Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАРЫ

ЧАРЫ - Βασκανία, род чары посредством взгляда или языка; особенно во вред детям или счастливым людям, также против скота и полевых плодов. Для уничтожения действия этой чары сплевывали троекратно или произносили известные формулы. Это верование распространено было и у римлян, и они употребляли для противодействия колдовству противозаклинания и носили кольца-талисманы. см. также Bulla, Булла.

ЧАСЫ СУТОЧНЫЕ

ЧАСЫ СУТОЧНЫЕ - Ноrа, ср. Dies, День, и Solarium.

ЧЕМЕРИЦА

ЧЕМЕРИЦА - Hellebǒrus (elleborus), ε̉λλέβορος, у древних упоминаются уже два рода этого растения, niger, употреблявшееся как слабительное и albus - как рвотное средствo. Первый рос на горе Ойте (Οίτη), второй (Strab. 9, 418), лучшего качества, близ фокийского города Антикиры, который стал нечто вроде лечебного места, потому что там лучше всего приготовляли эту Ч. Вероятно, посредством известной примеси приготовляли из нее средство для исцеления умалишенных, за которым больные часто приезжали сами в Антикиру, чтобы получить его в неподдельном виде; поэтому tribus Anticyris caput insanabile. Hor. а. р. 300; ср. ер. 2, 2, 137 и Horat. Sat. 2, 3, 82.

ЧЕРНИЛА

ЧЕРНИЛА - Μέλαν, род жидко приготовленных цветных чернил для письма на папирусе, βίβλος. Чернильница называлась πυξίς или μελανοδόχον. Вместо перьев употребляли тростник (κάλαμος, γραφεύς), а для письма на навощенных дощечках острый грифель (γραφει̃ον).

ЧЕТЫРЕСТА

ЧЕТЫРЕСТА - Τετρακόσιοι, олигархический совет в Афинах. Может быть, еще со времен Кимона началось учреждение клубов (ε̉ταιρίαι), в которых собирались недовольные политическим строем государства с целью его ниспровержения. Процесс гермокопидов и комедии Аристофана ясно свидетельствуют о сильном недоверии правящей партии к этим клубам. После неудачного исхода сицилийской экспедиции необходимость привела государство к назначению προβούλων, причем ясно выразилось стремление уничтожить демократию. Алкивиад, убежав из Спарты к Тиссаферну, вступил в сношения с афинским флотом при Самосе и обещал поддержку персов с условием, что в Афинах, где стоял во главе правления заклятый враг его, Андрокл, будет устроена олигархия. Между начальниками флота олигархического направления были Фриних и Пейсандр, пользовавшиеся оба дурной славой во многих отношениях. Первый из ненависти к Алкивиаду отклонил его предложение, Пейсандр же отправился в Афины, чтобы передать там условия Алкивиада. Он соединил все ε̉ταιρίαι для совместного действия и был уполномочен вести переговоры с Алкивиадом и Тиссаферном. Хотя переговоры эти не имели почти никакого успеха, однако при вторичном его прибытии в Афины в апреле 411 г. до Р. X., после того как на нескольких островах ему удалось ввести олигархическое правление, он добился того, что по народному решению несколько демократических учреждений было уничтожено (γραφὴ παρανόμων), ε̉κκλησιαστικόν отменено и вместо прежнего совета из 500 членов назначен новый из 400 членов, которые под руководством проедров сами дополняли свой состав, пользовались неограниченной властью и по своему усмотрению созывали народное собрание из 5000 граждан. Это правительство начало переговоры со Спартой; но ожидания, под влиянием которых народ согласился на все перемены - выгодный мир или помощь от персов, не сбылись. Скоро и среди олигархов возникли раздоры: одни, напр., Фриних, Пейсандр, Антифонт, замышляли предать Афины Спарте, другие, как Ферамен, Аристократ и т. д., были склонны примириться с народом. Эвбея отделилась; тогдашние начальники флота при Самосе, особенно Фрасибул и Фрасилл, стояли за демократию, Алкивиад, никогда не думавший серьезно об олигархии, был призван и поставлен во главе. При таких угрожающих обстоятельствах совет 400 был свергнут народом после 4-месячного существования: Фриних был убит, Антифонт казнен, другие убежали к спартанцам в Декелею. Прежний совет был восстановлен, но жалованье экклезиастам оставалось отмененным, и народное собрание из 5000 граждан продержалось еще некоторое время; точно так же были сохранены некоторые другие реформы. Thuc. 8, 67-97.

ЧЕТЫРЕХГРАДЫ

ЧЕТЫРЕХГРАДЫ - см. Тетраполис.

ЧИХАНИЕ

ЧИХАНИЕ - Πταρμός, sternutatio или sternutamentum, y древних причислялось к omina (Хеn. Anab. 3, 2, 9, см. Divinatio, Дивинация, 11. 20), может быть, потому, что оно удаляло, по их мнению, из тела вредное вещество; издревле уже чихающим кричали: Ζευ̃ σω̃σον. Ч. рано утром и очень громкое Ч. считалось предвещающим несчастье, в полдень - счастье. Слышанное слева, оно было знаком отсоветывающим, а справа - одобряющим. Даже у богов оно считалось знаком согласия.

ЧУДО

ЧУДО - Prodigĭum, см. Divinatio, Дивинация, 13. 17.

ЧУЖЕЗЕМЕЦ

ЧУЖЕЗЕМЕЦ - Peregrīnus.

По общему правовому воззрению древних народов, чужеземцы были рассматриваемы как личности свободные, но не имеющие прав, принадлежащих гражданам. В Риме с древнейших времен всякого Ч. называли hostis, пока это слово не получило мало-помалу значения внешнего врага, а названием Ч. сделалось peregrinus. Cic. off. 1, 12. Т. к. Ч., если за него не заступался особый patronus, не имел никакого права на покровительство закона, то были неизбежны злоупотребления, для устранения которых были заключаемы foedera с соседними и более отдаленными народами (см. Foedus, Договор, и Recuperatio) и устроены особые суды для разбирательства дел между римлянами и Ч. С расширением внешних сношений Рима и с увеличением в Риме числа чужеземцев решено было признать за последними некоторую правоспособность и создать для правовых отношений к ним новые формы. Это было сделано на основании так называемого ius gentium (см. Природное право), в силу которого введены были obligationes naturales (см. Obligatio), признание имущественных прав иностранцев и другие учреждения. Но от участия в государственном, частном и сакральном праве римлян чужеземцы постоянно были отстраняемы. Тем не менее peregrini неоднократно пытались присваивать себе гражданские права, за что часто массами были высылаемы из Рима (Plut. С. Graech. 12), также посредством Lex Iunia, 126 г. до Р. X., lex Licinia Mucia, 95 г. до Р. X., 1. Papia, 65 г. до Р. X. Suet. Oct. 42. Rein, röm. Crim.-Recht, стр. 172 - 178. О различных разрядах иностранцев см. Dediticii, Latini, Латинские колонисты, и Socii, Союзники. После того как император Каракалла всех свободных обитателей Римской империи объявил гражданами, число так называемых peregrini значительно уменьшилось.

Предыдущая страница Следующая страница