Народы и религии мира
МЕТОДИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕТОДИЗМ

методи́зм, одно из значительных по числу последователей течений протестантизма.

Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х гг. в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателем методизма был Джон Уэсли (1703—91), а его ближайшими соратниками — родной брат Чарлз Уэсли (1707—88) и Джордж Уайтфилд (1714—1770). Впоследствии они были рукоположены в священники Церкви Англии.

Относительно происхождения термина «методизм» имеются разные мнения. По одному из них, эпитет «методист» представлял собой вначале прозвище, которое дали сторонникам нового течения оппоненты, высмеяв их за сугубо литургический подход к религии, методичное и чрезвычайно пунктуальное посещение всех церковных служб. Однако данное прозвище не показалось обидным сторонникам нового течения и было ими принято. Истолковав по-своему это название, Дж. Уэсли дал ему такое определение: «Методист — это тот, кто живет согласно методу, установленному в Библии».

На первых порах методисты не выделились организационно из Церкви Англии, а образовали внутри неё религиозное общество. Дж. Уэсли не хотел создавать новую секту, а лишь желал оживить христианский энтузиазм в Церкви Англии. В качестве самостоятельной конфессии методизм появился лишь в конце XVIII в.: в 1784 в США, когда с помощью Дж. Уэсли была создана Методистская епископальная церковь, и в 1795 в Англии, когда в соответствии с так называемым планом умиротворения власти признали существование новой протестантской церкви, отделившейся от государственной Церкви Англии.

Возникнув в недрах Церкви Англии, методизм заимствовал многое в догматике и культе от англиканства, хотя на него существенное влияние оказали и более радикальные протестантские течения. В частности, на Дж. Уэсли большое впечатление произвели его случайные встречи во время путешествия в Америку с моравскими братьями, особенно их убеждённость, что вера, ведущая к оправданию людей, является основой христианской жизни. В результате методизм заимствовал ряд положений, характерных для этой конфессиональной группы, прежде всего присущее ей стремление к углублению веры, благочестию.

Вероучение методистов дальше отошло от католических доктрин, чем англиканское вероучение. Принимая основные положения христианства в протестантской форме, методисты допускают свободную интерпретацию догматических положений, не настаивая на доктринальном конформизме. Они, кроме того, не придают теологическим проблемам особенно важное значение, не стремятся участвовать в богословских дискуссиях, полагая, что основное внимание должно быть сконцентрировано на достижении христианского совершенства и утверждении уверенности в личном спасении. Подчёркивается, что стержнем религии должно быть личное отношение с Богом. Считая, что различные мнения по доктринальным вопросам, если они не выходят за пределы христианской веры, имеют право на существование, методисты обычно стремятся придерживаться средней линии, избегая крайностей.

Вероучительными основами методизма считаются «Типовые проповеди Дж. Уэсли», а также составленные им же «Объяснительные записки к Новому Завету» и «25 статей религии». «Типовые проповеди...» представляют собой 44 проповеди, с которыми Дж. Уэсли выступал в период с 1746 по 1760 и в которых изложены его доктринальные представления. «Объяснительные записки...», подготовленные Дж. Уэсли в 1755, являются кратким изложениемего позиции по поводу Евангелия, а также свидетельствуют о его приверженности арминианской доктрине (антикальвинистскому учению о наличии у человека свободной воли). Некоторые методистские организации, в особенности английские, рассматривают эти «Объяснительные записки...» как доктринальный стандарт. Что касается «25 статей религии», которые были подготовлены Дж. Уэсли для американских методистов и впервые представлены на конференции только что созданной Методистской епископальной церкви в 1784 (точнее, Дж. Уэсли предложил 24 статьи, а американская конференция добавила к ним ещё одну), то они представляют собой сокращённые и несколько изменённые англиканские «39 статей». Сокращения и изменения имели своей целью изъять из этого документа все кальвинистские и католические элементы, а также элементы, устанавливающие ритуал. Характерно, что «25 статей религии» остались неизменёнными на протяжении всей истории основных методистских церквей.

Ярко выраженный арминианский характер разработанных Дж. Уэсли доктринальных документов привёл к отколу от него группы, возглавляемой его ближайшим соратником Дж. Уайтфилдом, которая придерживалась кальвинистской доктрины.

Методисты считают, что спасение приходит через веру, но не отрицают и необходимость добрых дел. Они верят в личный религиозный опыт человека, который может наступить внезапно и быть весьма эмоциональным, а может прийти через усердное познание веры и молитвы.

Во время богослужений в методистских церквах обычно упоминается Апостольский символ веры. Признают методисты и Никейский (Никео-Константинопольский) символ, относясь с некоторым скептицизмом к Афанасьевскому символу. В ряде церквей используются в определённых целях и более поздние символы, прежде всего так называемый Социальный символ, принятый на Генеральной конференции Методистской епископальной церкви в 1908.

