Народы и религии мира
КОРЕЙСКИЙ ШАМАНИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОРЕЙСКИЙ ШАМАНИЗМ

коре́йский шамани́зм, религиозная система древнейших народных верований корейцев. В корейской научной литературе для обозначения корейского шаманизма наиболее часто используются термины «мусок» (буквально, «нравы и обычаи шаманов»), «мансин» (буквально, «вера в 10000 духов») и др.

Появление корейского шаманизма восходит к эпохе палеолита. Корейские исследователи полагают, что истоки корейского шаманизма следует искать в Северной Азии, древнейшей прародине предков корейцев. Возникнув в глубокой древности, корейский шаманизм продолжал существовать на протяжении всей истории корейцев. Испытав влияние буддизма, даосизма и конфуцианства, корейский шаманизм сохраняет свои позиции и сегодня. В корейском шаманизме имеются священные книги, в которых содержатся правила совершения обрядов и основные догмы, мифы, песнопения, заклинания, предсказания. Существует также богатая мифология, повествующая о происхождении шаманов, их действ и атрибутов камлания. Бытующие до наших дней шаманские песнопения, танцы, музыка, музыкальные инструменты, костюмы весьма разнообразны. В корейском шаманизме большую роль играют картины, на которых запечатлены многочисленные шаманские божества. Иконография корейского шаманизма особая сфера народно-религиозного творчества корейцев.

В ходе своего длительного развития корейский шаманизм воспринял элементы первобытных верований, мифологии, культа природы, культа предков, а также, как уже отмечалось, буддизма, даосизма и конфуцианства.

Пантеон корейского шаманизма огромен. К глубокой древности восходит обожествление Неба (Ханыль), а также Земли, Луны, звёзд, и особенно семи звёзд Большой Медведицы. В корейском шаманизме почитаются духи и божества всей окружающей природы: деревьев, камней, рек, моря. Важное место занимает культ Бога горы (Сансин). Как свидетельствуют письменные источники, почитание божеств (духов) гор существовало в средневековой Корее не только на народном, но и на государственном уровне. Одной из форм почитания духов гор (а также и другие.гих духов местности) является сооружение в горах, на холмах, на перевалах около почитаемых деревьев каменных насыпей-алтарей («сонан», «сонантан»), которые украшаются соломенными жгутиками, полосками бумаги, кусочками тканей; здесь же раскладывается предлагаемая духам еда. Иногда сонантан имеют форму небольших кумирен или даже маленьких храмиков. В кумирнях часто помещаются картины с изображением Бога горы. Среди божеств корейского шаманизма важную роль играют божества, покровительствующие дому и семье («касин», «божества дома»). Воплощением духов — хранителей местности, деревень, общин, храмов являются ритуальные столбы —«чансын» (с антропоморфными чертами) и шесты — «соттэ», на вершинах которых укрепляются деревянные изображения птиц. В корейском шаманизме присутствуют элементы тотемизма, например, в форме почитания тигра, змеи, дракона. Тигра считают спутником Бога горы, а иногда даже самим Богом горы; змея является символом шаманов, её изображения часто встречаются на их костюмах. Дракон почитается как символ водной стихии, податель дождя, Бог моря. В пантеоне корейского шаманизма представлены также мифические первопредки корейцев, «основатели» древних корейских государств, буддийские и даосские божества, а также многие известные политические деятели.

Корейский шаманизм отличается детально разработанной иерархией шаманов («мудан»). Главенствующую роль играют женщины-шаманки, поэтому термин «мудан» обозначает не только всех корейских шаманов, но, в первую очередь, женщин-шаманок. В разных районах Кореи бытуют и местные наименования для шаманок. Среди женщин-шаманок различаются две группы: наследственные шаманки «сесынбу» (в основном в южных районах Кореи и на острове Чеджудо) и харизматические шаманки «кансинму», котрые становятся медиумами «по велению» вселившегося в них духа (преимущественно в центральных и северных районах Кореи). Для харизматических шаманок характерна «шаманская болезнь» («синбён»). Наследственные и харизматические шаманки по-разному организуют камлание, имеются различия и в их костюмах и атрибутах. Вхождение в транс более присуще харизматическим шаманкам. Общим термином, обозначающим мужчин-шаманов, является «паксу» (или «панси»), но известны и другие.гие. Особую группу среди мужчин-шаманов составляют слепые шаманы («пансу»), которые в основном занимаются гаданием и предсказаниями. Во многих обрядах «мудан» и «паксу» имеют равные права. Вместе с тем мужчины-шаманы нередко во время камлания надевают женскую одежду, а во время больших камланий, особенно если их совершают харизматические шаманки, выступают в качестве помощников или музыкантов.

Культовая практика в корейском шаманизме весьма разнообразна. Главной функцией шаманов является проведение камлания («кут»), во время которого шаманка исполняет всё убыстряющийся танец под аккомпанемент барабанов и колокольчиков. Параллельно с танцем исполняются песнопения-заклинания, в которых шаманка (или шаман) призывает своих духов-покровителей. Кульминационной точкой камлания является впадение шаманки (шамана) в транс, во время которого происходит её «общение» с духами. Наиболее значительные камлания состоят из 12 частей-актов («кори»). Атрибутами корейских шаманок (шаманов) являются колокольчики, мечи, веера, флаги пяти цветов, старинные монеты, бамбуковые шесты. Среди основных функций шаманского камлания: умилостивление добрых духов, в том числе духов дома, семьи; поклонение духам-покровителям общины; моление о здоровье, изгнание злых духов («квисин»), вызывающих болезни, а также приносящих беды и несчастья; проводы душ умерших на небо (по некоторым шаманским представлениям, у человека одно тело и одна душа, по другим — одно тело и семь душ). Шаманские обряды совершаются также при рождении ребёнка, при строительстве нового дома, при похоронных и некоторых других церемониях. В ряде случаев шаманские обряды совершает кто-нибудь из членов семьи. Шаманки (шаманы) участвуют и в важнейших календарных праздниках.

Многие шаманские обряды совершаются перед алтарём в шаманских храмах («куксадан»), причём в одном только Сеуле существует около 100 шаманских храмов.

В Корее насчитывается свыше 10 млн. приверженцев шаманизма. Считается, что в Республике Корея имеется от 40 тыс. до 100 тыс. шаманов.

В начале XX в. на основе корейского шаманизма появились новые религии (новые секты). В 1920 в Сеуле возникла шаманская секта Квансонгё, в которой особо почитается китайский полководец древности (II—III вв. н. э.) Гуань-ди (кор. Квану). В настоящее время в Республике Корея насчитывается более 30 шаманских сект нового толка.

Р. Ш. Джарылгасинова, Р. А. Силантьев

В начало словаря