Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАСОСЛОВ

ЧАСОСЛОВ (книга часов) - церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и др. тексты суточного круга богослужения. Это особая разновидность церк. литературы. Как вид молитвенной книги ч. возник в конце XIII в. и в последующем столетии полностью заменил Псалтирь. Владельцами часословов были, как правило, дворяне и состоятельные горожане. Составлялись часословы для людей, не искушенных в тонкостях церк. богослужения и поэтому нуждающихся в подсказках: когда можно читать ту либо др. молитву. Ч. включал календарь, извлечения из евангелий, отрывки из книг ветхозаветных пророков, молитвы Деве Марии и Иисусу Христу, обращения к святым, заупокойную молитву; предназначался для частного пользования и отличался свободой композиции и содержания. В него по желанию заказчика могли включать любые тексты светского характера: отрывки из филос. и мед. трактатов, сведения практич. характера по астрономии, астрологии и даже фрагменты худож. произведений. Ч. бережно хранился в семье, передавался по наследству, по нему учили грамоте детей. На полях рукописей владельцы оставляли записи о важнейших семейных событиях, о торжественных датах. Ч. был очень популярен в XIV- XV вв.

Средневековый человек жил по канонич. времяисчислению: сутки были разделены на 8 канонич. часов (с трехчасовыми промежутками каждый). Согласно этому строилась и композиция ч.: тексты располагались в определенной литургич. последовательности, в соответствии с молитвами дня. Этот основной цикл молитв и дал название молитвенной книге в целом («Слово Божье на каждый час»).

Часословы, имевшие хождение в аристократич. среде, украшались, как правило, роскошными миниатюрами; их расписывали лучшие мастера (напр., «Великолепный часослов герцога Беррийского» украшали братья Лимбурги; прекрасным художником-миниатюристом был фр. живописец Жан Фуке, автор миниатюр к «Часослову Этьена Шевалье»). Живопись ч. была предметом гордости и тщеславия владельцев.

ЧАШНИКИ

ЧАШНИКИ - Утраквисты

см. Гуситы.

ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ

ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ - название, данное современниками эпидемии чумы 1347-1353 гг., занесенной из Азии и опустошившей многие европ. страны. Считается, что за это время погибло ок. 25 млн. чел. (почти половина населения Европы). Особенно свирепствовала «Ч.с.» во Франции и в Англии. Эпидемия привела к сокращению рабочих рук и их вздорожанию, что вызвало издание в ряде стран правительственных актов (напр., в Англии законов, известных под названием «рабочее законодательство»), направленных на обеспечение феодалов, богатых купцов и мастеров дешевой рабочей силой, а также предписывающих сохранять заработную плату на уровне, существовавшем до чумы.

ЧЁРНЫЙ ПРИНЦ

ЧЁРНЫЙ ПРИНЦ - Эдуард, принц Уэльский (1330-1376), старший сын Эдуарда III, короля Англии. Дерзкий и отважный полководец, один из самых прославленных военачальников Англии периода Столетней войны. Особенно отличился в битвах при Креси и Пуатье, выигранных англичанами. За цвет своих лат был прозван «Ч.п.». В 1355 г. разграбил Аквитанию. С 50-х гг. - наместник англ. короля Эдуарда III в Бордо. Систематически совершал грабительские набеги за Луару, в центральные фр. области, что вынудило фр. короля Иоанна II Доброго осенью 1356 г. совершить поход на юго-запад Франции. В состоявшейся 19 сентября 1356 г. битве при Пуатье «Ч.п.» разбил войска фр. короля, а самого его пленил.

С 1362 по 1372 г. «Ч.п.» был правителем Аквитании, носил титул принца Аквитанского. После сопротивления со стороны населения Аквитании вернулся в Англию (1371), а в 1372 г. отказался от титула принца Аквитанского.

ЧИНКВЕЧЕНТО

ЧИНКВЕЧЕНТО (ит. cinguecento - буквально пятьсот, а также 1500-е годы) - ит. название XVI в. Историками искусства и культуры используется для обозначения определенного периода в развитии ит. искусства Возрождения - периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чье творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории ит. Ренессанса.

ЧИНШ

ЧИНШ - ценз, фиксированная рента в денежной (реже натуральной) форме с зависимых крестьян в пользу феодала. Крестьян, уплачивающих ч., называли цензитариями (во Франции), цензуариями (в Англии), чиншевиками (в Германии и Чехии). Обычно они были наследственными держателями своих наделов.

