Народы и религии мира
КОНФУЦИАНСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНФУЦИАНСТВО

конфуциа́нство, морально-философское учение, включающее в себя некоторые представления, которые европейское религиеведение по традиции относит к религиозным верованиям. В Китае конфуцианство не считается религией. Китайское название конфуцианства жуцзяо (жуцзя) дословно означает учение учёных-интеллектуалов. В нём не упоминается имя Конфуция (по-китайски Кунцзы) — создателя основ этого учения, в дальнейшем развитого его последователями.

Конфуций родился в 551 до н. э. в царстве Лу (современная провинция Шаньдун) в семье обедневшего аристократа из рода Кун и его третьей, молодой жены. Мальчика, второго сына в семье, назвали Цю («Холм»). Рано лишившись родителей, он вынужден был познать тяжёлый физический труд, презираемый аристократами.

Наблюдая жизнь в царстве Лу, молодой Конфуций обратил внимание на то, что в нём недооценивался опыт и знания учёных-интеллектуалов и что их отстранение от власти наносило существенный вред сохранению этико-ритуальных норм, поддержанию нравственности простых людей и правителей. Вера в силу знания побудила 15-летнего юношу заняться самообразованием. Женитьба, рождение сына и связанные с этим семейные заботы заставили Конфуция поступить на службу: сначала он ведал амбарами, а затем стал надсмотрщиком над стадами, принадлежавшими одному из аристократических семейств. В 27 лет он получил место помощника по выполнению ритуала торжественных жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. Пытливый молодой человек решил побывать в Лои — столице чжоуского правителя, где, согласно знаменитому китайскому историку Сыма Цяню (145 или 135 — около 86 до н. э.), состоялась его встреча с Лаоцзы, философские взгляды которого стали в дальнейшем основой даосизма. К 30 годам Конфуций обладал обширными познаниями в самых различных областях: прекрасно знал китайские письменные памятники, овладел искусством выполнения ритуалов, достиг большого совершенства в музыке и пении и т. д. Всё это позволило ему открыть свою частную школу, вскоре получившую широкую известность. Учеником в ней за весьма скромную плату мог стать каждый, независимо от своего происхождения. Среди его учеников было немало талантливых, преданных ему и полностью разделявших его учение молодых людей. Авторитет Конфуция в царстве Лу стал весьма высоким. В 50 лет Конфуций стал государственным чиновником, что предоставило ему возможность для практического воплощения своих идей. Вершиной его политической карьеры явилось назначение в 496 до н. э. на пост первого советника царства Лу. Как свидетельствуют источники, пребывание Конфуция на высоких должностях положительно сказалось на делах в царстве Лу. В 492 до н. э. Конфуций, оскорблённый нарушением во время одной из торжественных церемоний этико-ритуальных норм, в знак протеста отказался от своего административного поста и покинул свою родину — царство Лу. В течение 13 лет он путешествовал из одного царства в другое, окружённый своими учениками. Практически повсеместно правители были глухи к его идеям. Однако Конфуций упорно продолжал повсюду проповедовать своё учение, целью которого было совершенствование людей и улучшение управления обществом. Однако со временем жизнь в постоянных странствиях стала ему в тягость, и в 486 до н. э., воспользовавшись приглашением, он вернулся на родину, всецело отдавшись занятиям с учениками. В 479 до н. э. Конфуций умер. Незадолго до своей кончины он так сказал об основных этапах своей жизни: В 15 лет я обратил свои помыслы к учёбе. В 30 лет я обрёл самостоятельность. В 40 я освободился от сомнений. «В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду от неправды. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала». Конфуций неустанно повторял: «Я передаю, но не создаю. Верю в древность и люблю её». Обращение к древности как образу для подражания стало со времён Конфуция составной частью китайского мышления. Он бережно отредактировал древнекитайские каноны «Шу цзин» («Канон истории»), «Ши цзин» («Канон стихов»), «Ли Цзи» («Записки о правилах благопристойности»), «Юэ цзин» («Канон музыки») и «И цзин» («Канон перемен»), а также написал летопись «Чунь-цю» («Весны и осени»). В VI—V вв. до н. э. ученики Конфуция создали летопись высказываний своего учителя «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Раннее конфуцианство, как и даосизм, являлось прежде всего философией. Оно включало в себя всю систему разнообразных гуманитарных знаний, в том числе мифологических, поэтических, исторических, ритуальных и т. д. Философия Конфуция строилась прежде всего на нравственных общечеловеческих принципах и поэтому оказалась близкой по своим установкам различным слоям общества. Основываясь на древнекитайской концепции «дао», Конфуций даёт ей своё толкование: он тесно увязывает понятия «дао» (пути) и «дэ» (добродетели). Учение Конфуция о «дао» нашло в дальнейшем конкретное воплощение во всех его этико-моральных понятиях и принципах. Конфуцианство с полным основанием может быть названо также «жэнь дао» («путь человеколюбия», «учение о человеколюбии»), ибо понятие «жэнь» является в нём ключевым. Оно весьма многогранно в представлении Конфуция. Гуманными, человечными, благорасположенными, милосердными, добрыми, по его мнению, были легендарные «совершенномудрые» правители древности Яо, Шунь и Юй. «Жэнь» было высшей мерой оценки достоинств человека. В «Луньюе» содержится 109 определений «жэнь».

