Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭБЕРХАРД НЕМЕЦКИЙ

ЭБЕРХАРД НЕМЕЦКИЙ (XIII в.) - управляющий кафедральной школой г. Бремена. Его главное соч. «Правила фигур и восьми частей речения, или Грамматики, изложенные латинскими стихами» - учебник лат. риторики и поэтики. На протяжении двух столетий он оставался единственным элементарным пособием для школ.

Лит.: Эберхард. Лабиринт /Пер. с лат. М.Л. Гаспарова // Проблемы литературной теории в Византии и латинском Средневековье. М, 1986.

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ (Колонна) (1246/ 1247-1316) - видный философ и теолог. Получил образование в Парижском ун-те, где слушал Фому Аквинского, затем стал магистром ун-та. Его перу принадлежат филос. трактаты, комментарии к Аристотелю, к «Сентенциям» Петра Ломбардского. Известен как церк. писатель, выступал за превосходство духовной власти над светской, поддерживал теократич. притязания Бонифация VIII. Наибольшую славу ему принес трактат «О правлении государей». Работа появилась в переломный для средневекового мировоззрения период, когда разгорелась борьба в философии вокруг естественнонауч. работ Аристотеля (см. Аверроизм). В 1270 и 1277 гг. парижские аверроисты подверглись осуждению. В 1277 г. вместе с тезисами аверроистов были осуждены и тезисы их противника - Фомы Аквинского.

Э.Р. активно защищал идеи Фомы и был вынужден покинуть Париж.

Вероятно, в это время увидел свет трактат «О правлении государей», который был издан незадолго до смерти фр. короля Филиппа III и посвящался будущему королю Филиппу IV Красивому. Трактат - это наставление государя в добром правлении, что предполагает его умение управлять собой, своей семьей и государством; является типично схоластич. сочинением с четкой структурой, развитой системой логич. доказательства, основанной на аристотелевом силлогизме. Аристотель для Э.Р. - главный авторитет, к его работам («Никомахова этика», «Политика», «Риторика») он обращался неоднократно. Педагогич. идеи Э.Р. - это новый уровень размышлений на темы воспитания, отличный от идей Гуго Сен-Викторского и Винсента из Бове. Круг вопросов достаточно широк: во второй книге трактата говорится о роли родителей в воспитании детей, о любви родителей к детям и заботе о них, о целях воспитания, о программе образования, об условиях успешного обучения, об учителе и его качествах, о греховных склонностях и должном поведении детей, об их отдыхе, одежде, об обществе друзей, о возрастных периодах детей, особенностях их образования и воспитания в этих периодах.

ЭГИНГАРД

ЭГИНГАРД (Эйнгард, Эйнхард, Эгингард)

(770-840) - деятель «Каролингского возрождения». Происходил из Франконии, учился в школе Фульдского монастыря, после окончания которой в 90-х гг. был направлен аббатом мо-наствфя в Ахен, ко двору франкского короля Карла Великого. Здесь обратил на себя внимание широкими познаниями в различных областях науки и искусства, стал членом «Академии». Его полит, карьера относится ко времени правления сына императора Карла Великого - Людовика Благочестивого. Э. стал доверенным лицом и секретарем императора, а с 817 г. - воспитателем и наставником Лотаря, сына императора. Затем начались смутные годы, время упразднения порядков, установленных при Карле. В междоусобиях 20-х гт. IX в. Э. пытался стать посредником между императором и его сыновьями, но эта роль оказалась ученому не по плечу. В 830 г. он покинул двор, удалился в один из многочисленных монастырей, подаренных ему Людовиком Благочестивым, где всецело отдался литературной деятельности.

Э. - автор соч. «Жизнь Карла Великого», в котором блестяще объединены сведения анналов, хроник, документов дворцового архива, собственные наблюдения и некоторые заимствования из произведений ант. авторов, особенно Светония. Главной задачей Э. было прославление Карла, и нередко в угоду этой задаче он, особенно в первой части, допускал искажения: преувеличивал воен. успехи Карла. Вторая часть «Жизни Карла Великого», где речь идет об облике императора, его быте, привычках, отношениях с окружающими и т.д., - это уже рассказ очевидца, тонкого наблюдателя. Произведение было очень популярно в средние века и вызвало много подражаний.

Литературное наследие Э. невелико. Кроме «Жизни Карла Великого» до нас дошло соч., имеющее узкоспециальный интерес («Перенесение мощей Марцеллина и Петра»), а также более 60 писем.

Лит.: Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Прометей. Т. 11. М, 1977.

ЭДЕЛИНГИ

ЭДЕЛИНГИ - родовая знать у саксов.

ЭДИКТ

ЭДИКТ - распоряжение верховной власти в Средневековье и Новое время.

ЭДУАРД I

ЭДУАРД I (1239-1307) - король Англии с 1272 г., из династии Плантагенетов, сын Генриха III. При нем окончательно сложился парламент, Англия стала сословной монархией. В 1297 г. издал «Подтверждение хартии», утвердившее право парламента участвовать в установлении налогов: ни один налог не мог быть взят без согласия парламента. Э.1 укреплял союз королев, власти с рыцарями и городами. При нем был принят ряд статутов (законов): в 1275 г. - первый

Вестминстерский статут (регулировал судопроизводство), в 1285 г. - второй Вестминстерский статут (касался огораживания общинных земель), в 1290 г. - третий Вестминстерский статут (разрешал каждому свободному человеку продавать свое держание или его часть). В 1279 г. Э.1 запретил церкви без согласия короля приобретать земли светских владельцев (статут о «мертвой руке»). К 1285 г. покорил Уэльс. Предпринял попытку покорить и Шотландию (1286). Умер во время одного из походов в Шотландию.

ЭДУАРД III

ЭДУАРД III (1312-1377) - король Англии с 1327 г., из династии Плантагенетов, отец «Черного принца», отличившегося в годы Столетней войны. Посажен на престол в 14 лет после низложения его отца - Эдуарда II. До 1330 г. фактически в государстве правила его мать, королева Изабелла, и ее любовник Мортимер. ЭЛИ начал править сам после низложения и казни Мортимера (1330) и заточения в одном из замков Изабеллы. Возобновил войну с Шотландией. После смерти последнего Капетинга (в 1328 г.) заявил свои права на фр. престол, поскольку был внуком Филиппа IV Красивого по материнской линии. В 1337 г. объявил войну Франции (см. Столетняя война). В его правление были одержаны победы над французами в битвах при Слейсе, Креси, Пуатье. После «Черной смерти» издал законы (так наз. «рабочее законодательство») о принудительном привлечении к работе мужчин и женщин за плату, которая существовала до чумы. Под старость Э.Ш впал в слабоумие, поэтому делами государства управлял его второй сын - Джон Гонт (с 1371 г.).

ЭДУАРД IV

ЭДУАРД IV (1442-1483) - король Англии (1461-1483), первый из династии Йорков, старший сын Ричарда Йорка, граф Эдуард Марч. Оказался на престоле благодаря Уорвику в ходе войны Алой и Белой розы (см. Алой и Белой розы война). Низложил Генриха VI Ланкастера. Первые годы правления гос. делами себя не утруждал (правил Уорвик). В дальнейшем проявил себя как умный, расчетливый, деятельный политик. Был популярен в народе. Старался создать новую аристократию, приближал людей из среднего рыцарства, раздавал им владения и титулы. Тайно женился на вдове ланкастерца Елизавете Грей, чем вызвал неудовольствие Уорвика. Их отношения осложнились и из-за разной внешнеполит. ориентации: Э. IV был сторонником союза с Карлом Смелым, а Уорвик стремился к сближению с Людовиком XI. Это закончилось разрывом (1467), в 1469 г. 3.W попал к Уорвику в плен. Добившись освобождения, объявил Уорвика изменником и вынудил его бежать во Францию. В сентябре 1470 г. фактически был низложен Уорвиком, высадившимся с войсками в Англии. Бежал на континент, получил от герцога Бургундского Карла Смелого 50 000 золотых крон, корабли и нем. наемников и в марте 1471 г. вернулся в Англию; вновь занял престол в апреле 1471 г., выиграв битву у г. Барнет (14 апреля 1471 г.). Вторая половина правления Э. IV прошла спокойно. Он старался обходиться без парламента, что породило тенденцию к абсолютизму. В последние годы его правой рукой стал брат Ричард Глостер (см. Ричард III).

Лит.: Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

ЭДУАРД ИСПОВЕДНИК

ЭДУАРД ИСПОВЕДНИК (ок. 1003- 1066) - англосакс, король с 1042 г. До избрания на престол воспитывался в Нормандии. Приехал в Англию в сопровождении придворных и советников из нормандской знати, которые получили в Англии высокие должности. Прозван Исповедником за благочестие. Способствовал подготовке Нормандского завоевания Англии (1066) (см. Вильгельм I). Двор Э.И. стал копией нормандского; англосакс, знать потеряла влияние при дворе и начала борьбу с пришельцами, вылившуюся в открытое столкновение в 1051 г. (Дуврское дело). Возглавил восстание против нормандцев Эрл Годвин Уэссексский, но потерпел поражение и был изгнан из Англии. В 1052 г. флот Годвина прибыл к Лондону, Э.И. отступил: он не мог справиться с англосакс, магнатами. Годвин стал фактически самостоятельно управлять при Э.И.; после смерти Годвина Англией управлял его сын Гарольд. Э.И. умер, завещав королевство Гарольду. Образ Э.И. был чрезвычайно идеализирован после нормандского завоевания. В 1161 г. причислен к лику святых.

Лит.: Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973.

ЭЙКЕ ФОН РЕПКОВ

ЭЙКЕ ФОН РЕПКОВ (1180 - после 1233) - автор «Саксонского зерцала». Родился в небогатой немецкой рыцарской семье. Владел латынью, знал церк. и светскую историю, был опытным знатоком правовой теории и практики Германии нач. XIII в. Выдвинул ряд передовых для своего времени идей, обобщил феод, право Вост. Саксонии. «Саксонское зерцало» внесло заметный вклад в развитие культуры, политико-правовой идеологии, права не только Германии, но и многих стран Европы.

Лит.: Аксененок ГА., Кикоть В А. «Саксонское зерцало» и его автор в свете новых исследований // Саксонское зерцало. Памятник. Комментарии. Исследования. М, 1985.

ЭЙК ЯН

ЭЙК ЯН - см. Ван Эйк.

ЭЙНГАРД

ЭЙНГАРД (Эйнгард, Эйнхард, Эгингард)

(770-840) - деятель «Каролингского возрождения». Происходил из Франконии, учился в школе Фульдского монастыря, после окончания которой в 90-х гг. был направлен аббатом мо-наствфя в Ахен, ко двору франкского короля Карла Великого. Здесь обратил на себя внимание широкими познаниями в различных областях науки и искусства, стал членом «Академии». Его полит, карьера относится ко времени правления сына императора Карла Великого - Людовика Благочестивого. Э. стал доверенным лицом и секретарем императора, а с 817 г. - воспитателем и наставником Лотаря, сына императора. Затем начались смутные годы, время упразднения порядков, установленных при Карле. В междоусобиях 20-х гт. IX в. Э. пытался стать посредником между императором и его сыновьями, но эта роль оказалась ученому не по плечу. В 830 г. он покинул двор, удалился в один из многочисленных монастырей, подаренных ему Людовиком Благочестивым, где всецело отдался литературной деятельности.

Э. - автор соч. «Жизнь Карла Великого», в котором блестяще объединены сведения анналов, хроник, документов дворцового архива, собственные наблюдения и некоторые заимствования из произведений ант. авторов, особенно Светония. Главной задачей Э. было прославление Карла, и нередко в угоду этой задаче он, особенно в первой части, допускал искажения: преувеличивал воен. успехи Карла. Вторая часть «Жизни Карла Великого», где речь идет об облике императора, его быте, привычках, отношениях с окружающими и т.д., - это уже рассказ очевидца, тонкого наблюдателя. Произведение было очень популярно в средние века и вызвало много подражаний.

Литературное наследие Э. невелико. Кроме «Жизни Карла Великого» до нас дошло соч., имеющее узкоспециальный интерес («Перенесение мощей Марцеллина и Петра»), а также более 60 писем.

Лит.: Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Прометей. Т. 11. М, 1977.

ЭЙНХАРД

ЭЙНХАРД (Эйнгард, Эйнхард, Эгингард)

(770-840) - деятель «Каролингского возрождения». Происходил из Франконии, учился в школе Фульдского монастыря, после окончания которой в 90-х гг. был направлен аббатом мо-наствфя в Ахен, ко двору франкского короля Карла Великого. Здесь обратил на себя внимание широкими познаниями в различных областях науки и искусства, стал членом «Академии». Его полит, карьера относится ко времени правления сына императора Карла Великого - Людовика Благочестивого. Э. стал доверенным лицом и секретарем императора, а с 817 г. - воспитателем и наставником Лотаря, сына императора. Затем начались смутные годы, время упразднения порядков, установленных при Карле. В междоусобиях 20-х гт. IX в. Э. пытался стать посредником между императором и его сыновьями, но эта роль оказалась ученому не по плечу. В 830 г. он покинул двор, удалился в один из многочисленных монастырей, подаренных ему Людовиком Благочестивым, где всецело отдался литературной деятельности.

Э. - автор соч. «Жизнь Карла Великого», в котором блестяще объединены сведения анналов, хроник, документов дворцового архива, собственные наблюдения и некоторые заимствования из произведений ант. авторов, особенно Светония. Главной задачей Э. было прославление Карла, и нередко в угоду этой задаче он, особенно в первой части, допускал искажения: преувеличивал воен. успехи Карла. Вторая часть «Жизни Карла Великого», где речь идет об облике императора, его быте, привычках, отношениях с окружающими и т.д., - это уже рассказ очевидца, тонкого наблюдателя. Произведение было очень популярно в средние века и вызвало много подражаний.

Литературное наследие Э. невелико. Кроме «Жизни Карла Великого» до нас дошло соч., имеющее узкоспециальный интерес («Перенесение мощей Марцеллина и Петра»), а также более 60 писем.

Лит.: Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Прометей. Т. 11. М, 1977.

ЭЙРИК РЫЖИЙ

ЭЙРИК РЫЖИЙ - знатный исландец, норманнский мореплаватель X в. Ок. 982 г. высадился в Гренландии, впервые обследовал ее южное и юго-зал. побережье.

Основал первые норманнские поселения на юж. побережье; дал Гренландии название. Повторно посетил Гренландию в 985 г. Э.Р. - отец Лейфа Эйрикссона, который ок. 1000 г. достиг берегов Сев. Америки.

ЭЙРИК ТОРВАЛЬДСОН

ЭЙРИК ТОРВАЛЬДСОН - знатный исландец, норманнский мореплаватель X в. Ок. 982 г. высадился в Гренландии, впервые обследовал ее южное и юго-зал. побережье.

Основал первые норманнские поселения на юж. побережье; дал Гренландии название. Повторно посетил Гренландию в 985 г. Э.Р. - отец Лейфа Эйрикссона, который ок. 1000 г. достиг берегов Сев. Америки.

ЭКЗАРХАТ

ЭКЗАРХАТ (от греч. exarchos - глава, начальник) - военно-адм. единица, включавшая часть Италии (области Романья, Венеция, Истрия, часть Сред, и Юж. Италии). Осталась во владении Византии после завоевания Италии лангобардами (568). До VIII в. э. управлялся императорскими наместниками (экзархами), жившими в Равенне. Зависимость э. от империи была слабой. В борьбе с лангобардами территория его постоянно уменьшалась, пока он весь не был захвачен ими. Затем у лангобардов э. был отнят франкским королем Пипином Коротким, который подарил его папе. На землях э. в 756 г. возникло Папское государство.

ЭКЗОРКИЯ

ЭКЗОРКИЯ - см. «Дурные обычаи».

ЭККЕХАРД IV САНКТ-ГАЛЛЕНСКИЙ

ЭККЕХАРД IV САНКТ-ГАЛЛЕНСКИЙ (980-1060) - гимнограф, автор «Истории Санкт-Галленского монастыря». Родился в Эльзасе, в юношеские годы поступил в Санкт-Галленский монастырь. После 1022 г. стал учителем в соборной школе в Майнце. В конце жизни вернулся в Санкт-Галлен, где написал «Историю Санкт-Галленского монастыря», продолжая работу его предшественника, оконченную 883-м годом. Довел свою хронику до 973 г. Его соч дает картину монастырского (и школьного) быта. Умер в том же монастыре.

Лит.: Эккехард IV. История Санкт-Галленского монастыря / Пер. с лат. Т.И. Кузнецовой // Памятники средневековой лат. литературы Х-ХII вв. М., 1972.

ЭКХАРТ

ЭКХАРТ - Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт

(ок.1260-1327) - философ-мистик, монах-доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун-те. В 1303-1311 гг. - провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. - профессор в Париже, с 1313 г. - в Страсбурге и с 1320 г. - учитель чтения в Кёльне.

Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество - безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через свое самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.

По концепции Э., человек способен познать Бога, поскольку в человеч. душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешенная от всего, вознесется до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольется с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека.

Ортодоксальное христианство не могло принять концепцию Э. В 1329 г. папская булла объявила 28 положений его учения ложными.

Э. дал определенный импульс развитию нем. мистики, предвосхитил идеалистич. диалектику Гегеля, сыграл большую роль в становлении литературного нем. языка. Он - учитель И. Таулера и Г. Сузо. Ему многим обязан Лютер.

Лит.: Экхарт Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

ЭКХАРТ ИОГАНН

ЭКХАРТ ИОГАНН - Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт

(ок.1260-1327) - философ-мистик, монах-доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун-те. В 1303-1311 гг. - провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. - профессор в Париже, с 1313 г. - в Страсбурге и с 1320 г. - учитель чтения в Кёльне.

Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество - безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через свое самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.

По концепции Э., человек способен познать Бога, поскольку в человеч. душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешенная от всего, вознесется до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольется с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека.

Ортодоксальное христианство не могло принять концепцию Э. В 1329 г. папская булла объявила 28 положений его учения ложными.

Э. дал определенный импульс развитию нем. мистики, предвосхитил идеалистич. диалектику Гегеля, сыграл большую роль в становлении литературного нем. языка. Он - учитель И. Таулера и Г. Сузо. Ему многим обязан Лютер.

Лит.: Экхарт Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

ЭЛОИЗА

ЭЛОИЗА (ок. 1100-1163) - возлюбленная, тайная супруга и ученица Абеляра, выдающаяся для своего времени женщина: в отличие от своих сверстниц любила читать книги, в том числе и философские; племянница влиятельного парижского каноника Фульберта. Любовь Элоизы и Абеляра закончилась для них трагически: оба ушли в монастырь. Однако они переписывались, и эти письма сохранились. Позже Э. стала настоятельницей монастыря Аржантей, аббатиссой монастыря Параклет.

Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру: личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура М. 1990.

ЭЛЬФЫ

ЭЛЬФЫ - духи в мифологии герм, народов. Иногда э. делят на светлых и темных. Светлые э. в средневековой демонологии - духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки ростом с дюйм в шапочках из цветов. Они могут обитать на деревьях, любят водить хороводы при лунном свете, их музыка чарует окружающих, заставляет танцевать даже неживую природу. Занятия светлых а- прядение и ткачество, нитками им служит летающая паутина. Могут иметь своих королей и вести войны. Темные э. (гномы) - подземные кузнецы, хранят свои сокровища в горах.

В средневековой демонологии и алхимии э. иногда называли всех низших духов природной стихии: саламандр, сильфов (духов воздуха), ундин, гномов (духов земли).

ЭМФИТЕВЗИС

ЭМФИТЕВЗИС - эмфитевсис

(от греч. emphyteuo - прививаю, насаждаю) - в период поздней античности аренда гос. муниципальных и частных земель; вечная, т.наз. «эмфитевтическая» аренда. На правах э. обычно предоставлялись необработанные земли, принадлежавшие гос. казне, императорам, гор. общинам. Обеспечивали владельцу широкие права, сопоставимые с правом собственности. Эмфитевт мог передавать землю по наследству, сдавать в субаренду, закладывать и даже продавать. Но он обязан был ежегодно платить собственнику земли небольшую фиксированную арендную плату, вносить гос. налоги и тщательно обрабатывать землю.

Э. оказал влияние на арендные отношения в Византии, а также в ряде феод, государств Зап. Европы.

ЭНГЕЛЬБРЕКТ ЭНГЕЛЬБРЕКТССОН

ЭНГЕЛЬБРЕКТ ЭНГЕЛЬБРЕКТССОН (?-1436)

вождь крупного восстания в Швеции (1434-1436) против Калъ-марской унии, народный герой Швеции. Горный мастер, землевладелец, мелкий дворянин из Нурборга. В движении Э.Э. приняли участие крестьяне, низы городов, арендаторы, затем крупные феодалы и духовенство. Восставшие выступали не только против унии и датского правления в Швеции (одно из требований восставших - избрать короля-шведа), но и за восстановление старых порядков и обычаев времен XII в. В течение лета 1434 г. почти вся Швеция оказалась в руках восставших. Современники-немцы сравнивали это движение с гуситскими войнами в Чехии. В августе 1434 г. Э.Э. и его сторонники вынудили риксрод направить общескандинавскому королю Эрику Померанскому послание с отказом от присяги на верность. Войска Эрика, направленные в Швецию, были разбиты (1435), а расширенное заседание рикс-рода (вошло в историю как 1-й риксдаг Швеции) ввело Э.Э. в свой состав. Э.Э. был провозглашен вождем государства и назначен главнокомандующим. Но фигура Э.Э. пугала знать; она вступила в переговоры с Эриком Померанским, и в середине 1435 г. Кальмарекая уния была восстановлена. Э.Э. сохранил свой титул, место члена рикерода и получил замковый лен. Однако фактически знать отстранила его от руководства, и 4 мая 1436 г. он был убит. Но лозунги движения продолжали сохранять популярность, имя Э.Э. было окружено легендами, а его могила в г. Эребру стала местом паломничества шведов.

ЭННЕН

ЭННЕН - конусообразный жен. головной убор; получил распространение в XV в. в период «бургундских мод». Любимый головной убор знати. Делали э. из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, поверх натягивали шелк или др. дорогую ткань и прикрепляли длинную вуаль. Высота э. зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили э. метровой высоты, придворные дамы - до 50-60 см. При входе в помещение дама в э. приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов».

ЭНРИКЕ БУРГУНДСКИЙ

ЭНРИКЕ БУРГУНДСКИЙ - Генрих Бургундский (ок.1057-1114)

первый граф Португалии, выходец из Бургундии. После брака с Терезой (побочной дочерью короля Кастилии Леона Альфонса VI) получил лен между реками Мондегу и Доуру, а также титул графа Португальского (от названия его резиденции в Портус-Кале, сейчас Порту). Будучи вассалом Альфонса VI, правил самостоятельно и тем самым подготовил почву (своему преемнику Альфонсу Энрикишу) для превращения графства в самостоятельное королевство Португалию (1139). Вел борьбу с маврами и принимал участие в 1-м крестовом походе.

ЭНРИКИ (ГЕНРИХ) МОРЕПЛАВАТЕЛЬ

ЭНРИКИ (ГЕНРИХ) МОРЕПЛАВАТЕЛЬ (1394-1460) - португ. принц (сын короля Жуана I), организатор многих португ. морских экспедиций на юг вдоль западноафр. побережья.

Участвовал в захвате Сеуты (1415), ставшей <юрпостом португ. экспансии в Африке. С 1418 г. Э.М. обосновался на юге Португалии у города Латуша и основал там обсерваторию и навигационную школу, где преподавали лучшие математики и картографы, по происхождению арабы и евреи. В деятельности Э.М. переплетались различные интересы: колонизатора (стремление к захвату новых земель для португ. короны), исследователя (открытие новых земель, составление карт и т.д.), миссионера (распространение христианства среди новых народов), крестоносца (Э.М. был великим магистром рыцарско-монашеского ордена Христа, участвовал в ряде походов против арабов Сев. Африки). Главное внимание Э.М. уделял плаваниям вдоль зап. берега Африки, возможно, это был и поиск вост. морского пути в Индию.

Начиная с 1419 г. и до своей смерти Э.М. снарядил несколько экспедиций, которые открыли ряд островов у зап. побережья Африки (о. Мадейра, Азорские о-ва, о-ва Зеленого Мыса). Эти экспедиции обогнули мыс Бохадор, мыс Кабо-Бланко, исследовали устья рек Сенегал и Гамбия. Уже тогда в Португалию были доставлены первые партии чернокожих невольников и началась работорговля.

В 1452 г. папа римский Николай V своей буллой санкционировал захват португальцами афр. земель и обращение их жителей в рабство.

