Словарь средневековой культуры
ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш

ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА

ФИЛИДЫ И БАРДЫ ИРЛАНДИИ И УЭЛЬСА - Филиды

(др.-ирл. file, мн.ч. filed), особая почитаемая каста поэтов, сказителей, жрецов и хранителей мифологической, исторической и юридической традиции в Ирландии периода раннего средневековья. Исполняемые Ф.ами функции были необычайно широки. Видимо, они отчасти переняли статус древних языческих жрецов-друидов, чем определяв лось их место в обществе и высокая степень сакрализованности их деятельности, однако на них же лежали и такие чисто светские обязанности, как сочинение хвалебных поэм и элегий, а также сохранение историко-мифо-логической традиции - составление текстов саг. Расцветом деятельности Ф.ов принято считать период с VI по VIII вв., когда ими оформляется эпическая традиция (см. Героический эпос), кодифицируется право и создается особая поэтическая система, для которой характерен «затемненный язык» и специфическое стихосложение (nua-chrotai).

Источниками, на основании которых мы можем сделать вывод о том, что представляли собой Ф.ы как социо-культурная корпорация и каковы были их основные функции в обществе, служат, с одной стороны, сами эпические и поэтические тексты и, с другой - тексты древних трактатов, в которых Ф.ы также упоминаются достаточно широко: «Трактат о привилегиях и ответственности поэтов», «Суждения о почитаемых», «Руководство учености», «Великая старина», «Ветвь дрожащая» и др. Однако как те, так и другие составлены были самими Ф.ами, что отчасти лишает эти источники должной степени надежности.

Многие из первых Ф.ов - скорее полумифические фигуры из пантеона легендарных первопредков ирландцев, чем реальные исторические личности. Среди них следует назвать в первую очередь Моргена Белоколен-ного, родоначальника ирландской поэзии, которому приписываются знаменитые поэмы-заклинания «Я взываю к Ирландии» и «Я - ветер на море». К подобным же полулегендарным фигурам относятся Кинифаэлад, по преданию, первым записавший ирландские стихи латинскими буквами, Фениус Ферсайд, основатель первой школы Ф.ов, Сенхан Торпейст, первым исполнивший в правильной последовательности эпизодов эпопею «Похищение быка из Куальнге», Ф.ы-колдуны, исполнители вредоносных стихов - Неде и Атирне, и многие другие, чьи имена дошли до нас в текстах саг и поэтических трактатов. Однако, несмотря на легендарность конкретных фигур Ф.ов, остается важным и бесспорным тот факт, что сама древнеирландская поэзия по природе своей не была анонимной, и это во многом определило место и функции Ф.ов как социокультурной группы.

Само слово «Ф.» восходит к и.-е. *wel-«видеть», т.е. «провидеть», «прозревать» или «знать», что в целом соотносится с особым статусом Ф.а в обществе - он почитался как мудрец-пророк, носитель тайного знания. Особым оружием Ф.ов были также т. н. «песни-насмешки» (glamm dicinn), формальным поводом для исполнения которых был обычно отказ в даре со стороны короля. Однако способность к провидению и владение тайнами словесной магии были не результатом высшего «озарения», а приобретались в течение длительного обучения (до 12 лет). Степень обученности Ф.а, наряду с его природным талантом, определяла и его место в особой поэтической корпорации, включающей в себя семь ступеней (или рангов): ollam, anshruth, cli, cano, doss, mac fuirmid, fochluc. Ф.ы разных рангов различались характером исполняемых ими поэтических и прозаических произведений, а также осведомленностью в «тайном языке» (bcrla na filed, букв. «язык поэтов»), знанием определенного числа огамических знаков и заклинаний. Продвигаясь по ступеням поэтической иерархии, Ф. должен был осваивать новый словесный материал; соответственно возрастали и его роль в разного рода церемониях, и плата («дар»), на которую он мог рассчитывать за свою профессиональную деятельность. Плата за каждый вид поэмы была строго определена («О, Аморген, блестяще хвалимый, // тебе известно великое распределение // коров среди Ф.ов сообразно их умению»). Размеры материальной компенсации за нанесенное Ф.у оскорбление были также тщательно определены и соотносились с местом на иерархической лестнице.

Согласно юридическим трактатам, Ф.ы входили в число наиболее почитаемых лиц: «есть три благородных сословия: епископ и король и Ф.». Они принимали участие в ина-угурационных обрядах королевской власти, подчеркивая тем самым ее сакральный характер. С помощью ряда процедур шаманского толка они предсказывали будущее и указывали кандидатуру будущего верховного короля. Зная прошлое и предвидя будущее, Ф.ы регулировали жизнь общества в целом и выступали при королях в качестве советников и наставников, чьи воля и слово должны были быть нерушимы. Впоследствии это привело к глубокому конфликту корпорации Ф.ов со светской властью. Отдельные упоминания об этом содержатся как в эпических текстах, так и в хрониках. Так, в 590 г. во время собора в Друмкете верховным королем Аэдом был поставлен вопрос об ограничении полномочий Ф.ов и сокращении их привилегий. Интересно, что сторону Ф.ов в этом конфликте принял св. Колум Килле, активный деятель христианской миссии в Ирландии, за что семь лет спустя, после смерти святого, Ф. Даланн Форгайл написал в его честь хвалебную поэму, известную под названием «Чудо Колума Килле» (Amr a Choluimb Chille). Усиление светской власти в связи с началом скандинавского завоевания Ирландии (VIII в.) значительно ослабило позицию Ф.ов как социального института в целом. В то же время отсутствие конфликта между Ф.ами и деятелями ранней христианской церкви, имевшей в Ирландии по преимуществу монастырский характер (см. Монашество, Монастырь), повлекло за собой широкую фиксацию архаической словесности, несмотря на явное присутствие в ней выраженного языческого элемента. Благодаря этому до нас дошло значительное количество образцов древнеирландской поэзии и прозы, созданных Ф.ами.

Барды ирландские

(ирл. bard). Расцвет бардической поэзии принято относить к ХП-XV вв. Само слово «Б.» в значении «поэт» употреблялось и раньше, однако на ранних этапах развития словесности в Ирландии Б.ы считались, по сравнению с профессионалами-Ф.ами, необученными, «природными» поэтами, не владеющими своим ремеслом в должной степени, не обладающими необходимыми знаниями в исторической и правовой областях и не наделенными профетическим даром. Так, в «Книге прав», тексте юридического характера, составленном в нач. X в., говорится, что «законы правителей Тары известны только Ф.ам, но не Б.ам.» (ni dir baird acht dir fîlead). Оплата профессионального труда Ф.ов и Б.ов также сильно различалась в пользу первых.

После падения института Ф.ов Б.ы занимают главенствующее положение в культурной жизни Ирландии. Ими были отчасти переняты многие черты Ф.ов (высокая степень профессионализма, длительное обучение, сложная поэтическая техника, корпоративность), однако между Ф.ами и Б.ами даже в период расцвета последних оставался ряд существенных отличий, среди которых в первую очередь следует назвать гораздо большую зависимость Б.ов от местных правителей, а также отсутствие у них профетических и каких бы то ни было иных сверхъестественных способностей, что лишало их поэзию сакральной стороны и делало ее вполне светской. Не исполнялись Б.ами и мифологические и эпические предания. В то же время перенятые от Ф.ов поэтические приемы были Б.ами во многом усовершенствованы и развиты в особую систему, получившую название «прямого стиха» (Dan direch). Развивалось и понятие авторства.

По своему содержанию бардическая поэзия очень разнообразна. Значительное место в ней занимают панегирические поэмы, посвященные местным королям и эрлам, сочинение и исполнение которых составляло основную профессиональную обязанность Б.ов, однако не меньший, если не больший, интерес представляют такие чисто лирические образцы бардической поэзии, как «Элегия на смерть жены», «Моление о потомстве», «Описание кинжала», «Обращение к старому плащу», «Впечатление от чтения старой рукописи», переложения античных сюжетов и многое др. Известно также немало поэм чисто религиозного содержания. В период упадка бардической поэзии (XV-XVII вв.) в стихах начинает звучать тема несправедливого забвения высокого искусства, его ненужности и пр. («Кто купит поэму?», «О сын, не стоит быть поэтом...», «Закрытая школа» и т.д.).