Культовая практика методистов близка к англиканской. Вместе с тем в методизме существует значительная свобода в выборе молитв, различаются между собой и воскресные службы (хотя и разработаны свои, методистские сборники церковных гимнов, многие из которых сочинены Ч. Уэсли, и книга богослужений). Совершение таинств, ритуал посвящения в священнослужители, свадебная и похоронная церемонии сходны с англиканскими, хотя для методизма характерны бо́льшая их простота и активное участие в богослужениях наряду со священниками мирян.

Из таинств оставлены 2 — Вечеря Господня и крещение. Крещение обычно совершается окроплением (хотя по желанию крещаемого оно может быть совершено и другие.гим способом), причём крестятся методисты как в детском, так и во взрослом возрасте. Методисты верят в истинное присутствие Христа в элементах причастия, не уточняя, однако, как конкретно выражается это присутствие.

Церковное устройство методистских церквей претерпело с течением времени некоторые изменения. Первое время оно имело автократичный характер, но затем стало представительным, и церкви управляются сейчас конференциями. Церковь или церковный район, состоящий из нескольких близко расположенных церквей (в США объединение церквей в районы не получило распространения), проводят ежеквартальные конференции, в которых участвуют принадлежащие к этой церкви или церковной группе миряне. Каждая церковь имеет совет, состоящий из мирян. Проводятся также конференции региональных подразделений церкви и Генеральная конференция, на которых в равном количестве представлены миряне и священнослужители.

В методизме имеются только две степени священства: диакон и пресвитер (старейшина). Должность епископа (там, где она есть) не рассматривается как третья степень священства: это пресвитер, выполняющий административную работу, своего рода управляющий церковной организацией. Епископы избираются пожизненно на конференции «юрисдикции». Они назначают, обычно после консультации с членами церкви, священнослужителей.

Представляя в настоящее время (особенно в США) в первую очередь средние слои населения, методисты уделяют большое внимание социальным вопросам, в частности улучшению условий жизни.

Численность методистов составляет свыше 60 млн. человек. Они имеются более чем в 100 странах мира. В настоящее время методизм шире всего представлен в США, где живут более 30 млн. его последователей, что составляет 1/2 общего числа методистов мира и 12% всего населения США. 4 американских президента — Джеймс Нокс Полк (время президентства — 1845—49), Улисс Симпсон Грант (1869—77), Ратерфорд Бёрчард Хейс (1877—81), Уильям Мак-Кинли (1897—1901) были методистами.

Немало методистов и в Великобритании (1,2 млн. человек), хотя число их в последние десятилетия неуклонно уменьшается. Значительные группы методистов имеются в Германии (74 тыс.), Швеции (25 тыс.), Швейцарии (21 тыс.), Норвегии (15 тыс.).

В результате деятельности английских и в меньшей степени американских миссионеров много сторонников методизма появилось и в Африке: ЮАР (2,5 млн. человек), Нигерии (1,5 млн.), Демократической Республике Конго (0,7 млн.), Гане (0,3 млн.), Зимбабве (0,3 млн.), Кении (250 тыс.), Анголе (179 тыс.), Кот-д’Ивуаре (136 тыс.), Сьерра-Леоне (около 100 тыс.), Замбии (86 тыс.), Мозамбике (80 тыс.), Бенине (77 тыс.), Либерии (60 тыс.), Лесото (23 тыс.), Свазиленде (23 тыс.), Намибии (15 тыс.).

Американская (а в некоторых странах — английская) миссионерская деятельность привела к появлению значительных групп методистов в Бразилии (132 тыс. человек), Мексике (73 тыс.), на Ямайке (70 тыс.), в Гаити (38 тыс.), Боливии (31 тыс.), Чили (26 тыс.), Пуэрто-Рико (25 тыс.), Доминиканской Республике (21 тыс.), Перу (19 тыс.), на Барбадосе (15 тыс.), Сент-Винсенте (12 тыс.), Сент-Кристофере и Невисе (12 тыс.), Тринидаде и Тобаго (12 тыс.), Кубе (11 тыс.), в Панаме (10 тыс.).

В азиатских странах приверженцы методизма имеются на Филиппинах (394 тыс. человек), в Малайзии (150 тыс.), Мьянме (78 тыс.), Индонезии (72 тыс.), Сингапуре (46 тыс.), Пакистане (38 тыс.), Шри-Ланке (26 тыс.).

В Океании методисты есть на Фиджи (260 тыс. человек — 35% всего населения страны), в Новой Зеландии (139 тыс.), на Тонга (58 тыс. — 60% населения страны) и в Западном Самоа (19 тыс.).

В странах бывшей СССР методисты есть в Эстонии (3 тыс. человек) и Латвии. В последние годы методистские миссионеры развернули свою деятельность и в некоторых городах России.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV