Народы и религии мира
КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ

конгрегационали́зм, одна из трёх основных форм кальвинизма. Конгрегационалисты называют своими предтечами Джона Уиклифа (около 1330—84), теолога, призывавшего к реформированию церкви в Англии и выступавшего с требованием независимости её от папского престола, а также лоллардов, народных проповедников, руководивших развернувшимся в XIV в. антикатолическим движением английской бедноты.

Возникновение конгрегационализма датируется по-разному: от середины XVI в. до начала XVII в.

Первая конгрегациональная церковь была организована в Лондоне в 1567 Ричардом Фитзом. В качестве одного из основоположников конгрегационализма называют Роберта Брауна (около 1550 — около 1633), вынужденного эмигрировать в Нидерланды и опубликовавшего там в 1581 или 1582 трактат «Реформация без ожидания кого-либо». Другими религиозными деятелями, сыгравшими значительную роль в формировании конгрегационализма, были Генри Барроу (около 1550—93), Джон Гринвуд (ум. 1593), Джон Пенри (1559—93). Все они были казнены.

Некоторые религиеведы считают конгрегационалистов одной из двух ветвей индепендентов — возникшего в Англии религиозного движения, сторонники которого требовали наделения управленческими функциями самих местных церковных общин, а не стоящих над ними региональных или общегосударственных организаций. Они считали, что община должна сама избирать священников, владеть церковной собственностью и не находиться под контролем государственной церкви. Настаивая на всём этом, конгрегационалистская ветвь индепендентов тем не менее соглашалась формально остаться в составе государственной церкви (принявшей тогда кальвинизм), в то время как более радикальная ветвь — так называемые сепаратисты (из которых позже выделились баптисты) добивались полного разрыва с этой церковью.

Основным вероучительным документом конгрегационализма является принятая в 1658 Савойская декларация, являющаяся модификацией кальвинистского Вестминстерского исповедания (Смотри в статье Пресвитерианство). Кальвинизм конгрегационализма носит умеренный характер. Иногда утверждается, что конгрегационализм вообще не имеет общего исповедания веры, что неверно. Вместе с тем следует признать, что конгрегационалисты действительно избегают каких-либо жёстких доктринальных формулировок, и вера рассматривается как персональный контакт верующего с Богом. Лица, желающие стать членами конгрегациональной церкви, не обязаны проходить какие-либо вероисповедные тесты. Допускаемый конгрегационализмом большой диапазон различий во мнениях обусловил то, что в рядах его последователей наблюдаются как либералистские тенденции (вплоть до унитарианства), так и консервативные и евангелистские тенденции.

Конгрегационалисты признают 2 таинства: крещение и причащение. Вместе с тем крещение не является непременным условием членства в конгрегации. Для членства достаточно одного заявления о вере в Христа как Спасителя и Господа. Причащение совершается 1—2 раза в месяц, и причаститься в конгрегациональной церкви может любой верующий.

Культ в конгрегациональных церквах отличается простотой и близок к культу в других кальвинистских церквах. Большое внимание уделяется проповеди. Форму своей богослужебной практики каждая местная церковь избирает самостоятельно.

Конгрегациональные церкви возглавляют старейшины (священники, проповедники, так называемые правящие старейшины из числа мирян). Имеются также диаконы. Священников и диаконов избирает сама конгрегация. Диаконы помогают священнику в его церковной службе и делят с ним пастырскую ответственность. В священнический сан может быть посвящена и женщина.

Конгрегационалисты утверждают, что они установили у себя порядок, преобладавший в новозаветных церквах. Церковь строится на согласии людей объединиться и не создаётся, пока сам народ не изъявит такого желания. Она обязательно привязана к какому-нибудь конкретному месту, и в неё входят заключившие соглашение люди данного района.

Все конгрегации равны между собой и полностью самостоятельны. Они поддерживают взаимную связь с помощью синодов (или ассоциаций), образуемых из старейшин и другие.гих представителей верующих локальных церквей. Цель синодов — установление дружественных и справедливых отношений между отдельными конгрегациями, сглаживание различий в вере и обрядности.

