Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ

ЦЕЗАРЕПАПИЗМ - политика монархов по отношению к церкви, при которой монарх фактически является главой церкви и руководит ею.

ЦЕЗАРИЙ ГЕЙСТЕРБАХСКИЙ

ЦЕЗАРИЙ ГЕЙСТЕРБАХСКИЙ (ок.1180- после 1240) - монах (с 1199 г.) цистерцианского монастыря в Гейстербахе (близ Кёльна), нем. теолог, писатель. Автор многочисленных богослов, сочинений, из которых наиболее известны «Беседы о чудесах» (1219- 1223) - средневековый памятник лат. прозы, отразивший настроения эпохи крестовых походов. Биограф Энгельберта, архиепископа Кёльнского.

Лит.: Ардашев П. Цезарий Гейстербахский (черты средневекового настроения и мировоззрения) // Книга для чтения по истории средних веков. Вып. 2. М., 1903.

ЦЕЛЕСТИНЦЫ

ЦЕЛЕСТИНЦЫ - члены католич. монашеского ордена, основанного в 1254 г. отшельником Петром из Мороне (с 1294 г. - папа Целестин V). Орден отличали: строгий устав, определенная оппозиционность по отношению к притязаниям папы на абсолютное верховенство в церкви, а также пышность службы и убранства церквей. Был популярен в XIV-XV вв.

ЦЕЛИБАТ

ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs - неженатый) - обязательное безбрачие католич. духовенства; узаконено па* пой Григорием VII (XI в.), практически утвердилось в XII в. В 1967 г. папа Павел VI подтвердил незыблемость ц. Обязателен ц. и для православного монашества.

ЦЕНЗ

ЦЕНЗ - денежная рента во Франции, которую крестъянин-цензитарий выплачивал ежегодно за земельное держание, участок земли, т.наз. цензиву.

ЦЕНЗИВА

ЦЕНЗИВА (от лат. census - податная перепись имущества) - земельный участок, наследственное крестьянское земельное держание во Франции, за пользование которым держатель (цензитарий) ежегодно выплачивал фиксированную денежную ренту (ценз) сеньору.

Ц. появилась в XII-XIII вв., что было связано с освобождением крестьян от личной зависимости. Крестъянин-цензитарий мог сдать ц. в аренду, продать, заложить, передать по наследству при условии уплаты особой пошлины. Ц. наряду с другими феод, порядками была уничтожена во время Великой фр. революции декретом Конвента от 17 июля 1793 г.

ЦЕНЗИТАРИЙ

ЦЕНЗИТАРИЙ - во Франции крестьянин, владелец цензивы, лично-свободный. Цензитарий появились в XII- XIII вв. после освобождения крестьян-сервов от личной зависимости, выкупа сервов на волю.

ЦЕРКОВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

ЦЕРКОВНЫЕ ГОСУДАРСТВА - государства, возникшие в эпоху феодализма и исчезнувшие в эпоху бурж. революций. Их возглавляли представители католич. церкви (папы или епископы). Кроме Папского наиболее известными в Европе ц.г. были: Равеннское, Кёльнское, Майнское, Мюнстерское и др. В средние века их было несколько сотен. В виде т.наз. «духовных» курфюршеств эти ц.г. до конца XVIII в. играли видную роль в структуре Священной Рим. империи герм, нации.

ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ - школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства христиан. церкви, но готовили грамотных людей и для церкви, и для государства; способствовали распространению элементарной грамотности. В эпоху Раннего Средневековья обучение постепенно становилось сословным и сосредоточивалось при крупных монастырях и епископских кафедрах; возникли монастырские, епископские и приходские ц.ш.

Монастырские школы возникли после появления Устава Бенедикта Нурсийского, основателя монастырей на Западе. Согласно этому Уставу, монах не должен был быть праздным ни одной минуты. Умственный труд в то время сводился к чтению или переписыванию книг, поэтому каждый поступивший в монастырь должен был быть грамотным человеком. Отсюда возникла мысль открыть школы при монастырях. Позднее, в VIII в., Карл Великий издал специальный «Капитулярий о науках» (787), в котором предписал открывать школы для клириков и мирян при каждом соборе (т.е. при епископской кафедре) и монастыре. В 796 г. глава каролингской Академии Ллкуин основал знаменитую школу в монастыре Св. Мартина в Туре. Наиболее известными были школы при Сант-Галленском и Лоршском монастырях, в Корбье, в Лионе, в Фу льде и во Флери-сюр-Луаре. Готовили в этих школах в основном священнослужителей. Обучение включало чтение, письмо, знакомство с библейской историей, песнопение и велось на лат. языке. Начиналось оно с заучивания наизусть Псалтыри.

С VIII в. в центрах епархий стали появляться епископские (соборные или кафедральные) школы - школы более высокого уровня. В них изучали «Семь свободных искусств» и Священное писание (поскольку готовились священнослужители). Некоторые епископы, как правило вышедшие из патрицианской среды и знакомые с классич. наукой, старались поддерживать в своих школах традиции классич. образования. Но нельзя говорить о полном курсе классич. наук. Скорее всего, все обусловливалось личным вкусом епископов. Низшим типом школ были приходские (при отдельных церквах), или элементарные, где обучали только чтению и письму. Встречались они главным образом в Италии и Галлии с V в. Занятия проходили в доме пресвитера, обучали только мальчиков.

