Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")

Кабардинцы и балкарцы

Кабардинцы и балкарцы - представители двух коренных народов, населяющих Кабардино-Балкарию и имеющие в своей психологии и культуре много общего и много особенного.

Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и взаимодействия во всех сферах материальной и духовной жизни. Особенное объясняется разным этническим происхождением. Кабардинцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну с ними группу адыгов. Балкарцы - результат слияния аланов с тюркскими племенами.

Национально-психологические особенности кабардинцев в своем проявлении выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.

У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче ассимилируются среди других народов. Балкарцы же, по сравнению с кабардинцами, в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.

Кабардинцы склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Балкарцам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению.

Потребность в общении у кабардинцев реализуется свободнее и конкретнее. У балкарцев же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчетливое стремление к успеху, самоуверенность.

Кавелин К. Д.

Кавелин К. Д. (1818-1865) - русский историк и публицист, руководитель отделения этнографии Русского Географического общества. Он считал, что этнические (в том числе и психологические) характеристики народов необходимо изучать по памятникам старины, верованиям, обычаям и традициям. Ряд выдвинутых К. положений намного опередил свое время. Они были высказаны много раньше взглядов В. Вундта (см.), М. Лацаруса (см.) и X. Штейнта-ля (см.), положивших свои идеи в основу теории "психологии народов" (см.). При этом он не признавал важности сравнительного метода изучения.

К. решительно возражал против того, чтобы объяснять заимствованием сходство русских обычаев с параллельными явлениями у евреев, греков, индусов или других народов. По его мнению, объяснять русские обычаи надо исходя из истории самого русского народа. Сходное - считал он, - вовсе не означает заимствованное.

Казахи

Казахи - представители одной из самых многочисленных среднеазиатских наций, жители одноименного государства.

За многовековую историю их существования у К. сложились свои обычаи, нравы, традиции, передававшиеся из поколения в поколение, которые и сегодня нельзя не учитывать в межнациональном общении и взаимодействии с ними.

Воспитываются казахи с детства в строгих правилах: от них требуют относиться к труду как первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей, коллективом, Родиной, осознавать личную ответственность за дела, в которых принимаешь участие. Не случайно у казахов хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение быстро овладевать теми или иными приемами и особенностями любой деятельности, сообразительность, исполнительность. Они наделены подвижным умом, сообразительны, любознательны и отзывчивы, настойчивы в достижении целей, отличаются хорошей памятью. В профессиональной деятельности они достаточно активны, особенно если хорошо владеют русским языком и добросовестно усвоили свои обязанности.

Высокие понятия о чести, достоинстве, долге, необходимости вступиться друг за друга, за женщину, за справедливость - не пустые для казаха. Джигит - в понятии казахов - это не просто удалой человек, это прежде всего человек чести, мстящий любому, кто задел его, даже ненароком. Джигит не должен прощать обид - удар за удар, око за око. Таковы были народные нравы. По складу национального характера казахи свободолюбивы, гостеприимны, общительны, храбры, верны слову. Встречаются и отдельные случаи недисциплинированности, но крайне редко.

Большинство казахов легко сходятся в общении и взаимодействии с другими людьми, умеют находить надежных и верных друзей среди представителей разных народов, преданны в своей дружбе, всегда придут на помощь товарищу. При общении с представителями других национальностей они, как правило, не боятся сказать человеку правду прямо в глаза. Охотно выполняют общественные поручения.

Следует иметь в виду, что если в коллективе сложилась неблагоприятная атмосфера, то казахи ведут себя настороженно, тяжело переживают нанесенные обиды и долго не прощают их, что может явиться поводом для новых конфликтов. Только равные требования к представителям всех национальностей служат основой для нормальной обстановки в коллективе, где работают и трудятся казахи.

