Словарь культуры XX века (В.П. Руднёв)
МОДАЛЬНОСТИ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ш Э Я

МОДАЛЬНОСТИ

МОДАЛЬНОСТИ (от лат. modus - вид, способ) - тип отношения высказывания к реальности. Наиболее известные нам М. - это наклонения: изъявительное - оно описывает реальность ("Я иду"), повелительное - оно ведет диалог с реальностью ("Иди") и сослагательное ("Я бы пошел") - оно вообще слабо связано с реальностью. Но, кроме обычных наклонений, существуют еще логические М. - они называются алетическими (от древнегр. aletycos -истинный) это М. необходимости, возможности и невозможности. Эти М. существуют как бы незримо. При логическом анализе они добавляются к предложению в виде особых зачинов на метаязыке, модальных операторов. Например, все аксиомы математики и логики являются необходимо истинными - "2х2 = 4", "Если а, то неверно, что не а" (закон двойного отрицания). Тогда мы говорим: Необходимо, что если а, то неверно, что не а. Такие высказывания истинны всегда, во всех возможных мирах (см. СЕМАНТИКА ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ). Они называются тавтологиями. Пример возможно истинного высказывания: "Завтра пойдет дождь"; пример невозможного высказывания: "Если а, то не а". Такие высказывания называются противоречиями. Алетические М. были известны еще Аристотелю. В ХХ в. К. Льюис построил на их основе особую модальную логику, аксиомы которой отличаются от аксиом обычной пропозициональной логики( логики предложения). Например, законом (тавтологией) обычной логики является предложение: "Если а, то а" (форма закона тождества). Если добавим сюда оператор "возможно", то это предложение перестанет быть тавтологией, необходимой истиной: Если возможно, что а, то возможно, что и не а. В ХХ в. были разработаны и другие модальные системы: 1. Деонтические М. ( лат. deonticos - норма) - это М. нормы. Они предписывают, что должно, что разрешено и что запрещено. Например, в трамвае: Должно платить билеты. Можно ехать. Нельзя курить. Логику деонтических М. разработал финский философ Георгфон Вригт. 2. Аксиологические М. (лат. ахiс - ценность), различающие негативные, позитивные и нейтральные оценки. В сущности, любое предложение так или иначе окрашены аксиологически в зависимости от контекста (см. ПРАГМАТИКА). Равным образом можно сказать: Хорошо, что идет дождь. Плохо, что идет дождь. И просто: Идет дождь. Аксиологическую логику разработал русский философ А. А. Ивин. 3. Эпистемическая логика ( древнегр. ерisteme - знание) изучает М. знания, незнания и полагания: Он знает, что я это сделал. Он полагает, что я это сделал. Он не знает, что я это сделал. Эпистемическую логику разработал Яакко Хинтикка, один из создателей семантики возможных миров. 4. Логика времени - прошлое, настоящее, будущее: Вчера шел дождь. Сегодня идет дождь. Завтра пойдет дождь. Логику времени разработал английский философ Артур Прайор. 5. Логика пространства - здесь, там, нигде. Подробно о ней (см. ПРОСТРАНСТВО). Можно заметить, что все шесть М. устроены одинаковым образом, в каждой по три члена - позитивный, негативный и нейтральный: М. + 0 - алетические необходимо возможно невозможно деонтические должно разрешено запрещено аксиологические хорошо нейтрально плохо эпистемические знание полагание незнание временные прошлое настоящее будущее пространственные здесь там нигде Можно заметить также, что все М. и содержательно похожи друг на друга. Необходимо соответствует тому, что должно, хорошо, известно, находится в настоящем и здесь. И наоборот. Возможно, в эпоху мифологического сознания (см. МИФ) они составляли одну супермодальность. Для чего нужны М.? Они регулируют всю нашу жизнь (см. РЕАЛЬНОСТЬ). Например, деонтическая логика сможет когда-нибудь решить, разрешено ли то, что не запрещено. Каждый наш шаг в жизни характеризуется в узком смысле хотя бы одной такой М., а в широком смысле - всеми шестью. Рассмотрим простейшую ситуацию: Человек вышел из дома. Это возможное высказывание. С деонтической точки зрения это разрешенное действие (но если бы контекст предшествующих или последующих предложений указывал на то, что в это время наступил комендантский час, то это действие перешло бы в разряд запрещенных). Хорошо это действие или плохо, также зависит от контекста. Если человека ждет приятель, то оно хорошо, а если наемный убийца, то, конечно, плохо. С точки зрения времени, это высказывание о прошлом. С точки зрения пространства, это переход из одного актуального пространства в другое. В сильном смысле это именно пространственное высказывание и действие. Построенная типология М. может отражать не только реальную жизнь, но и классифицировать сюжеты (см. СЮЖЕТ).

В начало словаря