Деятельность Э.М. во многом заложила основы морского и колониального могущества Португалии. Он был не чужд и полит, борьбы, в частности участвовал в интригах вокруг португ. престола. В воен. делах успех далеко не всегда оказывался на его стороне. Напр., под его командованием португ. войска потерпели сокрушительное поражение при попытке взятия Танжера в 1437 г., после чего Э.М. готов был отдать и Сеуту.

Лит.: Бизли Ч.Р. Генрих Мореплаватель М 1979.

ЭПАРХ

ЭПАРХ (греч. eparchos - правитель, начальник) - градоначальник Константинополя в Византии. В функции э. входили: подавление (и предупреждение) восстаний, т.е. сохранение спокойствия в столице; регулирование цен на предметы широкого спроса, а также организация снабжения города продовольствием, ремесленными изделиями и контроль за торговыми и ремесленными корпорациями, а также над зрелищами. Э. располагал большим штатом служащих, имел воен. отряд и тюрьму. Подчинялся он только императору. Фактически эпархи были упразднены после 1204 г.

ЭПАРХА КНИГА

ЭПАРХА КНИГА - сборник уставов константинопольских ремесленных и торг. корпораций, находившихся в ведении эпарха. Была составлена в нач. X в., в дальнейшем пополнялась новыми распоряжениями. Э.к. позволяет познакомиться с организацией константинопольского ремесла и торговли, со структурой и социальным составом ремесленных и торг. корпораций, с правами и обязанностями ремесленников и купцов, является ценнейшим источником по экон. истории Византии и особенно визант. города. В связи с засильем иностранцев в экономике Византии (особенно с XIII в., когда уменьшилась роль константинопольских ремесленных и торг. корпораций) снизилось и значение Э.к.

Лит.: Византийская книга Эпарха / Вст. ст., пер., комм. М.Я. Сюзюмова. М., 1962.

ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЫЙ

ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЫЙ (греч. epos - слово, повествование) - повествование о событиях, предполагаемых в прошлом. Жанр фольклора. Сконцентрировал в себе систему мировосприятия и мировоззрения, духовный опыт многих поколений, их идеалы, этим, достижения, эстетич. ценности, поэтику средневековых народов. Корни э.с. уходят в глубь варварской эпохи, о чем свидетельствуют положенные в его основу события времени Великого переселения народов. Важным источником формирования э.с. стали ист. предания о межплеменных войнах, переселениях, выдающихся воен. вождях и т.д. Э.с. сложился в устной традиции III-VIII вв., но большинство произведений раннесредневекового эпоса были записаны в IX-XII вв. Эпич. произведения Раннего Средневековья давали представление об окружающем мире, рассказывали об увлекательных приключениях, учили правилам поведения и нормам морали. Особенность раннесредневекового эпоса заключается в мифологизации прошлого, когда повествование об ист. событиях соединяется с мифом и сказкой, причем фантастические и ист. элементы в равной мере принимаются за действительность. Основная тема эпич. произведений этого периода - борьба человека с враждебными ему силами природы, воплощенными в сказочных образах чудищ, драконов, великанов. Героем их выступает сказочно-мифологич. персонаж, наделенный необыкновенными свойствами и качествами («Беовульф»).

Эпос более позднего периода складывался в условиях формирования народности и государственности, борьбы с внутренней анархией и чужеземной агрессией. Поэтому основным содержанием эпоса стало изображение борьбы за свободу и независимость народа, а героем стал легендарный богатырь, защитник родной земли от внешних врагов и внутренних распрей. Его физич. сила, мужество, воинская доблесть, нравственное совершенство стали воплощением народных представлений о героич. личности. По своему характеру это народно-патриотический эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» и т.п.).

Лит.: Волкова З.Н. Эпос Франции М., 1984; Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.; Л., 1962; Мелетинский ЕМ. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

ЭРИГЕНА

ЭРИГЕНА - см. Иоанн Скот Эриугена.

ЭРИУГЕНА

ЭРИУГЕНА - см. Иоанн Скот Эриугена.

ЭРЛЫ

ЭРЛЫ - родовая знать у англосаксов.