В социальном и национально-психологическом облике южных и западных казахов есть определенные различия, встречаются черты, свидетельствующие о сохранившемся влиянии феодально-родовых пережитков. До сих пор существует разделение на так называемую белую и черную кость. К первым относят казахов южных районов республики. Порой в их среде дают знать о себе элементы эгоизма, родовой кичливости. В этих областях страны бытует негласное деление на жузы (социально-родовые кланы), где до сих пор имеют силу свои своеобразные жизненные нормы и принципы, согласно которым предпочтение всегда отдается казаху из своего рода. Выходцы из данных областей очень слабо владеют русским языком, многие вообще его не знают.

Калмыки

Калмыки - народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и ведущий свое происхождение от племени ойратов, пришедшего к нам из Монголии.

Исторические хроники свидетельствуют, что с древних времен ойраты по своему национальному характеру были по сравнению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными. Впоследствии мигрировав в Южную Россию, калмыки освоили огромное степное пространство, крайне редко заселенное. Сухая и безводная степь стала местом выпаса рогатого скота, овец, лошадей и многочисленного поголовья верблюдов. В их хозяйстве были новые для России породы сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к нелегким условиям Нижнего Поволжья и предгорий Кавказа.

Калмыки разработали свою оригинальную систему использования обширных степных пастбищ. Академик И. И. Лепехин в конце XIX века писал о калмыках: "От них польза есть. Они занимают пустые степи ни к какому обитанию не пригодные. В них мы должны видеть не только представителей военной службы, защищающих наши пределы от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев, но хороших и многочисленных обитателей, получающих от скотоводства наилучший убойный и рабочий скот". Многие исследователи поэтому считают, что такие национально-психологические особенности калмыков, как выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым обеспечивали успешность жизни калмыков в достаточно трудных природно-климатических условиях.

Во главе калмыцкой семьи стоял отец, и все остальные члены семьи должны были беспрекословно подчиняться ему и выполнять все его распоряжения. Домашним же хозяйством руководила мать; несмотря на то что калмычка находилась в полном подчинении мужчины и под его контролем, она пользовалась свободой и самостоятельностью в ведении хозяйства и в быту.

Известный исследователь обычаев и традиций этого народа П. Небольсин писал: "Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщины имеют человеческое, а не рабское значение. У многих мусульман они исключены из общения с мужским полом не только в забавах, но даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины. Мужчина, хотя бы это был сам владелец (улуса или аила), заметив,что встретившаяся ему женщина хочет сойти с лошади, должен сам спешиться и помочь ей сойти с седла. Женщина, жена или дочь, сама угощает гостей".

В результате в психологии калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное отношение практически ко всем другим людям, независимо от их пола и социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.

Кроме того, оказывал серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности калмыков буддизм, в качестве религии перешедший к ним по наследству от монголов, что не могло не найти отражения в их психологии. По этой причине в ней закреплялись проповедуемые им такие социальные ценности, как довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, безразличие к чужим страданиям. У калмыков формировались и такие качества, как трезвость мысли и рационализм, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей.

К. - достаточно своеобразный народ, знание психологии которого позволяет строить с его представителями устойчивые взаимовыгодные и равноправные отношения.

Каналы коммуникации (национальные)

Каналы коммуникации (национальные) - система деловых и межличностных контактов людей различной этнической принадлежности в процессе совместной деятельности и общения.

Кант (Kant) И.

Кант (Kant) И. (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, рассматривавший в своем труде "Антропология" (1890) проблемы этнической психологии.

По мнению К., каждый народ обладает своим характером, проявляющимся в эмоциональных переживаниях (аффектациях) в отношении и восприятии других культур. Отказ от признания национально-психологических особенностей другого народа, с точки зрения К., ведет к национальной ограниченности, высокомерию и чванству, подозрительности и вражде в отношениях между людьми и народами, т. е. к национализму.

Проявляется национальный характер в отношениях к другим народам, в государственной гордости и общественной свободе. К. признает влияние природно-климатических и географических факторов на психологию и черты национального характера народа, однако не считает их главными.

По мнению К., в основе национального характера народа лежат врожденные черты его далеких предков, передающиеся от поколения к поколению. Народ меняет место проживания, формы правления, однако основные черты его национального характера изменяются очень медленно, приспосабливаясь к новым условиям природной и социальной среды. В языке, роде занятий, в одежде сохраняются следы их происхождения.

К. пытался всесторонне исследовать национальные черты и социально-психологические особенности различных европейских народов. При этом он останавливался не только на положительных, но и отрицательных чертах и качествах отдельных представителей национальных общностей, подчеркивая, что как лесть, так и порицание мешают общению народов, возбуждают у них зависть друг к другу, называя все это признаком субъективности.

К национально-психологическим особенностям французов он относил живость, общительность, стремление быть услужливыми, достойными уважения и любви со стороны других людей. В то же время К. подчеркивал и оборотную сторону медали - живость, например, ведет к легкомыслию, заразительному духу свободы, вызывающему потрясающий энтузиазм, переходящий иногда все допустимые правовые и морально-нравственные нормы. Характер англичан он считал более сильным, противоположным французскому. В нем нет легкомыслия и эмоционального "заряда" последнего, он более индивидуализирован до элементов высокомерия к другим народам, очень консервативный. Так же своеобразно К. описывал специфические черты национального характера испанцев, итальянцев, немцев и др. народов. В целом понимание К. национального характера очень оригинально и интересно. Особенно важной для этнопсихологии является его попытка сравнительного анализа национальной психологии различных народов.

Кардинер (Kardiner) А.

Кардинер (Kardiner) А. (1898-1962) - американский психиатр и культуролог, глава этнопсихологической школы (см.) в американской этнографии, автор известных трудов "Индивид и общество" (1945), "Психологические границы общества" (1946). К. является основателем признанной на Западе концепции, согласно которой национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию их ценностей, формы общения и поведения. Он ввел в научный обиход понятие "базисной личности" (см. "Базисной (модальной) личности теория") в этнопсихологии.

К. подчеркивал, что в формировании этой личности решающую роль играют механизмы, названные им "проективными системами". Последние проявляются в результате отражения в сознании людей первичных жизненных влечений, связанных с потребностью в жилье, пище, одежде и т. д. Отличие культур и общностей друг от друга К. видел в степени господства "проективных систем", во взаимоотношении их с так называемыми системами "внешней реальности".

Исследуя влияние, например, европейской культуры на развитие личности, он пришел к выводу, что длительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина европейцев формируют в человеке пассивность, безразличие, интровертность 1, неспособность адаптироваться в природной и социальной среде и другие качества. В определенных своих теоретических обобщениях К. пришел в окончательном итоге к идее культурного релятивизма, психологической несовместимости представителей отдельных культур.

1 самоуглубленность, замкнутость, склонность к ограничению контактов с другими людьми.

Карелы

Карелы - финно-угорский народ, коренное население Карелии РФ. Как показывают социально-психологические и этнографические исследования, карелы трудолюбивы, несколько медлительны в мышлении и поведении, малоразговорчивы, но, как правило, тверды в решениях и поступках, рассудительны и последовательны в своих действиях, опрятны и скромны в быту.

Карсавин Л. П.

Карсавин Л. П. (1882-1952) - русский религиозный философ и историк. Основная проблематика трудов посвящена изучению дихотомии Россия - Запад. В предреволюционные годы он исследовал религиозную жизнь зарубежной Европы в эпоху позднего средневековья, увлекся религиозной философией и философией истории. В 1925 г. Л. П. Карсавин примкнул к идейно-теоретическому движению евразийства, вскоре став его новым идейным лидером.

К. последовательно критиковал позитивистскую теорию прогресса. Для него развитие культуры и наций -это развитие вне времени и вне пространства. Только познав культуру нации, "можно говорить о самосознании и самопонимании" личности представителя конкретной общности. Любая культура, по мнению К., как и личность, рождается, формирует свою этническую основу, развивает географические характеристики и умирает. Культура выше, чем народ, и может проявляться в нескольких исторических индивидуальностях. И если культура - суть индивидуальна, ее нельзя мыслить в отрыве от внешней среды, географического ландшафта, этнического типа ее носителя, нельзя разрывать культуру духовную и экономическую.