Определить четкие хронологические рамки такого явления, как ирландская бардическая поэзия, довольно сложно, так как процесс вытеснения Ф.ов Б.ами происходил постепенно. К тому же Б.ы во многом сохранили и более раннюю поэтическую терминологию и, в первую очередь, само понятие «Ф.» в значении «профессиональный поэт», применяемое ими уже по отношению к самим себе. Всего вероятнее, истоки профессиональной бардической поэзии относятся к X-XI вв., к периоду скандинавского завоевания; не исключено влияние поэзии скальдов. Первыми профессиональными Б.ами могут быть названы такие поэты, как Фланн Мак Ленан (ум. 918), Эохайд Флойнн (ум. 984) и Мак Лиаг(ум. 1015), придворный поэт верховного короля Ирландии Бриана Бору. Мак Лиа-гу принадлежит ряд поэм патриотического содержания о победах над викингами, а также генеалогии и панегирики, посвященные его знаменитому патрону. Он же является автором элегии на смерть Бриана Бору и описания битвы при Клонтарфе (1014 г.). Его младшим современником был Хрард Мак Койси (ум. 1023), придворный поэт верховного короля Ирландии Малахия II, сменившего Бриана. Однако оформление Б.ов в особый «поэтический цех» произошло лишь в последующие два столетия: в это время сложилась их корпорация, по стране распространилась целая сеть бардических школ и была выработана особая поэтическая система.

Из трактатов, посвященных бардическо-му искусству (рукописи XIII-XVII вв.), следует, что все Б.ы делились на две группы: «свободные» (soerbaird) и «зависимые» (döerbaird), внутри каждой группы выделялось по восемь рангов, причем ранг Б.а определялся в первую очередь тем, какими поэтическими размерами он владел, и от ранга же зависело то, на какую плату за свою поэму он мог рассчитывать. В период расцвета бардической поэзии плата (или «дар»), традиционно установленная для Б.ов высших рангов, была довольно высокой. Так, Б. первого ранга, носивший титул Rigbard («Б.-король»), мог получить одновременно несколько молочных коров, коня, боевого пса, дорогой фолиант, а также ряд ценных изделий из золота и серебра. Принадлежность к тому или иному рангу определялась не столько природным талантом, сколько обученностью. Хотя известны целые династии Б. (О'Дали, О'Хиггин, ОТнив, Мак-ан-Вард, О'Хасси и др.), их мастерство не передавалось по наследству. Чтобы называться Б.ом, нужно было обучаться в особой бардической школе. Учебный год в такой школе длился с 1 ноября до 1 мая, на время каникул Б.-ученик мог вернуться к родным или остаться на попечении местных жителей, которые рассматривали обязанность содержать его как почетную. Занятия в школе длились обычно по 12 часов в день и проходили в темном помещении без окон. Кроме освоения необходимого числа размеров и поэтических приемов в программу обучения, длившегося от 5 до 12 лет, входило запоминание королевских генеалогий и мифологических преданий, а также освоение особого «тайного языка», строящегося в основном на особой системе эвфемизмов и метафор, уходящих корнями в мифологическую традицию («Эмайн яблонь» - Тара, столица Ирландии в период раннего средневековья, «орех потока» - мудрость, «лосось знания» - Бог, «пес» - герой, воин, «мед» -любовь и пр.). Обязательным элементом тайного языка была также особая система замен одних имен собственных другими. Так, Ирландия могла быть названа также Банбой, долиной Фала, долями Эбера и Эримона, половинами Конна и Муга и пр., а конкретный король или эрл мог в стихах быть назван именем его отдаленного предка или мифологического героя. Понимание данного языка требовало определенных навыков и знаний, чем, видимо, было вызвано распространенное в самой Ирландии мнение, что язык Б.ов темен и малопонятен. Кроме того, язык, которому обучались в школах, представлял своего рода наддиалектное койне и в силу этого мог в значительной степени отличаться от местных разговорных диалектов, в первую очередь фонетически. Помимо чисто поэтических дисциплин будущие Б.ы должны были освоить основы примитивной фонологии и грамматики (им также были посвящены особые трактаты). Музыкального образования Б.ы не получали, так как сопровождение их поэм игрой на арфе и иных инструментах было делом профессиональных музыкантов, считавшихся по своему статусу ниже Б.ов.

Традиционной единицей любого размера классического бардического стиха была строфа (rann) из четырех строк с заданным числом слогов в каждой строке (как правило, от 7 до 9). Внутри каждой строки соблюдалась строгая система аллитераций, подчиняющаяся особым законам сочетаемости согласных звуков, строки же в рамках строфы объединялись при помощи системы внутренних и внешних рифм (comhardadh) или ассонансов. В целом бардический «прямой стих» может быть назван силлабическим: фиксированным было лишь место ударения в конце строки, дол гота и краткость гласных также не учитывались.

