору ингерманландские земли были возвращены России и вошли в состав Санкт-Петербургской губернии. До 1727 лютеранская церковь Ингрии находилась под управлением российского Святейшего Синода. Хотя основная масса финских переселенцев осталась жить на этой территории, доля их в общем населении быстро сократилась, так как русские помещики стали переводить сюда своих крестьян из внутренних губерний России.

Временем стабилизации и укрепления ингерманландской церкви стали 1820-е гг., когда по распоряжению Александра I при Петербургской консистории было выделено специальное место для епископа в Ингрии, которым стал Сакари Сюгнеус. Хотя до 1820 ингерманландская церковь жила по шведскому церковному статуту, она находилась под сильным остзейско-немецким влиянием. Ощущалось и православное влияние: службу слушали стоя, было принято часто креститься и т. д. Подготовленный по инициативе Сюгнеуса новый церковный статут действовал до 1-й мировой войны.

Хотя языком официальной переписки остался немецкий язык, церковные книги, архивы, переписку между общинами следовало вести по-фински, так же как и читать проповеди.

После смерти Сюгнеуса епископов для Ингрии перестали назначать, российские евангелическо-лютеранские и другие.гие протестантские общины стали руководиться генеральным суперинтендентом, и подчинялись Генеральной консистории. Один из асессоров консистории был представителем ингерманландской церкви.

С середины XIX в. пасторами в ингерманландских приходах были преимущественно люди, приехавшие из Финляндии. Перед 1-й мировой войной в Ингерманландии действовало 29 сельских и 4 городских прихода. Положение ухудшилось после 1930, когда начались массовые репрессии против финнов-ингерманландцев. Многие из них были расстреляны, другие отправлены в лагеря или высланы в район Хибинских гор на Кольском полуострове, на Урал, в Сибирь, на Сахалин, в Закаспийские районы. К 1938 во всей церковной организации оставался лишь один действующий пастор. Вскоре была закрыта последняя церковь.

Возрождение Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии началось в 1970, когда в Петрозаводске был зарегистрирован первый приход. В 1990 было создано Ингерманландское пробство, поставленное под юрисдикцию эстонского архиепископа.

С 1994 Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии стала независимой. Она возглавляется епископом, при котором действуют Церковный совет и Церковное правление. Постоянное местопребывание епископа - в Санкт-Петербурге.

Догматика Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии сходна с догматикой других лютеранских церквей. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии относится к числу лютеранских церковных организаций, сохранивших апостольскую преемственность рукоположения (как и некоторые лютеранские церкви Северной Европы). Ныне действующие ингерманландские епископы были рукоположены епископами Финской евангелическо-лютеранской церкви, а первые епископы этой церкви были хиротонисаны епископами Церкви Англии (хотя, как известно, апостольская преемственность в англиканской церкви некоторыми церквами, в частности Римско-католической и православными, оспаривается). Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии имеет интеркоммунион (полное евхаристическое общение) со всеми лютеранскими церквами и Церковью Англии.

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии занимает по многим экклезиологическим и доктринальным вопросам консервативные позиции [например, она отрицательно относится к ординации женщин, не признаёт несинодальных (новых) переводов Библии].

Принятый в Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии культ практически такой же, как и в других лютеранских церквах. Богослужение ведётся на финском и русском языках.

По данным самой церкви, численность активных членов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии составляет 15 тыс. человек. По этнической принадлежности большинство из них - финны-ингерманландцы, есть небольшое число латышей, эстонцев и русских.

Сейчас в Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии действует около 40 приходов, причём большинство их находится в Ленинградской области и Карелии. Имеются приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии также в Санкт-Петербурге, Москве, Саранске (там делаются попытки обращения в лютеранство части мордвы), Нижнем Новгороде, Борисоглебске, Архангельске, Омске, Красноярске. Духовный центр Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находится в посёлке Колтуши (Келтто) в Ленинградской области.

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии входит во Всемирную лютеранскую федерацию. Особенно тесные связи она поддерживает с Финской евангелическо-лютеранской церковью и Лютеранской церковью-Миссурийский синод.

Н. В. Шлыгина, О. Е. Казьмина

В начало словаря