ЧОМПИ

ЧОМПИ - чесальщики шерсти и др. наемные рабочие сукнодельческих мануфактур во Флоренции и в др. ит. городах. Тяжелые условия труда, низкая заработная плата, высокие штрафы стали причинами ряда восстаний ч. Первое выступление произошло во Флоренции в 1345 г. под руководством чесальщика шерсти Чуто Брандини. Но эта первая в истории забастовка наемных рабочих была подавлена. В 1378 г. (с 22 июня по 31 августа) во Флоренции вспыхнуло новое восстание ч., к которым присоединились бедные ремесленники сукнодельческих цехов. Восставшие требовали улучшения своего положения и полит, прав: повышения заработной платы на 50%; предоставления мест в правительственных органах (где они раньше не были представлены); организации нового цеха наемных рабочих (т.к. только члены цехов были во Флоренции полноправными гражданами); ликвидации должности «чужеземного чиновника» (надсмотрщика за работой и поведением наемных рабочих, которого хозяин приглашал из др. города). Свое недовольство ч. направили против «жирных» пополанов и гор. феодалов. 21 июля они взяли штурмом дворец подеста - резиденцию судебной и воен. власти в городе, а 22 июля - дворец синьории, из которого изгнали правительство приоров. Восставшие сформировали новую синьорию, главой которой провозгласили Микеле ди Ландо (ч. считали его своим, но ко времени восстания он давно уже не был чесальщиком шерсти, а служил надсмотрщиком богатого суконщика. Микеле ди Ландо был связан с «жирными» пополанами и сыграл предательскую роль в ходе восстания ч.). В новое правительство, кроме Ландо, вошли еще двое ч., три приора от мелких ремесленников и три - от «жирных» пополанов. Были созданы три новых цеха, в т.ч. цех ч. Для охраны нового правительства было организовано народное ополчение из 1500 арбалетчиков.

Однако победители оказались без средств, т.к. сукнодельческие мастерские были закрыты с первых дней восстания. К тому же землевладельцы прекратили доставку хлеба в город. В конце августа ч., недовольные политикой синьории, создали свое правительство - «Восемь святых божьего народа», которое разместилось в церкви Санта Мария Новелла. Но восставшие требовали, чтобы оно находилось во дворце приоров. Вооруженный отряд ч. направился к площади Синьории и осадил дворец; приоры подчинились власти «Восьми». Новое правительство, избранное 29 августа, возглавил чесальщик шерсти Барто-ло ди Якопо. Но да Ландо помог «жирным» пополанам: они стянули к городу войска и откололи от ч. их союзников - ремесленников, которые, добившись своих требований, испугались размаха восстания. 31 августа 1378 г. ди Ландо собрал на площади Синьории ополчения всех цехов, и они расправились с восставшими. В тот же день ч. были выведены из приората, а их новый цех ликвидирован. Ч. подверглись репрессиям. 5 сентября на площади Синьории были казнены вожди восстания Доменико ди Туччо и Маттео Сальви.

Лит.: Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии. XIV - начало XV в. М.; Л., 1958; Рутенбург В.И. Чомпи и гранды // Из истории трудящихся масс Италии М., 1959.

ЧОСЕР ДЖЕФФРИ

ЧОСЕР ДЖЕФФРИ (1340-1400) -англ. поэт. Родился в лондонской купеческой семье нормандского происхождения. Владел лат. , фр., ит. языками, много путешествовал. Обратился к идеям гуманизма; его творчество неотделимо от национальной почвы, поэтому Ч. явл. величайшим писателем англ. Средневековья. Велика роль Ч. в становлении англ. литературного языка. Будучи воином, придворным, дипломатом, Ч. прошел сложный жизненный путь, пережив фр. плен, опалу и нищету. Ч. создал несколько больших поэм эпич. и сатирич. характера, свыше 8000 стихов. Главное творение Ч. - «Кентерберийские рассказы», над которыми он работал последнее десятилетие своей жизни (успел написать только 24 из намеченных 120 новелл). В них он красочно и объемно воссоздал жизнь Англии XIV в., создал великолепную галерею образов людей всех сословий и возрастов.

Лит.: Чосер Д. Кентерберийские рассказы. М., 1988; Сапрыкин ЮМ. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985.

Предыдущая страница Следующая страница