Словарь средневековой культуры
ПРИХОД ЦЕРКОВНЫЙ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш

ПРИХОД ЦЕРКОВНЫЙ

ПРИХОД ЦЕРКОВНЫЙ (лат. parocliia) - основная низовая организационная форма, наложенная церковью на коллектив верующих, населявших деревню или город (городской квартал). Истоки этой системы на Западе восходят к IV в., и ок. 1000 г. сеть П.ов сделалась более плотной и интенсивной. Приходские священники, подконтрольные епископам диоцезов, представляли церковь на местах и были основными проводниками ее учения. На их плечи легла главная забота о духовном попечении паствы, ее наставлении в принципах христианской веры. Приходский священник был обязан добиваться того, чтобы вверенная его заботам паства выучила Credo, Pater noster и Ave Maria; это был минимум требований, предъявлявшихся христианину; сплошь и рядом, однако, это был и максимум, которого достигали далеко не все, если верить анекдоту о некоем английском юном пастухе XVI в. На вопрос о том, знает ли он лица Св. Троицы, он якобы отвечал: «Отца и сына я хорошо знаю, ведь это их скот я пасу, а про третьего парня (fellow) не слыхал». Иначе ли обстояло дело с христианскими познаниями многих простолюдинов более раннего периода?

Религиозное воспитание христиан в первую очередь зависело от их пастырей. Но приходский священник, зачастую мало отли-чавшийся от прихожан своим образом и уровнем жизни, во многих случаях не получал образования, достаточного для успешного выполнения им функций религиозного наставника. Многие приходские священники были малограмотны и невежественны в делах веры. Во время епископских визитаций (посещений епископами приходов своей епархии) неоднократно отмечалось, что сельские пастыри лишены богослужебных книг и некомпетентны. Церкви не удавалось добиться неукоснительного соблюдения священниками обета безбрачия, вследствие чего их повседневная жизнь еще более уподоблялась жизни их прихожан. По мнению Ж. Де-люмо, успешная христианизация всей массы населения Западной Европы была осуществлена только в эпоху Реформации и Контрреформации, когда подготовке духовенства было уделено несравненно большее внимание, нежели в предшествующий период.

Однако недостаточная подготовленность приходских священников к выполнению возложенных на них функций - лишь одна сторона их характеристики. Другой, и самый существенный, аспект их деятельности заключался в том, что как раз на этом уровне происходило взаимодействие официальной церковной доктрины с сознанием народа, с его фольклорными и мифологическими традициями и верованиями, подчас далекими от христианства. Приходские священники, сознательно или невольно, скорее всего вследствие особенностей их интеллектуального багажа, приноравливали учение католицизма к мировидению и религиозно-магическому поведению паствы. Обращение со святыми, которым не только поклонялись, но и предъявляли требования, диктуемые насущными потребностями верующих, в ряде случаев принимало насильственные формы: святому, который, несмотря на мольбы крестьян, не оказывал желательного воздействия на погоду, отказывали в поклонении, его изображение могли вынести вон из церкви и даже подвергнуть оскорблениям и побоям. Священники прибегали к таким благословениям и заклятьям, которые применялись к посевам и скоту, к болезням и орудиям труда, и в этих формулах и ритуалах сливались воедино христианские и далекие от них представления и способы поведения. Агрикультура). Священники играли активную роль в судебных процессах над существами, вредившими'прихожанам: против насекомых, птиц и животных возбуждались формальные иски, и после вынесения приговора приходский священник подвергал их анафеме. Судебные преследования животных получили распространение в XIII-XV вв.

В силу того, что плебейское духовенство жило одной жизнью с массой верующих, отдельные выходцы из его среды неоднократно выступали в роли вожаков и вдохновителей народных возмущений.

Ц.ый П. на протяжении всего средневековья представлял собой важнейшую социально-религиозную организацию верующих, в рамках которой протекала вся жизнь прихожан. Считалось, что верующий принадлежит своему П.у даже и после смерти, и во многих случаях человека, скончавшегося в другом месте, старались похоронить на кладбище его П.а. Смерть, Погребение).

Приходская церковь являлась центром общественной и духовной жизни; в ней, как и на прилегавшем к ней кладбище, происходили сборища местных жителей, здесь отправлялись церковные и народные праздники, в ней население искало убежища при нападении врага, и церковный колокол не только призывал к молитве и отмерял время, но своим звоном отгонял, по убеждению крестьян, грозу.

Ц.ые П.ы представляли собой объединения верующих разной численности, но прихожане, как правило, лично знали друг друга, обладали общими интересами; частная жизнь индивида не могла быть скрыта от других членов Ц.ого П.а. Из показаний жителей пиренейской деревни Монтаю, которые они давали агентам инквизиции в нач. XIV в. в связи с обвинениями их в ереси катаров, явствует, что этим мужчинам и женщинам было превосходно известно все поведение других членов Ц.ого П.а, вплоть до обстоятельств их сексуальной жизни. Местный священник был наиболее влиятельным лицом в деревне. Любопытно, что мужья, ревниво следившие за своими женами, в отдельных случаях, по словам жителей Монтаю, закрывали глаза на их связи с пастырем.

Литература: Добиаш-Рождественская O.A. Церковное общество во Франции в XIII веке. 4.1. Приход. Пг., 1914; Au brun M. La paroisse en France des origines au XVe siècle. P., 1986; Eriekson C. The Medieval Vision: Essays in History and Perception. N.Y., 1978; Franz A. Die kirchlichen Benediktionen im Mittelalter. Bd. 1-2. Graz, 1960; Geary P. L'humiliation des saints // Annales. E.S.C., № 1, 1979; Raft is J . A . (Ed.) Pathways to Medieval Peasants. Toronto, 1981.

Л. Я. Гуревич

В начало словаря