ЭРМАНДАДЫ

ЭРМАНДАДЫ (исп. hermandades - братства) - союзы городов и крестьянских общин в странах Пиренейского п-ова (территория Испании). Создавались для защиты и самообороны во время феод, распрей и войн с арабами, но главным образом - для защиты (в том числе и вооруженной) своих прав и вольностей от посягательств феодалов. Первая эрмандада, Астурийская, была создана в 1115 г.

В XIII в. многие э. создавались для противодействия стремлению центральной (королев.) власти унифицировать управление и ущемить автономию городов. Вместо фуэрос городам стали навязывать новые своды права, в которых решающую роль в решении тех или иных местных вопросов получала королев, власть. В ответ города даже поднимали восстания против центр, власти. Особенно широкое распространение э. получили в XIII-XIV вв. (напр., в Кастилии). Э. участвовали в Реконкисте, иногда использовались королями для борьбы с грандами. Они имели значительные права, свое управление и вооруженные отряды. В 1476 г. города и крестьянские общины Кастилии, Леона и Астурии объединились в т.наз. «Святую эрмандаду» (самая крупная эрмандада Средневековья), чье самоуправление просуществовало до 1498 г.

ЭСКВАЙР

ЭСКВАЙР - Сквайр

(от лат. scutarius - щитоносец) - в Раннее Средневековье оруженосец рыцаря, необходимая ступень перед посвящением в рыцари. Э. - это лицо, имевшее право на рыцарское звание, но еще не получившее его. Должность не передавалась по наследству. Э. называли и держателя рыцарского феода, не имевшего достоинства рыцаря. В Позднее Средневековье и Новое время титул э. присваивался младшим сыновьям пэров и старшим сыновьям младших сыновей пэров, старшим сыновьям рыцарей и старшим внукам последних от их старших сыновей; кроме того - должностным лицам королев, двора, мировым судьям, шерифам и др. Со временем титул распространился на всех джентльменов и стал употребляться как равнозначный термину «джентльмен». Сокращенная форма - сквайр.

ЭТЬЕН (ЭТЬЕНН) МАРСЕЛЬ

ЭТЬЕН (ЭТЬЕНН) МАРСЕЛЬ (?-1358) -богатый купец Парижа, торговец сукном, глава муниципалитета, выборный старшина парижского купечества. Во время Столетней войны в 1356- 1358 гг. возглавил в Париже восстание (см. Парижское восстание 1356-1358), которое началось в ответ на отказ дофина Карла выполнить требования Генеральных штатов 1356 г. (собравшихся после разгрома фр. армии при Пуатье и пленения Иоанна II Доброго) провести реформы.

Генеральные штаты, вновь созванные в марте 1357 г., при участии Э.М. выработали проект реформ, получивший название «Великий мартовский ордонанс», по которому штаты становились регулярным органом, решали все важные вопросы, а дофин обладал лишь ограниченной исполнительной властью. Штаты учредили комиссию, контролировавшую действия дофина; влиятельным членом этой комиссии был Э.М.

Главным вопросом дня был вопрос о налогах. Привилегированные сословия и богатые слои третьего сословия (представителем которого был Э.М.) не желали поступиться своими доходами и переложили тяжесть основных налогов на остальные слои города и на крестьянство. Политика Э.М. и верхушки города вызвала протест у основной массы парижан и привела к их полит, изоляции, чем собирался воспользоваться дофин. Тогда Э.М. пошел на открытое восстание против королев, власти и 22 февраля 1358 г. ворвался с группой парижских ремесленников в королев, дворец, где в присутствии дофина были убиты маршалы Шампани и Нормандии. Дофина спас Э.М., набросив на его голову шапку с цветами Парижа - красным и синим. Дофин пошел на уступки, а затем бежал из Парижа и начал готовить его осаду. В июне дофин подошел к Парижу. В этих условиях Э.М. вместе с гор. верхами Парижа пошел на определенное предательство, согласившись в условиях Столетней войны впустить в Париж отряды Карла Злого, короля Наварры, перешедшего на сторону англичан. Это вызвало негодование парижан, большая часть сторонников покинула Э.М. В конце июня 1358 г. он был убит приближенными дофина, вступившими в Париж.

ЭШЕВЕНЫ

ЭШЕВЕНЫ - должностные лица в городах Сев. Франции, исполнявшие судебные и адм. функции.

Предыдущая страница Следующая страница