Но культура, считал К., не абстрактна. Она не существует вне ее "индивидуализации в народах". Культура живет в определенном времени и пространстве, и умирает не она сама, а ее эмпирически определенный носитель - народ. Культуру творит ее субъект - народ. Они оба - высшие носители истории.

При этом, по К., культура - это: 1. Определенная система "качествований" той или иной "индивидуальности" (народа или сословия); 2. "Качествование" высшей индивидуальности (например, эпохи, которая характерна для многих народов, как-то: европейская, русская, античная). Каждая культура - это индивидуали-зация человечества, и она несет свое собственное, только ей присущее начало, которое выделяет ее в ряду всех культур. Это качество культуры К. называет "идеей культуры".

Культурой человечества определяется единство культур во времени и пространстве, их причастность к единому целому. Анализ исторического процесса сводится к выявлению проявлений личностей, представляющих разные культуры. В революции Карсавин видел актуализацию национального начала, явление народное, творческое, отсюда вытекает ее религиозный смысл, невозможность управлять ею.

Не принимая идею западной демократии, которая "распыляет людей на периодически голосующих индивидуумов", К., в рамках евразийской теории, предпринял попытку создания государства "православной идео-кратии" с народом, образующим нацию-личность на основе индустриализации. Этот искусственный конструкт оказался несостоятельным даже в рамках теории и послужил одной из причин распада евразийского движения. Однако работы Л.П. Карсавина представляют несомненный интерес для историков, политологов, философов и этнопсихологов.

Категоризация этносоциальная

Категоризация этносоциальная - а) когнитивная организация и систематизация восприятий людей других этнических общностей, обусловленная социально-психологическими закономерностями ценностного восприятия действительности;

б) способ классификации других народов и система ориентации, помогающая представителю конкретной нации определить свое место по отношению к ним.

Понятие К.э. широко применяется в теориях и исследованиях межнациональных отношений, где изучается отражение в сознании членов различных этнических групп системы свойственных для них межнациональных диспозиций.

Киргизы

Киргизы - представители одного из древнейших народов, населяющих Среднюю Азию и проживающие в основном в республике Кыргызстан.

Многовековая борьба за национальную независимость способствовала его особому сплочению, стремлению к установлению взаимопомощи при решении любых необходимых проблем. До сих пор существует традиция - "ашар" - тесное сотрудничество и сплочение при совместной деятельности. Она проявляется при строительстве жилищ, при выполнении особо трудоемких работ. Совместный труд воспитывает самих кыргызов и формирует у них чрезвычайно уважительное отношение к любому делу.

К числу национально-психологических особенностей киргизов можно отнести такие черты, как трудолюбие, честность, исполнительность, сообразительность, способность сохранять присутствие духа в сложных обстоятельствах жизни и деятельности. Они свободолюбивы, храбры, крепко держат данное слово, любят музыку и танцы. Отличаются высокими волевыми и моральными качествами, выносливостью, упорством в преодолении трудностей в профессиональной деятельности. Среди киргизов очень почитается героический эпос. Центральная фигура его сказаний - богатырь Манас, воспевающий мужество, стойкость, умение переносить трудности, любовь к Родине, готовность к ее защите от врагов.

Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присущи подчеркнутое уважение и почтение к старшим. Высоки традиции воспитания национального достоинства. Неуважительное отношение к родным, родственникам при беседе с представителями киргизской национальности воспринимается очень остро и очень их обижает. Все это требует от собеседника искреннего участия, такта, внимательности и терпения.

Киргизы очень гостеприимные люди. У них выработался целый этикет встречи гостей, обусловленный разобщенностью кочевников-скотоводов, отдаленностью населенных пунктов, недостаточной информированностью людей. В то же время в их среде сложилось чинопочитание, даже угодничество. Угощения распределяются в зависимости от старшинства, уважения к человеку и занимаемого им положения в обществе.