Конгрегационалисты ежегодно созывают ассамблею, куда каждая местная церковь посылает своих представителей. Ассамблея избирает председателя сроком на один год, причём он может быть как священником, так и мирянином.

Церковные общины конгрегационализма объединены на региональном, государственном и международном уровнях, но все эти объединения имеют сугубо добровольный характер. С начала XX в. самостоятельность местных конгрегационалистских церквей стала уменьшаться, и в этом отношении они несколько приблизились (особенно в США) к пресвитерианским церквам. С 1919 в конгрегациональных церквах появилась должность модераторов — лиц, на которых возложен духовный надзор над церквами в различных районах. Они не имеют права руководить местными церквами, однако правомочны давать им советы.

Дальнейшим шагом к сближению конгрегационалистов было создание в 1948 Международного конгрегационалистского совета, хотя встречи конгрегационалистов из разных стран с целью установления контактов начались с 1891. В 1970 Международный конгрегационалистский совет влился в состав Всемирного альянса реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов).

Придерживаясь принципов экуменизма, конгрегационалисты весьма охотно идут на слияние с другими протестантами, прежде всего с пресвитерианами, реформатами и методистами, создавая с ними в ряде стран объединённые церкви (например, Объединённая церковь Канады, Объединяющаяся церковь в Австралии, Объединённая церковь Христа в США и др.).

Конгрегационалисты Европы установили тесные связи с рядом родственных протестантских церквей: церквами миссионерского согласия в скандинавских странах (их иногда считают даже конгрегационалистскими), Объединённой протестантской церковью Пфальца (реформатско-лютеранской), Голландской ремонстрантской церковью (небольшой церковной организацией, придерживающейся арминианства).

Общая численность последователей конгрегационализма 3 млн. человек. Cамая большая группа конгрегационалистов сосредоточена в США (свыше 0,6 млн. человек вместе со сторонниками близких к ним церквей). Некогда основным районом концентрации сторонников конгрегационализма в этой стране была Новая Англия (вплоть до 1818 в Коннектикуте и до 1824 в Массачусетсе конгрегациональные церкви имели статус государственных), однако сейчас конгрегационалисты составляют в этом регионе лишь небольшую часть населения. Из других американских стран заметные группы конгрегационалистов имеются в Бразилии (77 тыс.), Аргентине (21 тыс.) и Гайане (10 тыс.).

В Европе последователи конгрегациональных и близких к ним церквей есть в Великобритании (225 тыс.), Швеции (154 тыс.), Нидерландах (54 тыс., включая 40 тыс. сблизившихся с конгрегационалистами ремонстрантов), Германии (47 тыс.), Норвегии (22 тыс.), Финляндии (20 тыс.), Швейцарии (9 тыс.).

Имеются конгрегационалисты и в ряде африканских стран: Анголе (380 тыс.), ЮАР (333 тыс. — зулу, «цветные» и др.), Республике Конго (310 тыс., или 16% населения страны), Демократической Республике Конго (225 тыс.), на Мадагаскаре (60 тыс. — малагасийцы), в Ботсване (50 тыс. — нгвато и др.), Зимбабве (20 тыс. — в подавляющем большинстве ндебеле) и др.

В Океании численность последователей конгрегационализма в целом невелика, однако в ряде стран они образуют значительную долю в общем населении. Конгрегационалисты есть в Западном Самоа (58 тыс., или 34% населения), Кирибати (26 тыс. — 38%), Новой Зеландии (16 тыс.), Американском Самоа (12 тыс. — 30%), на островах Кука (11 тыс. — 58%), Тувалу (8 тыс. — 90%), Ниуэ (2 тыс. — 74%), Токелау (1 тыс. — 62%).

Из азиатских стран больше всего конгрегационалистов имеется в Индии (73 тыс.) и Мьянме (20 тыс.).

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV