Народы и религии мира
КАТОЛИКИ ЛАТИНСКОГО ОБРЯДА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАТОЛИКИ ЛАТИНСКОГО ОБРЯДА

като́лики лати́нского обря́да, наиболее крупная группа католиков, к которой относится подавляющее большинство последователей Римско-католической церкви. Имея единую для всего католицизма догматику, они существенно отличаются от католиков восточных обрядов по церковному ритуалу.

На протяжении двух тысячелетий обрядность в Риме претерпела существенные изменения. Если в первые два века литургия совершалась большей частью на греческом языке, то затем в церквах Рима перешли на латинский язык, однако окончательно греческий был вытеснен лишь в конце IV в. Хотя на латинский обряд оказали влияние восточные обряды, прежде всего александрийский, а также обрядность, распространённая в Галлии, он приобрёл свои специфические черты, среди которых - относительная простота и некоторая сжатость. В XVI - начале XVII вв. были разработаны служебники - бревиарий (свод отрывков из Библии, сочинений отцов церкви, житий святых, а также молитв, псалмов, гимнов и иных текстов, используемых при богослужениях), миссал (книга, в которой в последовательном порядке приводятся тексты для проведения мессы, а также молитвы, песнопения и благословения на все дни года), Caeremoniale Episcoporum (книга таинств и благословений для епископов), римский ритуал (книга таинств и благословений для священников) и т. д. Все эти служебники остались в неприкосновенности вплоть до настоящего времени.

Главным богослужением у католиков латинского обряда является месса (так со времён Тридентского собора называется католическая литургия). Она служится днём и лишь в Рождество Христово и Великую субботу перед Пасхой совершается ночью. Месса значительно короче православной литургии, существенно отличается от неё также составом молитв и последовательностью чтения отрывков из Священного Писания. На престоле отсутствуют Евангелие и антиминс (плат с зашитыми в него частицами мощей). Католики, в отличие от православных, не используют копие (нож для изъятия частиц из просфор и вырезания и раздробления агнца - части просфоры, употребляемой для совершения таинства евхаристии), звездицу (две крестообразно соединённые металлические дуги, которые ставятся на блюдо-дискос для того, чтобы предотвратить смешение частиц агнца при покрытии их покровом) и лжицу (ложка, с помощью которой совершается причащение мирян).

Единственной из древних литургий, полностью инкорпорированных в католическое богослужение, является имеющаяся также у православных литургия Преждеосвящённых Даров (то есть элементов причастия, освящённых заблаговременно для того, чтобы в дни поста устранить торжественность полной литургии).

Дo II Ватиканского собора богослужения у католиков латинского обряда совершались на латинском языке (исключения были сделаны лишь для нескольких церквей Хорватии и Словакии, которым, несмотря на то, что они приняли латинский обряд, удалось сохранить церковнославянский язык). II Ватиканский собор разрешил католикам латинского обряда использовать в богослужении наряду с латинским языком и национальные языки.

В отличие от православной литургии, месса в последние столетия сопровождается не только хоровым пением, но и инструментальной музыкой (используются орган, оркестр). Музыку для месс писали такие выдающиеся композиторы, как Палестрина, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Г. Берлиоз, Ф. Лист.

Католические праздники, совпадая во многом с православными, имеют и свою специфику. Иисусу Христу посвящено 14 праздников, Пресвятой Богородице - 16. Из праздников, посвящённых Христу, половина совпадает с православными, другая половина - оригинальна: Тела Христова (введён в 1264, празднуется в четверг после Троицы), Святого Сердца Иисуса (утверждён в 1765, празднуется 4 июля), Христа - царя (установлен в 1925, празднуется в последнее воскресенье октября) и ряд других. Самым главным праздником у католиков считается не Христово Воскресение (Пасха), как у православных, а Рождество Христово. Среди праздников в честь Богородицы, дополнительно введённых католицизмом, - праздник Непорочного зачатия Девы Марии, приходящийся на 8 декабря и установленный в 1854 вслед за принятием Римско-католической церковью соответствующего догмата.

Латинский обряд имеет несколько форм (своего рода «подобрядов»): римскую, амброзианскую, мосарабскую, лионскую, а также формы, специфичные для орденов кармелитов, картезианцев, цистерцианцев и доминиканцев. Подавляющее большинство католиков латинского обряда придерживаются римской формы, которая считается основной.

Амброзианская, или миланская, форма получила своё первое название по имени её создателя - жившего в IV в. епископа Амвросия Медиоланского (Миланского). Она сохранилась в большинстве церквей Миланской архиепархии и в некоторых церквах архиепархий Новары, Лугано и Бергамо. От римской амброзианская форма отличается рядом существенных деталей. Так, во время мессы часто поются отрывки из Ветхого Завета. При освящении на евхаристии хлеба и вина не звонят, как в обычных римских церквах, в колокола. Облачения священников во время Великого поста должны быть чёрными. Крещение производится не как у большинства католиков латинского обряда обливанием, а погружением (как у православных). К амброзианскому «подобряду» латинского обряда принадлежал, в частности, папа Пий XI.

Мосарабская форма иногда называется толедской или вестготской. Сейчас этой форме следуют только в одной из часовен Толедского собора, в нескольких церквах Толедской епархии и в одной из часовен Саламанки. Мосарабская форма, как и амброзианская, отличается от римской многими особенностями. Например, хлеб и вино для евхаристии готовятся между предварительными молитвами и первой частью мессы. Перед Апостолом читается отрывок из Ветхого Завета. Несколько молитв священника обращены не к Богу Отцу, а к Христу. Во время брачной церемонии над головами жениха и невесты держат большое покрывало, а сами они связываются «ярмом» из разноцветных лент. Мосарабский брачный ритуал до сих пор практикуется в ряде испаноязычных стран Южной Америки.

Для лионской формы латинского обряда, которую попытались частично восстановить в XIX и XX вв., характерны свои особые предварительные молитвы перед мессой; во время Великого поста священнослужители надевают серые облачения.

В целом католики латинского обряда составляют 98,4% всех приверженцев Римско-католической церкви. В подавляющей части стран мира католики придерживаются латинского обряда. Он полностью господствует среди католиков, живущих в странах Америки, Европы (кроме Украины и России), Африки к югу от Сахары, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Преобладает этот обряд и в странах Южной Азии (в Индии имеется значительная группа католиков восточных обрядов, но и в этой стране католики латинского обряда образуют большинство). Только в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока (то есть Юго-Западной Азии и Северной Африки) католики латинского обряда уступают по численности католикам восточных обрядов: к этим странам относятся Турция, Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Египет.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV