Народы и религии мира
ИНДУИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНДУИЗМ

индуизм

Брахма.

Алебастр.

XX в.

Берлин, Государственные музеи.

индуи́зм, древнейшая национальная религия Индии. Термин «индуизм» был введён европейцами как религиеведческий в XIX в. Обычно под индуизмом (санскр. индумата, индусамая) понимают совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских божеств Шивы и Вишну. Исторически термин «индуизм» означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней. До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каковы содержание и границы этого понятия. Причиной тому - чрезвычайная сложность, противоречивость и аморфность, которыми отличается индуизм как религиозный феномен.

История индуизма просматривается с его истоков. Генезис самого раннего его этапа связан с протоиндийской цивилизацией и с реликтами доарийских культур, которые ко времени прихода ариев в Индию находились на разных стадиях эволюции.

Протоиндийская цивилизация была одним из крупных звеньев в цепи раннеземледельческих культур 4-3-го тысячелетий до н. э. Созданная дравидоязычным населением, она была высокоразвитой цивилизацией городского типа со сложной религиозно-мифологической системой воззрений, типичных для всей раннеземледельческой полосы, но в то же время отличающихся ярким местным колоритом. Целый ряд божеств и иных мифологических персонажей протоиндийцев явились отдалёнными генетическими предшественниками богов индуистского пантеона. Культы деревьев, животных, священных рек и камней, змей и созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений - всё это засвидетельствовано в глубокой архаике и сохраняется вплоть до наших дней.

Когда с середины 2-го тысячелетия до н. э. в Индостан стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, то вместе с ними в Индию проник совсем иной мир религиозных верований, идей, персонажей. Последовавшая за этим миграция ариев вглубь страны привела к взаимодействию культур. Одной из главных арен контакта была религия.

Принадлежащие ариям памятники древнеиндийской словесности принято объединять под общим названием ведийского канона. Входящие в него тексты разнородны и по времени создания, и по структуре, и по смысловой направленности, и по функциям в культуре. Тем не менее в индийской традиции они рассматриваются как единое целое и считаются авторитетным священным текстом.

Памятники ведийского канона классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространённая классификация - двучленная - делит тексты на две группы: шрути (буквально «услышанное») и смрити (буквально «запомненное»). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити).

Религиозно-мифологические воззрения жителей протоиндийских городов и ведийских ариев составили тот глубокий и прочный фундамент, на котором впоследствии выстроилось всё грандиозное здание индуизма. Именно тогда сложились те основные составные части, из которых впоследствии выросла мировоззренческая система индуизма. Период с 3-2-го тысячелетий до н. э. по VIII-VI вв. до н. э. может поэтому считаться формативным в истории индуизма. Вся последующая культура Индии формировалась вокруг индуизма, а он отражал и продолжал древнее мировоззрение Вед.

Следующий период (примерно с VIII-VI вв. до н. э. по IV в. до н. э.) был эпохой упанишад. Они вошли как существенная составная часть в систему брахманизма - следующей ступени в развитии религиозного мышления древней Индии. Упанишады, общим числом свыше 200, создавались в течение длительного периода и составили заключительную часть Вед, именуемую ведантой - название, позже перенесённое на философскую школу, основным источником которой они явились.

Тексты, относящиеся к традиции смрити, отражают следующий важный этап в развитии индуизма. Условно он может быть назван эпическим и классическим. В общих хронологических рамках (IV в. до н. э. - VI в. н. э.) он примерно совпадает с периодом окончательного освоения индоариями севера Индии. Индоарийская культура к этому времени распространилась на значительной территории и вступила в контакт с местными культурами. Среди текстов смрити большую популярность и распространение получили, в частности, эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна».

К этому времени ведийско-брахманистская традиция претерпела изменения. Веды по-прежнему сохраняли статус самых авторитетных священных текстов, но были достоянием лишь узкого круга образованного жречества. В отличие от них эпические произведения и некоторые другие тексты стали достоянием широкой аудитории, включая членов низших каст и женщин.

В эпоху Гуптов (IV-VI вв.) индуизм превратился в мощное религиозное течение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. Несмотря на удары, нанесённые индуизму мусульманским нашествием и соперничавшим с ним буддизмом, он выстоял и одержал над ними внушительную победу. Ислам остался существовать в Индии, образовав в отдельных районах некое подобие синтеза с индуизмом, а буддизм к концу древнего периода был почти полностью вытеснен за пределы Индии, оказав известное влияние на индуизм. Последний занял прочные господствующие позиции в качестве государственной религии и не сдаёт их до настоящего времени. К этому времени индуизм вобрал в себя и принесённые завоевателями религиозные традиции, и местные культы, признавая новые божества ипостасями или проявлениями своих древних богов. Так в его сферу оказались втянутыми не только доарийские божества, но и мусульманские и христианские верования и культы, а вместе с ними и новые слои населения.

Главными объектами почитания и одновременно центральными божествами индуизма стали три бога (тримурти): Брахма, Вишну и Шива, но первый вскоре отошёл на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев. Существенным фактором индуистской идеологии был тантризм, связанный в своих истоках с древнейшим культом Великой богини-матери. В официальный пантеон богиня вошла как супруга Шивы. Вместе с ней в его культ влились и представления о шакти как об энергии бога и подлинной основе его могущества. Подобно Шиве и Вишну, богиня имеет своих преданных почитателей, которые чтут её под разными именами и используют особую ритуальную технику для духовного совершенствования.

Современный период в развитии индуизма правомерно начинать с XVIII-XIX вв., когда началось его возрождение в деятельности реформаторских и просветительских организаций, прежде всего «Брахмо самадж» и «Арья самадж». Оно происходило под сильным влиянием европейской колонизации и было вызвано прежде всего столкновением традиционной индийской культуры с западноевропейской цивилизацией. Будучи гибкой мировоззренческой системой, индуизм в очередной раз приспособился к изменившимся условиям. Раммохан Рай, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие.гие видные деятели-просветители не только пересмотрели концептуальные основы индуизма, но и попытались его модернизировать, связав с развитием национальной идеи.

Индуизм сохраняет прочные позиции и в настоящее время, несмотря на заметное упрощение ритуала и культовой практики в городской повседневной жизни, на изменение роли и статуса брахманского сословия, на разрушение некоторых традиционных ценностей религиозной жизни.

В центре индуистского ритуала (и храмового, и личного) остаётся пуджа - богопочитание: бога почитают либо в виде его изображения, статуэтки, иконы, либо в виде символа. Пуджа заменила основной обряд ведийско-брахманской религии - жертвоприношение (яджня). Установить число индуистских праздничных ритуалов невозможно: свои праздники есть в каждой семье, роде, касте, в каждой местности и у каждого народа, живущего в Индии. Три самых крупных индуистских праздника, которые отмечаются во всей Индии, - дасера, дивали и холи.

Корни индуистского мировоззрения и сейчас остаются живыми и крепкими. Со второй половины 70-х гг. XX в. отмечается нарастание новой религиозной волны в индуизме. Возводятся новые культовые сооружения, совершаются массовые паломничества и устраиваются индуистские празднества; издаётся множество книг по индуизму. Популярны новые гуру, которые объявляют себя воплощением того или иного божества. В воззваниях деятелей современных индуистских организаций вновь звучат идеи духовной общности религий и индуистского мессианства. Просуществовав несколько тысячелетий, индуизм успешно адаптируется к современным условиям. Усиливается «экспорт» индуизма в страны Запада, где он стал активно проявлять себя в религиозной жизни.

По числу приверженцев индуизм является третьей религией мира. Численность его сторонников в 1996 - 793 млн. человек, что составляет около 14% всего населения земного шара. Подавляющая часть индуистов сосредоточена в Индии, где они образуют свыше 4/5 населения страны. Индуисты живут и в других странах Южной Азии: Непале (17 млн.), Бутане (350 тыс.), Бангладеш (15 млн.), Шри-Ланке (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.). Последователи индуизма имеются также в Индонезии (4 млн.), Малайзии (1,1 млн.), Мьянме (325 тыс.), Сингапуре (около 600 тыс.), Фиджи (375 тыс.), ЮАР (700 тыс.), Маврикии (500 тыс.), Гайане (370 тыс.), Тринидаде и Тобаго (300 тыс.), Суринаме (100 тыс.), а также в США (575 тыс.), Великобритании (500 тыс.) и Канаде (200 тыс.), причём в трёх последних странах среди индуистов можно встретить и лиц европейского происхождения.

Сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Органической, неотъемлемой его частью является целый ряд социальных институтов, правовых норм, общественных установлений, культурных феноменов. На всё это разнообразие накладывается сложная социальная иерархическая структура и многочисленные локальные особенности, поскольку приверженцы индуизма относятся к разным социальным слоям и живут в разных географических регионах. Подобный синтез социальной организации, ритуально-магической деятельности, теологических воззрений, мифологических символов и философских систем развивался не одно тысячелетие в разнообразных естественно-исторических условиях, складываясь в сложный комплекс, состоящий из многих взаимопроникающих слоёв.

Чрезвычайный полиморфизм индуизма выразительно иллюстрируется, например, его пантеоном. В нём насчитывается не одна тысяча божественных, полубожественных и демонических персонажей с разнообразными и порой противоречивыми чертами. Среди них наряду с общеиндийскими божествами существует множество локальных, часто гибридных фигур, причём многие из них дублируют друг друга. Столь же пёструю, сложную и запутанную картину являют собой и другие.гие составные части, концепции и доктрины индуизма, на которых зиждется социальная организация, практическая мораль, трудовая и экономическая деятельность индуистских сообществ. Индуизм пронизывает все сферы жизни своего приверженца - мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую. В этом смысле он является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведением, в котором может быть и своя специфическая духовная практика.

Индуизм не является единой конфессиональной системой, своеобразные черты которой легко перечислить и тем самым выявить его специфику. Индуизм - конгломерат самых разнообразных идей, течений, сект и направлений, причём все они сосуществуют в пределах единого целостного образования и не входят в радикальное противоречие с основным мировоззренческим ядром. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в христианском смысле термина), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нём нет и доктринальных ересей, так как нет чётко зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью. Вследствие этого индуизму как религиозному мировоззрению присущ плюрализм, проявляющийся не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временны́х (множество локальных традиций, особые обряды для каждого возраста). Различные плюралистические характеристики сосуществуют в общем русле традиционной культуры и связываются в единое целое общими мировоззренческими установками и принципами жизни, обязательными для большинства индуистов.

В индуизме не было и нет ни церковной, ни какой-либо иной единой централизованной организации ни во всеиндийском, ни даже в местном масштабе. Брахманы или представители других каст, выполняющие жреческие обязанности, жили и живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью, если не берут каких-либо особых обетов. Их роль не тождественна роли христианских священников, для которых обязательно рукоположение в сан. Брахманы выполняют свои жреческие обязанности по праву «дваждырождённых», то есть по праву принадлежности к определённой высшей касте. В Южной Индии, в дравидоязычном ареале, жреческие функции могут выполнять члены и другие.гих, не брахманских каст. В роли жрецов и наставников царей, отдельных людей, семей, родов и сект могли и могут сейчас выступать ачарьи и гуру (учители, наставники). Но все они ни в прошлом, ни в настоящем не связаны организационно. Даже отдалённого подобия церковной иерархии в индуизме нет. Индуистские храмы всегда существовали автономно, а общины, секты и иные объединения действовали самостоятельно. Общие и единые для всех организационные принципы, органы или высшие духовные иерархи и авторитеты индуизму неизвестны. Никогда не созывались всеиндийские соборы, кодифицирующие учение и вырабатывающие общие установки, правила поведения и т. п. На первом плане в индуизме было и остаётся соблюдение ритуально-поведенческих норм, санкционированных мифами и подтверждённых авторитетными текстами.

Полностью отсутствует в индуизме и прозелитизм: индуистом нельзя стать, им можно только родиться.

М. Ф. Альбедиль

индуизм

Шива и Парвати. Бенгалия.

X в.

индуизм

Шива-лингам с головой Брахмы.

Камень.

VIII—IX вв.

Канаудж.

индуизм

Гаруда. Фрагмент стенной росписи. Остров Бали.

Музей восточноазиатского искусства. Будапешт.

индуизм

Злой демон Равана. Остров Бали.

Раскрашенное дерево.

1880-е гг.

Музей этнографии и антропологии имени Петра Великого. Санкт-Петербург.

В начало словаря

© 2000- NIV