Все этические понятия Конфуция всегда многозначны. Поведение личности, по его учению, определяют также «чжун» (верность, преданность, лояльность, честность), «шу» (великодушие, сострадание, забота о людях), «и» (справедливость, долг, правильность). «Жэнь», «чжун», «шу» и «и» составляют так называемое «единое», пронизывающее всё учение Конфуция о личности, обществе и государстве. Перечисленными качествами должен обладать «цзюньцзы» («благородный муж») — идеал совершенного человека. Сам Конфуций так определяет эту личность: «Благородный муж всегда исходит из чувства справедливости, которое выражается в том, что в делах он следует правилам поведения, в речах скромен, при завершении дел правдив... Благородный муж думает о девяти /вещах/ — о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительны; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». Каждый человек путём нравственного и культурного совершенствования должен стремиться к овладению качествами «цзюньцзы». Но если человек не будет следовать учению Конфуция в практической жизни, то он непременно превратится в «сяо жэнь» (низкого, маленького человека). «Благородный муж», кроме того, обладает «вэнь», то есть всем богатством духовной культуры. По Конфуцию, никому не заказан путь к знаниям («чжи»), то есть каждый человек может и должен овладевать знаниями, стремиться к совершенствованию.

Отношения людей в семье и обществе должны основываться на полном соблюдении «ли» — этико-ритуальных норм, этикета. По Конфуцию, каждый человек всегда должен знать свои обязанности и права и неукоснительно выполнять положенное: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Первейшая заповедь каждого человека — быть почтительным добропорядочным сыном, соблюдать полную покорность воле родителей, оказывать сыновнюю почтительность («сяо»). Конфуций неизменно подчёркивал необходимость благоговения человека перед предками и почтения к ним. Культ семейно-родовых предков по мужской линии занимает особое место в конфуцианстве. Перед домашним алтарём и в специальном храме предков регулярно совершаются обряды жертвоприношений. Культ предков в конфуцианстве в европейской традиции обычно связывается с религией; в сознании же китайцев связь с предками органически сочетается с их мировоззрением и является естественной составной частью их образа жизни, как и соблюдение «сяо», «жэнь» и других норм этикета. Поддерживать связь с предками, совершать в их честь и память ритуалы — это обязательное условие соблюдения этикета, непременная обязанность мужчин, их святой долг как по отношению к предкам, так и по отношению ко всем людям.

Правила поведения «ли» предусматривали не только почитание предков и родителей, уважение к старшим, но и преданность государю, правителю. Однако, по Конфуцию, «правитель должен быть правителем», то есть он должен управлять народом, проявляя человеколюбие и добродетель. Если же дела в государстве идут плохо и государь не может достойно управлять, то необходимо провести преобразования, то есть осуществить идею «чжэн мин» — выправления имён, чтобы название соответствовало содержанию. Таким образом, последователи Конфуция фактически признавали за народом право насильственного свержения неугодного правителя.

Конфуций говорил также о влиянии воли Неба на решение государственных дел, наместником же Неба на земле признавался чжоуский правитель, получивший титул Сына Неба. Это положение даёт право некоторым учёным говорить о религиозной сути конфуцианской концепции Неба. Однако не следует забывать при этом о концепции «чжэн мин», не позволяющей абсолютизировать власть Неба. В конфуцианстве совершенно не разработан вопрос о происхождении мира и человека, нет акцента на большую, исключительную зависимость их от внешних сил. Поэтому конфуцианство в общем скептически относится к исполнению пышных обрядов, что было характерно для даосов. Конфуций считал, что благородные, высокообразованные мужи не должны совершать какие-то колдовские обряды, признавать их влияние на жизнь человека. Последователи Конфуция с иронией воспринимали приверженность даосов к исполнению многочисленных магических обрядов. В частности, высмеивая даосов, они утверждали, что можно долго и много молиться, совершать различные обрядовые действия, но дождь всё равно не пойдёт. Таким образом, если и признавать наличие в конфуцианстве каких-то религиозных моментов, то и в этом случае оно выступает как весьма специфическая секуляризованная форма религии, в которой мирское, профанное органически сочетается с сакральным.

