Народы и религии мира
МЕННОНИТСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕННОНИТСТВО

меннони́тство, одно из течений протестантизма, возникшее в XVI в. в эпоху Реформации.

Вплоть до XX в. термин «меннониты» не был общеупотребительным. Швейцарские меннониты называли себя Taufgesinnten («сознательно крещающиеся»), аналогично именовали себя и голландские меннониты — Doopsgezinden. Широкому употреблению конфессионима «меннониты» способствовало создание в 1930 Всемирной меннонитской конференции. Российские меннониты пишут своё название на русском языке через одну букву «н» (менониты).

Основателем меннонитства был Менно Симонс (1496—1561, по другим данным, 1492—1559), по имени которого это течение сейчас и называется. Менно Симонс начинал свою церковную службу как католический приходской священник во Фрисландии. В 1536 он порвал с Римско-католической церковью и примкнул к анабаптистам (последователям радикального протестантского течения, возникшего в 1520-е гг. в Швейцарии и Германии, а затем распространившегося в Нидерландах, став там на короткое время осным протестантским учением), которые подвергались в те годы жестоким преследованиям после неудачной попытки создания в Мюнстере так называемого Королевства святых (своего рода коммунистического государства с полным обобществлением собственности и женщин). В течение 25 лет он воссоздавал и реорганизовывал разгромленные общины в Голландии и на прилегающих территориях. Проповедуя своё учение, Менно Симонс подчёркивал, что его основными положениями являются сознательное крещение (или крещение по вере), самостоятельность отдельных общин, непротивление и отказ от участия верующих в государственном управлении. В XVI в. часть сторонников Менно Симонса из-за преследований была вынуждена переселиться в Пруссию. В XVII—XVIII вв. меннониты становятся довольно многочисленной группой как в Голландии, так и в некоторых районах Германии. Когда в конце XVIII в. положение меннонитов в Пруссии стало ухудшаться, они в 1788 и в последующие годы по приглашению Екатерины II переселяются в Россию, получив от Российского государства плодородные земли как в европейской (в частности, им были отведены большие земельные участки в Таврической губернии на реке Молочные Воды), так и в азиатской части страны. По подписанному Екатериной II указу меннониты получали ряд социально-экономических льгот. Однако позже, когда многие из этих льгот были отменены, большое число меннонитов эмигрировало в Америку. Особенно массовыми эти миграции были в 1873—82 (в связи с введением в России воинской повинности). Широкие масштабы приняла миграция и после установления советской власти в России, когда в 1923—30 из-за жестоких гонений на верующих часть меннонитов выехала из Советского Союза. В годы 2-й мировой войны бо́льшая часть живших на территории Украины меннонитов, опасаясь обвинений в сотрудничестве с врагом, ушла с отступавшей германской армией. Многие из эмигрировавших из СССР меннонитов расселились потом в Канаде и Латинской Америке.

Первое постоянное поселение меннонитов в США — Джермантаун в штате Пенсильвания — появилось в 1683, хотя имеются сведения и о более ранних миграциях меннонитов в США. Значит. миграционные потоки меннонитов в Пенсильванию наблюдались в начале XIX в. — во время наполеоновских войн. Меннониты мигрировали также в штаты Огайо, Индиана, Иллинойс, Виргиния, а также в канадскую провинцию Онтарио.

Разделяя многие догматические положения с другими течениями ортодоксального протестантизма, меннониты имеют в своём вероучении и ряд специфических черт. Впрочем, у меннонитов нет единого доктринального стандарта, и разные их группы могут довольно сильно отличаться друг от друга по своему вероучению. Так, некоторые из них по своим взглядам фактически являются унитарианцами (см. Унитарианство), большинство же придерживаются доктрины о Божественной Троице. Меннонитам свойственно убеждение в том, что главное — это не догматические положения, а личная святость и жизнь по христианским заповедям.

Несмотря на существенные различия по отдельным вопросам догматики, большинство меннонитов придерживаются Дордрехтского исповедания, окончательно выработанного на проходившей в 1632 в голландском городе Дордрехт (Дорт) конференции. Для меннонитства характерен милленаризм (вера в грядущее установление тысячелетнего Царства Божьего на земле).

У меннонитов практикуется сознательное крещение, то есть крещение людей, которые способны самостоятельно принять об этом решение. Крещение, которое считается не таинством, а обрядом, совершается (у большинства групп путём обливания) в возрасте от 12 до 18 лет. Помимо крещения приверженцы меннонитства практикуют хлебопреломление (так они именуют причащение). Этот обряд совершается раз в полгода избираемыми из числа членов общины старейшинами, причём меннониты не верят в реальное присутствие при причащении Иисуса Христа. Ещё одним обрядом в меннонитстве является взаимное омовение ног. Обязательной церемонией считается также обмен братскими поцелуями.

Большинство меннонитов по религиозным убеждениям отказываются от военной и государственной службы, не дают клятв. Для части меннонитов характерны замкнутость и стремление избегать контактов с окружающим миром. В консервативных меннонитских группах практикуется церковное отлучение провинившихся. В большей части меннонитских общин требуется, чтобы верующие носили простую одежду, а женщины покрывали голову во время богослужения. Большинство меннонитов поддерживают строгую церковную дисциплину, неодобрительно относятся к бракам с представителями других конфессий.

Более урбанизированные по сравнению с другими меннонитскими группами, меннониты, живущие на западе США, в меньшей степени сохранили свои традиции. Этот процесс особенно усилился во время 1-й мировой войны и в последующие годы. В отмеченный период многие из них утратили немецкий язык. Претерпели изменения и их взгляды относительно непротивления и воздержания от общения с внешним миром.

Меннониты не признают властных функций церкви. Каждая их община независима и сама выбирает своего священника, причём у большинства меннонитов церковнослужители не получают зарплату за свою службу. Община сравнивается с невидимой церковью, с обществом святых, и поэтому в ней должна поддерживаться строгая церковная дисциплина. Проповедовать у меннонитов могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяются в конференции, однако последние не обладают правом контроля над общинами.

Общая численность меннонитов составляет 1,4 млн. человек (вместе с детьми). Самая большая группа приверженцев меннонитства находится в США (431 тыс.). Меннониты, живущие в этой стране от её восточного побережья до реки Миссисипи, являются потомками выходцев из Швейцарии и Пфальца (Германия),а расселённые в более западных штатах имеют преим. голландское происхождение. Немало сторонников меннонитства и в соседней Канаде (133 тыс. человек). Из других американских стран существенное число меннонитов имеется в Парагвае (54 тыс.) и Мексике (35 тыс.), причём многие из них переселились сюда из канадской провинции Манитоба.

В Африке последователи меннонитства есть в Демократической Республике Конго (150 тыс.), Эфиопии (50 тыс.), Танзании (47 тыс.), Нигерии (23 тыс.) и Зимбабве (10 тыс.). Из азиатских стран численностью меннонитов выделяются Индия (132 тыс.) и Индонезия (45 тыс.).

В Европе приверженцы меннонитства имеются в Нидерландах (33 тыс.), Германии (18 тыс.), Швейцарии, Франции и некоторых других странах, в том числе в России и Казахстане. Российские и казахстанские меннониты по своему этническому происхождению являются потомками голландцев, фламандцев, фризов и нижних саксонцев. Среди российских меннонитов в 60-е гг. XIX в. произошёл раскол. От основной их массы откололись так называемые братские меннониты. Остальных приверженцев меннонитства после раскола стали называть церковными меннонитами, так как они, в отличие от братских, поддерживали Церковный конвент, образованный в 1851. Братские меннониты приблизились к баптистам (см. Баптизм): в частности, они заменили крещение обливанием на крещение погружением.

В Америке меннониты раздробились на большое число подразделений. Наиболее крупными из них являются Меннонитская церковь, Меннонитская церковь Генеральной конференции, Меннонитская братская церковь Северной Америки, амиши и Гуттерское братство. Многие из меннонитских подразделений входят во Всемирную меннонитскую конференцию, которая собирается раз в пять лет.

О. Е. Казьмина

В начало словаря

© 2000- NIV