Киргизы в отличие от представителей других среднеазиатских национальностей, как правило, обладают опытом широкого межнационального общения, поэтому быстрее адаптируются в многонациональных коллективах. Исследователи отмечают их стремление к порядку, общительность. К представителям славянских национальностей отношение хорошее. Возникают отдельные трения с лицами узбекской национальности. Это связано с историей Кыргызстана. Власть кокандского хана, геноцид местного населения формировали негативное отношение к поработителям.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что довольно часто представители этой национальности легко попадают под влияние отрицательно направленных микрогрупп, а со временем сами принимают на себя эту роль. Избежать этого можно, если активно привлекать выходцев из Кыргызстана к общественной и профессиональной деятельности, где бы они несли ответственность не только за себя, но и за товарищей, за сослуживцев.

Киреевский И. В.

Киреевский И. В. (1806-1856) - выдающийся русский философ, публицист, теоретик славянофильства, автор работ "О характере просвещения Европы" (1852), "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1865) и др.

В своем творчестве К. прошел путь от увлечения западничеством к славянофильству, которое является реакцией на его западничество. В государстве и сословности К. видел продолжение народного быта, а религию признавал ведущей силой общественного развития. Государство, как временный социальный институт, он противопоставлял церкви, которая должна заботиться о вечной жизни.

Русская культура, по мнению К., должна идти своим собственным путем, но не уходить в сторону от общего христианского пути духовного наследия. Сравнивая русскую и западную культуры, он пришел к выводу о существовании двух типов просвещения: европейского - рассудочного и секуляризованного, и российского - основанного на началах братства и смирении. В окончательном итоге К. делает вывод о том, что человек русской культуры, как носитель целостного сознания, противостоит одностороннему рассудочному человеку западной культуры.

Национальный характер русского народа, по мнению К., определяется непротивлением угнетению, отсутствием тяги к завоеваниям, общинностью. Он критиковал обреченную на гибель западную цивилизацию за рационализм, метафизичность мышления, дух корыстолюбия, политическую нестабильность, революционный дух. Политическим идеалом К. был теократический режим для России. Целостное сознание, носителем которого являются россияне, по его мнению, есть не что иное, как соборный дух. Западный человек же является носителем духа отрицания, т. е. эгоизма и индивидуализма.

К. понимал, что нельзя постоянно возражать против западного просвещения, которое дало России основы знаний, искусства, технологий и управления. Но он считал, что из противоборства двух начал должно возникнуть что-то третье.

Идеи К. оказали значительное влияние на развитие-национально своеобразной философской мысли России.

Китайцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клан

Клан (от гэльск. clann - потомство)

в современной, преимущественно западной, литературе название рода, либо локализованной родовой общины, а подчас и всех родоплеменных подразделений.

Выделяется понятие конического К., в котором социальный статус его членов определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику. В тех же значениях термин К. нередко применяется и в отечественной литературе по отношению преимущественно к народам Средней Азии и Кавказа, сохраняющим пережитки родоплеменного деления.

Классификация национально-психологических особенностей

Классификация национально-психологических особенностей (от лат. classis - разряд + facto - делать, раскладывать) - систематизация национально-психологических особенностей в зависимости от их принадлежности к определенному классу психологических явлений, которые различаются между собой специфическими функциями и имеют свои закономерности проявления.

В этой связи все национально-психологические особенности разделяются на четыре группы.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности (см.) характеризуют своеобразие побудительных сил в деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что определяет специфику ее мотивации и поведения.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности (см.) выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной национальной общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других этнических групп и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности (см.) отражают своеобразие функционирования у народа того или иного государства четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности (см.) показывают специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей той или иной этнической общности, свидетельствуют о реальном отличии подобных характеристик у других народов, поскольку у каждого из них существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, своеобразные формы организации и руководства людьми, традиции и привычки поведения.

Классовая психология

Классовая психология - синоним понятия психология класса (см.).

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс (от лат. cognitio - знание + dissonans - разнозвучный) - состояние психического дискомфорта, вызванное одновременным наличием в психике субъекта противоречивых, логически несовместимых представлений, взглядов, взаимоисключающих потребностей, мотивов деятельности, которые приводят порой к внутреннему конфликту.

Например, идея честного служения Отечеству может сосуществовать с желанием и намерением осуществить незаконное деяние (напр., нарушить присягу, отклониться от призыва в армию и т. д.). Сосуществование взаимоисключающих потребностей, мотивов в психике без ее перенапряжения, без патопсихологических изменений возможно благодаря работе защитных механизмов.

Преодоление К.д. может быть достигнуто и путем изменения первоначального мотива. Термин введен американским психологом Л. Фестингером. К.д. - способ-преодоления амбивалентности чувств (см.). И он активно проявляется в национальной психике. Так, у русских по отношению к немцам на протяжении ряда поколений проявлялись противоречивые чувства: от почитания в XVII-XVIII веках до ненависти в период Великой Отечественной войны. И на более поздних этапах истории в зависимости от конкретной, в том числе и политической, ситуации срабатывают те или иные архетипы (см.), установки (см.: Установка национальная, этническая). Однако гуманный, цивилизованный вывод советских войск из Германии, экономическая помощь последней русским офицерам в решении жилищных и иных проблем, предоставление кредитов, торговое партнерство и т. д. постепенно как бы нормализовали отношения русских людей к немцам. Однако нередко эти чувства сосуществуют и уживаются в сознании и психологии части наших людей, особенно тех, кто воевал..д. - следующая после амбивалентности ступень постепенного изменения национальных чувств и установок.

Количественные методы в этнопсихологии

Количественные методы в этнопсихологии - совокупность способов, приемов, методов-описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием достижений современной математики и вычислительной техники.

К.м. в э. находятся в тесной связи и взаимодействии с методами качественного анализа. Тормозят процесс применения К.м. в э. трудности формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально-психо-логических особенностей людей, недостаточный уровень подготовки кадров и отставание технической оснащенности организаций, кафедр, исследующих науку.

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное - термин из концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т. е. всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в К.б., воспроизводятся, усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием.

В теории глубинной психологии национальные особенности нередко рассматриваются как проявление коллективного бессознательного.

Коллективные представления

Коллективные представления - понятие, выдвинутое французским социологом Е. Дюркгеймом (1858-1917), обозначающее идеи, действующие, функционирующие, составляющие основу всех общественных связей.

Они общезначимы и "навязываются" индивиду, даже если он этого не хочет или не осознает.

Коми и коми-пермяки

Коми и коми-пермяки - родственные удмуртам народы, проживающие на севере Архангельской, Мурманской, Омской, Тюменской и Пермской областей и сходные с ними по своим национально-психологическим особенностям, выделяясь при этом лишь несколько отличной эмоциональностью и чувствительностью, большей способностью к адаптации к жизни в сложных экстремальных условиях. Коми-пермяки, кроме того, более замкнуты и недоверчивы.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности - явления, характеризующие национальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп.

Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т. д. Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования национального самосознания этноса, в содержании которого зафиксировано своеобразие национальных черт характера и поведения людей, их языка, культуры, национальных традиций, образа жизни.

Коммуникация

Коммуникация (от лат. communication, communicare - делать общим, связывать, общаться)

1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой;

2) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией;

3) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации.

Коммуникация массовая

Коммуникация массовая - совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. К.м. характеризуется, во-первых, рассредоточенностью аудиторией; во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции); в-четвертых, принципиальной доступностью информации всем желающим.

Анализ К.м. как "индустрии культуры" был дан известными теоретиками зарубежной психологии Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Их концепция К.м. отразила негативное, критическое отношение к состоянию общественного сознания современного им общества, поэтому они обращали внимание не на позитивные результаты прогресса К.м., играющие исключительно важную роль в демократических преобразованиях, а на использование информации для манипулирования сознанием. Большинство исследователей К. м. полагают, что ее характер и цели как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

Предыдущая страница Следующая страница