В период расцвета бардической поэзии число поэтов, странствующих по Ирландии и живущих при дворах королей, было столь значительным, что, по отдельным свидетельствам, достигало трети свободного населения острова. Кроме уже названных нами, следует упомянуть имена Гиоллы-на-Нев О'Дунна (XII в.), Доннхи Мора О'Дали (сер. XIII в.), Гальфрида Светлого О'Дали (XIV в.). Среди поздних бардов выделяются имена Фар-Флаха ОТнива (XVI в.), Дермо-та О'Ковтаха и Мельмура Мак-ан-Варда (кон. XVI в.), Эгана Руа Мак-ан-Варда (нач. XVII в.), Мэльбрида и Эохайда О'Хасси (XVII в.).

Официально бардические школы просуществовали в Ирландии до 1641 г., однако уже в XV и XVI вв. наблюдается упадок бардической поэзии, вызванный как внутренними социальными (распад клановой системы, перераспределение сил внутри образованного класса), так и внешними историческими причинами (указы 1537 и 1549 гг. против странствующих поэтов и музыкантов, антиирландская политика Елизаветы Английской и др.).

Слово «Б.» вошло в обиход европейской культуры в кон. XVIII в. после публикации «Песен Оссиана» Дж. Макферсона, однако изображенный им вдохновенный старец, который исполняет эпические поэмы, аккомпанируя себе на арфе, ничего общего с фигурой реального профессионального Б.а не имеет.

Барды валлийские

(валл. bardd) - полуисторические, полулегендарные поэты, авторы панегирических и исторических поэм, а также ряда текстов профетико-гномического содержания. Творчество валлийских Б.ов относится к периоду V1-XIV вв. Принято выделять два этапа: т. н. «первые Б.ы» (Cynfeirdd) и поздние придворные Б.ы (1100-1350 гг., Gogynfeirdd, букв. «после первых Б.ов»).

Образцы поэм «первых Б.ов» дошли до нас в составе четырех рукописей - «Черной Книги Кармартена» (XII-XIII вв.), «Книги Анейрина» (ок. 1250 г.), «Книги Талиесина» (ок. 1275 г.) и «Красной Книги Хергеста» (X1V-XV вв.). Поздняя фиксация и присутствующие в текстах значительные искажения во многом затрудняют атрибуцию поэм, однако лингвистический анализ позволяет выделить среди обилия содержащихся в рукописях поэтических текстов ряд фрагментов, восходящих к VI в. и приписываемых «первым Б.ам».

Среди этих последних следует назвать имена: Анейрина, возможного автора поэмы «Гододдин» (ок. 600 г.), описывающей битву бриттов с англами в районе современного Йоркшира (в XII в. поэма была вновь переработана и модернизирована); Лливарха Хеыа («Старого», нач. VII в.), автора ряда панегириков и элегий, обращенных к правителям Уэльса VI-VII вв., среди которых наиболее известна «Посмертная песнь Киндила-ну» (ок. 660 г.), написанная т. н. «энглина-ми» (от валл. englyn, название особой строфы из трех строк, изобретение которой приписывается Лливарху Хену); а также - знаменитого Талиесина. Талиесин, Б. VI в., был придворным поэтом короля Уриена. Ему приписывается двенадцать поэм исторического содержания, посвященных Уриену, его сыну Оуэну и другим историческим лицам. Однако имя Талиесина известно в первую очередь благодаря позднему тексту «Повести о Талиесине»(Напе5ТаПе5т), где этот исторический персонаж обретает значительное число черт, характерных скорее для мифологического героя, - чудесное рождение, наречение значимым именем, странствия, про-фетический дар и т.д., вплоть до чудесных реинкарнаций. Текст «Повести о Талиесине» бытовал долгое время в виде устного предания и затем был окончательно оформлен Эл-лисом Грифидом в XVI в. Знаменитая «Песнь Талиесина» (CanuTaliesin), в которой рассказывается о его перерождениях («и снова, преображенный,// был я голубым лососем,// был я собакой, оленем,// косулей на склонах горных...» и т.д.), является еще более поздней. Придворные поэты высокого средневековья, также называемые Б.ами, делились по своему статусу на «правителей искусства» (pen-cerdd) и «Б.ов дома» (bardd teulu). Если первые пользовались большим почетом и исполняли свои поэмы в центре пиршественного зала Пир), обращаясь непосредственно к самому королю, то вторые должны были стоять у входа и адресовать свои стихи слугам или, в лучшем случае, королеве. Придворным Б.ам принадлежит большое число панегириков (moliant) и элегических поэм (marwnad), написанных выспренным, сильно архаизированным языком, содержащим большое количество метафор и сложных аллюзий. Стих придворных Б.ов был силлабическим, с обилием аллитераций и четко выраженной конечной рифмой. Среди данной группы поэтов известны имена Мейлира Бридида, Гуалхамая сына Мейлира, Киндела Великого, Придида-и-Моха, Бледина Барда и др.

После сер. XIV в. классических придворных Б.ов сменяют т. н. Beirdd yr Uchelwyr (букв.: «поэты господ»), уже не отличающиеся строгой корпоративностью и ориентирующиеся в своем творчестве на народный ассонансный стих.

Литература: Калыгин В.П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986; Bell H.J. The development of Welsh poetry. Oxford, 1936; Веrgin О. (ed.) Irish Bardic Poetry. Dublin, 1970; Caerwyn-Williams J.E. The Nature Prologue in Welsh Court Poetry // Studia Celtica. Vol. XXIV-XXV, 1989-1990. P.70-90; Campanile E. Indogermanische Metrik und Altirische Metrik // Zeitschrift für celtische Philologie. Bd. 37, 1979; Carney J . The Irish Bardic Poet. A Study in the Relationship of Poet and Patron. Dublin, 1967; Idem. Three old Irisch accentual poems // Ériu. Vol. 22, 1971; Chadwick N.K. Poetry and Prophecy. Cambridge, 1942; Dil Ion M., Chadwick N.K. The Celtic Realms. L., 1967; Green D., O'Connor J . Golden treasury of Irisch poetry: A.D. 600-1200. L., Melbourn, Toronto, 1967; Hyde D. A Literary History of Ireland. L., 1903; Jakobson R. The Slavic god Veles and his Indo-European cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani. Brescia, 1969; Knott E. Irish Syllabic Poetry 1200-1600. Dublin, 1957; Idem. Irish classical Poetry, commonly called Bardic Poetry. Dublin, 1960; Lambert P. Y. Les littératures celtiques, P., 1981; Leerssen J .The «Contention of the Bards» and its Place in Irish Political and Literary History. L., 1994; Macalister R.A.S. The secret languages of Ireland. Cambridge, 1937; Mac A i г t S . Filidecht and Coimgne // Ériu. Vol. 18, 1958; Mac Can a Pr. An Archaism in Irish Poetic Tradition//Celtica. Vol. VIII, 1968; Meyer К. Three poems in Bérla na filid // Zeitschrift für celtische Philologie. Bd. 5, 1905; Murphy G . Early Irish metrics. Dublin, 1961; Ni Dhomhnaill С. Closure in Bardic Poetry // Celtica. Vol. 14, 1981; O'Cui'v Br. The linguistic trailing of the mediaeval Irish poet // Celtica. Vol. 10, 1973; Idem. Seven centuries оГIrish learning, 1000-1700. Dublin, 1961; Idem. The Earl ofThomond and the Poets// Celtica. Vol. 12, 1977; 0 Hogoin D . The Visionary Voice: a Survey of Popular Attitudes to Poetry in Irish Tradition // Irish University Review. Vol. 9, 1979; Parry T h . The Oxford book of Welsh verse. Oxford, 1962; Simms К . Bardic Poetry as a Historical Source // The Writer as Witness: Literature as Historical Evidence. Cork, 1987; Thurneysen R. Le terme farmbérla dans la grammaire irlandaise // Revue celtique. Vol. 13,1892; Travis J. Early Celtic verscraft. Shannon, 1973; Tu rvi 1 le - Pet re G. Poetry of the scalds and of the filid // Ériu. Vol. 22, 1971;Walsh P. Irish men of learning. Dublin, 1947; Watкins С . Indo-European metrics and archaic Irish vers // Celtica. Vol. 6, 1963; Idem. The etymology of the Irish Diian // Celtica. Vol. II, 1976; Williams I . Lectures on early Welsh poetry. Dublin, 1944; Williams J. E. С. The Court Poet in Medieval Ireland // Proceedings of the British Academy. Vol.57, 1971.

Т. А. Михайлова

В начало словаря