Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница

Статьи на букву "Э"

Эволюционизм социальный

Эволюционизм социальный (от лат. evolutio - развертывание) - модель исторического процесса. Современные Дарвину авторы «классических» концепций социального эволюционизма - Спенсер и Тайлор - настаивали на своей независимости от него. Наряду с понятием эволюции, управляемой слепой причинностью, эволюционизм социальный использует понятие прогресса, телеологической эволюции, в которой коллективный разум людей постепенно научается пользоваться природной причинностью.

Согласно эволюционизму, культурные изменения происходят в результате взаимодействия двух процессов: дифференциации (постоянно возникающей неоднородности и нарастающего разнообразия структур внутри культурных систем) и интеграции (объединения расходящихся частей в новые целостности).

Экономическая культура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Элита

Элита (от фр. elite - лучшее, отборное) культурная - социокультурная группа профессионалов, обладающих высоким уровнем культурной компетентности, занятых разработкой и развитием знаний, технологий, образного языка культуры, политических религиозных доктрин и т. п. Этой группе принадлежит ключевая роль в поддержании и развитии большой традиции в культуре.

Элитарная культура

Элитарная культура - понятие, сопоставляемое (противопоставляемое) с культурой массовой. В основе выделения элитарной культуры лежит ее производство представителями (и в интересах) социальных групп, занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, его культурном развитии. Указанное сопоставление в полной мере осознается в XX веке, однако коренится в многовековом сосуществовании народной («низкой») культуры и культуры, создаваемой выдающими творцами для узкого круга избранных («высокой»). До XVIII века деятели культуры (искусства) ориентировались только на запросы немногих богатых патронов (феодальной и буржуазной знати, духовенства), В дальнейшем появилась необходимость обеспечивать развлекательные потребности растущего среднего сословия. Такая направленность культуры остро воспринималась многими ее творцами как кризис, требующий возрождения высокой культуры, ее отделения от низкой (Ф. Ницше).

Смыслом элитарной культуры традиционно является поиск правды, красоты, забота о духовном возвышении человека, преодолении его невежества, воспитании лучших нравственных качеств личности. В настоящее время элитарная культура выступает в формах художественного модернизма, новаторства в искусстве, углубляет идеи классического художественного наследия, ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Она функционирует в среде не столько социальной, сколько интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Элитарная культура характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.

Энтропия

Энтропия (от греч. eirtropia - поворот, превращение) - часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть использована. Неравновесные процессы в изолированной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором энтропия максимальна.

Этика хозяйственной жизни

Этика хозяйственной жизни - ценностно-мотивационное отношение различных социокультурных групп к труду, богатству, накоплению: образцы и нормы социального взаимодействия хозяйственных субъектов.

Этология

Этология (от греч. ethos - обычай, нрав, характер и logos - слово, учение) - биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Уделяет преимущественно внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения.

Эффективность коммуникации

Эффективность коммуникации - последствия коммуникативного процесса с точки зрения его воздействия на аудиторию. Непосредственные последствия определяются интересом к сообщению в первичных группах. Опосредствованные последствия определяются изменением социального поведения под влиянием сообщения.

Предыдущая страница