В период Высокого Средневековья и позднее к ц.ш. относились - помимо монастырских, приходских и соборных (или кафедральных, при городских соборах) - школы, организованные нищенствующими орденами. Обучение в них было бесплатным. Старшие преподаватели получали за свой труд бенефиции и нанимали др., менее обеспеченных, учителей. С развитием средневековых городов в силу потребности в светском образовании стали возникать нецерковные школы (см. Городские школы), преподавание в которых права, медицины, техн. знаний отвечало нуждам гор. населения. Появление таких школ нарушило монополию церкви на образование.

ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ (от греч. Kyriake - Божий дом).

1) Самоуправляемая общность верующих, основанная на разделении всех верующих на руководство (духовенство) и рядовых единоверцев (мирян). Ц. обладает единой догматикой, культом, иерархией духовенства. В первоначальном христианстве организационной 4юрмой были общины, в которых не было стоящего над остальными верующими духовенства. Церк. организация в христианстве утвердилась повсеместно (за исключением ряда ересей) на протяжении II-III вв. В Раннем Средневековье на территории бывшей Западной Рим. империи существовало несколько церквей (римская, франкская, сев^роаф-риканская, миланская, испанская, ирландская и др.), которые к нач. Высокого Средневековья либо исчезли (в результате иноземных завоеваний), либо подчинились рим. папам, войдя, таким образом, в католич. (рим-ско-католич.) ц. и отказавшись от особенностей в догматике, обрядности, иерархии духовенства. Принятие христианства по визант. образцу болгарами, сербами, вост. славянами, падение Византии привели к возникновению самостоятельных (автокефальных) православных церквей. Окончательное разделение в христианстве на католич. и православную церкви произошло в 1054 г.

2) Православный храм.

ЦЕХ

ЦЕХ - торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку. Деятельность ц. не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов ц. - мастеров - от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» ц. старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Ц. объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый ц. имел своего патрона, католич. святого, являлся воен. организацией.

Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) от земледелия и города от деревни. В Италии цехи стали появляться в IX-X вв., во Франции - в XI в., в Германии и Англии - в XII-XIII вв. Расцвет цехового строя в ряде стран Зап. Европы пришелся на XIII-XIV вв. Внутри отдельных мастерских ц. устанавливалась трехчленная иерархия, мастер, подмастерья, ученики. Подмастерье - это высококвалифицированный платный работник Ученик сам должен был платить мастеру за обучение. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев», а цехи замкнулись.

Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации - компаньонами и братства - союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII-XV вв. окрепшие цехи в ряде городов Европы вступили в борьбу с гор. патрициатом, начались т.наз. «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких как Кёльн, Флоренция, Базель и др., цехи победили.

В XIV-XV вв. цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (т.наз. «старшие», или «большие») и более бедные (т.наз. «младшие», «малые») цехи. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция, Перуджа, Париж, Лондон, Базель и др. Старшие цехи начали господствовать над младшими, и последние постепенно утрачивали свою самостоятельность.

ЦЕХИН

ЦЕХИН - золотая монета, чеканившаяся в Венеции с 1284 г.

ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ

ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ - начальные платные школы, которые открывались цехами для сыновей ремесленников в Зап. Европе в XIII-XIV вв. Возникли из-за неудовлетворенности цехов постановкой образования в церк. школах, в которых главное внимание уделялось вероучению. Программа ц. ш. была шире. Отвечая потребностям гор. населения, кроме обучения грамоте она включала расширенную программу по математике, естествознанию, географии, праву и т.п. В отличие от церк. школ обучение велось на родном языке. В XV-XVI вв. ц.ш. объединились с гильдейскими школами.

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ - члены монашеского ордена, получившего свое название от местности (Cistercium - Сито), где в 1098 г. был основан их первый монастырь. Ц. пользовались Уставом Бенедикта Нурсийского, но выполняли его очень строго. Употребляли только грубую вегетарианскую пищу, восстановили обязательный годичный испытательный срок (новициат), не принимали в монастыри детей (отойдя в этом от бенедиктинской практики), избегали роскоши в убранстве монастырей, жили за счет собственного труда, не имея зависимых от себя крестьян. Строгость жизни обитателей первого монастыря ц. отпугивала от них многих людей, перелом же наступил, когда в орден вступил БерЦистерцианцы нар Клервоский. Его деятельность принесла ордену ц. огромную популярность, в 1150 г. насчитывалось уже 350 монастырей ц., а в 1500 г. - 738 муж. и 650 жен. обителей.

Ц. обычно создавали свои монастыри на неосвоенных землях. Это требовало тяжелого физ. труда. Земельные владения ордена быстро росли и за счет дарений знати. В ордене было введено деление монахов на два разряда: полноправных братьев и «светских братьев» (конверзов). Главным занятием первых были молитвы, вторых - физ. труд, дабы он не отвлекал духовную элиту от религ. занятий. «Светские братья» происходили из крестьян, они, как правило, были неграмотны (молитвы учили наизусть). Эти люди также проходили через новициат, давали традиционные монашеские обеты, но права голоса в ордене не имели. Благодаря их труду орден ц. вскоре стал одним из богатейших. Богатства ордена росли и в результате предприимчивости ц. в торговых операциях, поставках сырья для мануфактур.

По своей структуре орден ц. был федеративным со значительной автономией монастырей. Пять первых (по времени основания) монастырей считались главными. Остальные группировались вокруг них в пять объединений, аббат - глава такого объединения - контролировал жизнь подчиненных ему монастырей. Ежегодно собирался генеральный капитул из всех аббатов, где обсуждались важнейшие проблемы ордена и принимались обязательные для всех ц. постановления.

Жен. цистерцианские монастыри имели элитарный характер - в них принимали женщин только из семей феодалов.

Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Офм Л.Х. История христианского монашества. СПб., 1993.

Предыдущая страница Следующая страница