Большой толковый словарь по культурологии
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАТ"-"ПЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАТ"-"ПЛЕ")

ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ (греч. patriarches - родоначальник)

1) глава, старейшина рода, родовой общины; перен. старый, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой-либо отрасли науки, искусства и т.п.);

2) в православии высший духовный сан, обычно главы самостоятельной (автокефальной) церкви. Избирается церковным собором.

ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ (гр. pater (patros) - отец + arche - власть)

сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

период родового строя. Характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности; развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытнообщинного строя.

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ - нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот - человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.

ПАТРИСТИКА

ПАТРИСТИКА (лат. pater - отец) - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв. - так называемых отцов церкви (Тертуллиан, Климент Александрийский и др.).

ПАТРИЦИИ

ПАТРИЦИИ (лат. patricii, pater - отец) - в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом - родовая аристократия.

ПАФОС

ПАФОС - торжественное воодушевление, восхищение, выраженное в возвышенных тонах.

ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИКА (греч. paidagogike) - наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения. Включает теорию воспитания, дидактику, школоведение.

ПЕДАНТ

ПЕДАНТ (ит. pedante, первонач. - учитель, педагог) - человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, точностью, формализмом.

ПЕЙЗАЖ

ПЕЙЗАЖ (фр. paysage) - в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения - природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины).

ПЕНАТЫ

ПЕНАТЫ - у римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, затем всего римского народа. Перен. - домашний очаг, родной дом.

ПЕНИЕ

ПЕНИЕ (вокальное искусство) - искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов - вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное - концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучий - кантилена; декламационный - речитатив; колоратурный).

"ПЕРЕДВИЖНИКИ"

"ПЕРЕДВИЖНИКИ" - художники-реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение - Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы; обличали порядки самодержавной России, пережитки крепостничества, пороки капитализма. Передвижники (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др.)

ПЕРИПТЕР

ПЕРИПТЕР - основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.

ПЕРСОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА (фр. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу)

1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком;

2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предметов на расстоянии.

ПЕРФОРМАНС

ПЕРФОРМАНС - performance - англ.: исполнение, представление.

публичное создание Артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с "искусством для искусства" за П. закрепилась характеристика "акт ради искусства"); худож. сверхзадачей - утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства Постмодернизма возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. Футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте "Мюзик-холл", 1913, концепция "театра неожиданности", профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), Дадаизм, Хэппенинг, Боди-арт, концептуальное искусство (см. Концептуализм), фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения "Флюксус" и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - "концептуальное шаманство" И. Бейса, "живая скульптура" Гилберта и Джорджа.

П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобр. "театр памяти", то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L'Acte pour 1'art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ (лат. pessimus - наихудший) - представление о том, что в мире преобладает негативное начало (хаос, зло и т.п.); настроения безысходности, неверие в будущее и т.п. Противоположность пессимизму - оптимизм.

ПИЕТИЗМ

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие), направление протестантизма конца XVII-XVIII вв., противоречиво связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлеченность и догматическое окостенение протестантского (лютеранского) богословия П., парадоксально совмещавший сектантскую узость и большую смелость отдельных положений, стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства и по своим внутренним тенденциям тяготел к традиционной философской мистике, подчеркивая при этом значение практического переустройства жизни. Основная линия развития П. связана с именами Ф. Я. Шпенера (1635-1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663-1727), превратившего Галле в центр пиетизма. В стороне от основного направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666-1714), давшего в своей «Беспристрастной истории Церкви и еретиков» («Unparteyische Kirchen und Ketzerhistorie», Tl 1-4, 1699) резкую критику церковной жизни, пересмотревшего историю Церкви с недогматических нравственных позиций и отчетливо выразившего демократическо-социальную сторону П. П. нашел отражение в творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гердера, имел существенное значение для Гамана, Новалиса, Щлейермахера и формирования немецкого романтизма, способствуя художественному и философскому постижению личности в ее сложности и индивидуальной глубине.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

ПИЛОН

ПИЛОН (греч. pylon - ворота, вход)

1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов;

2) башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.

ПИЛЯСТРА

ПИЛЯСТРА - выступающий из стены четырехугольный столб, который используется для членения плоскости стены.

ПИРАМИДА

ПИРАМИДА - монументальное сооружение, имеющее геометрическую форму пирамиды (иногда также ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называли гигантские гробницы древнеегипетских фараонов III - II тыс. до н.э., а также древнеамериканские постаменты храмов (в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Перу), связанные с космическими культами.

ПИСЬМЕННОСТЬ

ПИСЬМЕННОСТЬ -

1) совокупность письменных средств общения, складывающихся из систем графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом;

2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.

ПИФОС

ПИФОС (греч. pithos) - большой глиняный древнегреческий яйцевидный сосуд для хранения зерна, воды, вина и пр.; высотой до двух метров. Обычно вкапывался в землю.

ПЛАКАТ

ПЛАКАТ (нем. plakat) - вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА - ☼ виды искусства, произведение которых осуществляют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), служащие созданию материально-предметной среды жизни человека.

ПЛЕНЭР

ПЛЕНЭР (фр. plein air, букв. - открытый воздух) - в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV