Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

Общение

Общение - процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками. Понятие О. используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей (см.: Культура общения).

Общественная психология

Общественная психология - "нижний" уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением общественного бытия.

О.п. не следует путать с социальной психологией -наукой, изучающей О.п. В О.п. проявляется в первую очередь психология представителей различных классов, наций, других социальных общностей и групп. Основными ее видами являются: политическая, нравственная, правовая, религиозная психика и др. О.п. может проявляться в форме социальных отношений, ценностных ориентации, мнений, чувств, настроений, традиций, обычаев представителей различных общностей.

Общественное сознание

Общественное сознание - духовная жизнь общества, проявляющаяся ,в единстве ее научно-теоретического ""верхнего") уровня - общественной идеологии и ее обыденного ("нижнего") уровня - общественной психологии.

По своему содержанию О.с. есть не что иное, как отражение общественного бытия. По своей структуре О.с. включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Между идеологическим и общественно-психологическим отражением общественного бытия существует много общего: один и тот же объект отражения - общественная жизнь, историческая конкретность, относительная самостоятельность и др.

В то же время между ними есть и различия, связанные с формами отражения бытия. Теоретическое, научное сознание отражает общественное бытие, общественные отношения в виде системы идей и взглядов, в основе которых лежат коренные интересы людей, социальных групп. Общественная психология отражает общественное бытие в форме мнений, чувств, настроений, традиций, обычаев и т. д., проявляясь более динамично и непосредственно, чем идеология, более активно влияя на практическую деятельность людей.

Объект и предмет этнопсихологии

Объект и предмет этнопсихологии - закономерности формирования и развития различных компонентов национальной психики, сущность и содержание процессов освоения, сохранения, передачи и изменения национально-психологических особенностей людей, а также того, что их цементирует: национальных традиций, ценностей, норм и правил поведения и т. д.

Предметная область этнического, подлежащая изучению и регулированию с позиций психологической науки и представителей других отраслей знаний, включает исследование условий и механизмов оптимизации процессов межнационального взаимодействия на государственном уровне и в сфере политики, в деятельности региональных и территориальных органов управления, а также на уровне формирования и развития конкретных этнических общностей.

Объективными профессиональными целями специалистов (психологов и этнологов), работающих в сфере прикладной этнопсихологии, являются: создание условий для развития жизни и деятельности представителей конкретных этнических групп; поддержка приоритетных направлений и видов национальной и межнациональной активности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих формированию "этнонационального пространства" как естественной среды становления и развития человека и общества в целом.

Овсянико-Куликовский Д. Н.

Овсянико-Куликовский Д. Н. (1862-1931) - русский и советский языковед и литературовед, почетный член Петербургской академии наук (1907), ученик и последователь А.А. Потебни (см.), стремившийся выявить и обосновать механизмы и средства формирования психологического своеобразия наций. Основной его работой, посвященной этой проблеме, стала "Психология национальности" (1922).

Согласно его концепции главными факторами формирования национальной психики являются элементы интеллекта и воли, а элементы эмоций и чувств в их число не входят. Вслед за своим учителем О.-К. считал, что национальная специфика заключается в особенностях мышления и искать эти особенности нужно не в содержательной стороне мышления и не в его результативности, а в бессознательных компонентах психики человека. Язык при этом выступает стержнем народной мысли и психики и является особой формой накопления и сбережения психической энергии народов.

О.-К. считал, что все нации можно разделить условно на два основных типа: активные и пассивные - в зависимости от того, какая из двух видов воли - "действующая" или "задерживающая" - преобладает у данного этноса. Каждый из этих типов, в свою очередь, можно разложить на ряд разновидностей, подтипов, отличающихся друг от друга определенными этноспецифичными добавочными элементами. Например, к пассивному типу, О.-К. относил русских и немцев, однако различия между ними видел в том, что в национальном характере русских присутствует элемент волевой лени.

К активному типу он относил английский и французский национальные характеры, различающиеся присутствием у французов излишней импульсивности.

Многие идеи О.-К. были эклектичны и слабо аргументированы, являлись следствием неудачного применения идей 3. Фрейда, однако в последующем они натолкнули исследователей этнопсихологии на правильный анализ интеллектуальных, эмоциональных и волевых национально-психологических особенностей.

Осетины

Осетины - представители одного из самобытных кавказских народов, проживающего главным образом в республике Северная Осетия (Алания).

Для них свойственны такие национально-психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели чего бы это им не стоило.

В их среде сильны патронимические (кровнородственные) связи и отношения, которые восходят своим содержанием к строгому соблюдению своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами и ради поддержания которых осетины никогда не поступятся своими принципами и идеалами.

Отражение этнопсихологическое

Отражение этнопсихологическое - результат психической деятельности представителей различных национальных общностей, групп, направлений на усвоение, познание и преобразование в их сознании образов, предметов и явлений окружающей действительности, адекватной запечатляемой реальности.

О.э. определяет специфические черты психики представителей конкретных этнических общностей, их поведение и характер взаимодействия со средой. Основу проявления О.э. составляет механизм постоянного сравнения вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной действительности со старым, "национальным" по содержанию опытом. Образно говоря, сознание человека, представителя той или иной этнической общности, настроено на определенную "волну" восприятия и осмысления окружающего мира в соответствии со сложившимися национальными традициями и установками, которые, во-первых, словно фильтр очищает его психику от того, что для нее в этническом отношении "чуждо", и, во-вторых, подобно генератору, задают размер н направление этой "волны". Речь при этом, конечно, идет не об общих закономерностях функционирования психики, которые у всех народов одинаковы, а о внутреннем соотношении операций и действий в рамках этого лроцесса.

Сложившийся у каждой этнической общности свой, национальный "настрой" индивидуального и общественного сознания всегда своеобразно учитывает характер воздействия объективной действительности, соответствующий новым обстоятельствам, в каждом конкретном случае отличных от предыдущих. Психическая деятельность человека - результат диалектического взаимодействия, с одной стороны, объективных воздействий окружающей действительности, влияющих на нее, а с другой - субъективного их восприятия (сложившихся у представителей той или иной этнической общности системы мышления, своеобразного проявления эмоций и воли, традиционных представлений о характере взаимоотношений между людьми).

Поскольку О.э. аккумулирует в себе огромный опыт жизни, культуры и быта предшествующих поколений, оно обладает значительной силой. В некоторых исследованиях сила психического, общественно-психологического и этнопсихологического отражения признается примерно одинаковой с идеологическим отражением. Однако это не совсем так. Идеологическое отражение в ряде случаев сильнее отражения общественно-психологического, поскольку идеология, как бы упорядочивает общественную психологию. По отношению к общественно-психологическому этнопсихологическое отражение ближе к отражению идеологическому. Оно как бы систематизирует содержание общественной психологии, придает ему определенную направленность, "очищает" от случайного, всего того, что в национальном и культурном отношении непривычно. Можно считать, что этнопсихологическое отражение значительно сильнее, чем отражение общественно-психологическое, но слабее идеологического и находится как бы в промежутке между ними.

Отрицание (этнопсихологическое)

Отрицание (этнопсихологическое) - защитный механизм неосмысливаемого отказа от неприемлемых для сознания чувств, желаний, фактов, поступков.

Так, в период вражды между двумя нациями, народностями многие молодые люди, испытывая чувства любви друг к другу, тем не менее уступают политическим установкам, подменяющим это чувство ненавистью.

Предыдущая страница Следующая страница