Вместе с тем в конфуцианстве сложился целый ряд взаимосвязанных культов: культ классических конфуцианских сочинений, письменности, грамотности и образованности, культ учёных-чиновников, культ китайской конфуцианской цивилизации, наконец, культ самого Конфуция. Вскоре после смерти Конфуция вблизи его могилы в Цюйфу (провинция Шаньдун) в его память был сооружён первый храм, ставший местом паломничества, общекитайской святыней. В эпоху Хань (207 до н. э. — 220 н. э.) было положено начало формированию государственного культа Конфуция. В VI в. по указу императора храмы в честь Конфуция начали сооружать в каждом городе страны, в них совершались обряды и жертвоприношения. Унифицирована была архитектура конфуцианских храмов, они стали более величественными. Специальных служителей культа в конфуцианстве нет, не сложился и институт монашества, хотя существовали конфуцианские отшельники-книжники. Весной в Китае неизменно отмечается «цин лин» — праздник поминовения усопших, когда обязательно посещение могил предков. Конфуцианство оказало определённое влияние на развитие культов Неба и Земли, носивших до революции 1911 официальный характер.

Конфуций верил в возможность построения в стране в перспективе общества «Великого единения» («Да тун»), для которого будут свойственны равенство, мир, человеколюбие, правильное правление. В учении Конфуция было много утопического, противоречивого и ошибочного, но он сам готов был исправить ошибку, если ему на неё указывали. Слова в тексте Конфуция обладают большой ёмкостью, многозначностью, что было связано с особенностями мировоззрения людей его эпохи. Поэтому конфуцианское учение за многовековую историю своего существования развивалось и трактовалось его учениками и последователями по-разному, образовав несколько направлений. Среди последователей Конфуция особо следует отметить Мэнцзы (около 372—289 до н. э.) и Сюньцзы (около 313 — около 238 до н. э.), авторов одноимённых сочинений, Дун Чжуншу (II—I вв. до н. э.) и др. Большую работу по восстановлению аутентичного конфуцианства и его комментированию провели ряд китайских философов, особенно Чжу Си (1130—1200). В западной литературе это направление по обновлению конфуцианства получило название неоконфуцианства.

Начиная со второй половины XIX в. конфуцианские идеи стали пользоваться вниманием китайских реформаторов, включая Кан Ювэя (1858—1927), Сунь Ятсена (1866—1925), Чан Кайши (1887—1975), Ли Куан Ю (р. 1923) и др.

Хотя авторитет Конфуция на протяжении многих столетий был очень высоким, периодически имели место антиконфуцианские высказывания и даже кампании. Против конфуцианства как государственной идеологии и основы феодальной культуры резко выступал китайский писатель Лу Синь (1881—1936). В 1972—76 Мао Цзэдун (1893—1976) в целях расправы со своими политическими противниками развернул «кампанию критики Линь Бяо (1907—71) и Конфуция», в ходе которой подвергались нападкам биография и само учение Конфуция.

Новая волна интереса к конфуцианство возродилась с конца 1970-х гг. В 1984 в городе Цзинань (провинция Шаньдун) создан Китайский фонд Конфуция, издающий с 1986 ежеквартальник «Исследование Конфуция» (Кунцзы яньцзю). В 1985 образован Научно-исследовательский институт Конфуция. С конца 80-х гг. возобновились торжественные церемонии в восстановленном храме Конфуция в Пекине, а также на его родине. На Тайване и в Сингапуре день рождения Конфуция считается праздничным днём.

В Китае конфуцианство повлияло на образ мышления населения и сыграло значительную роль в формировании китайского национализма. Каждый китаец, где бы он ни жил, в той или иной мере является конфуцианцем, независимо от степени его образованности, социального положения и даже исповедуемой религии.

Конфуцианство широко распространено в материковом Китае, в том числе в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, среди китайцев, живущих в различных странах мира. Определить численность конфуцианцев в Китае очень трудно, так как среди китайцев широко распространено явление поликонфессиональности. Число некитайских приверженцев конфуцианства (прежде всего корейцев) в 1996 ориентировочно 5 млн. человек.

А. М. Решетов.

В начало словаря

© 2000- NIV